Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия роста предприятия




З План развития хозяйственного портфеля

План предприятия как один из этапов стратегического планирования его деятельности представляет собой установление базисных показателей его работы. В последнее время предприятия общественного (массового) питания вне зависимости от их принадлежности и форм собственности планируют: валовой доход, валовой товарообо­рот с выделением оборота по продукции собственного производства, удельный вес собствен­ной продукции, численность работников, прибыль в сумме и в процентах к товарообороту, издержки производства и обращения, НДС. Для вновь вводимых и реконструируемых пред­приятий немаловажное значение имеют такие показатели, как срок окупаемости и эффектив­ность капиталовложений.

При этом следует добавить, что каждое предприятие общественного (массового) питания может по своему усмотрению планировать себе и другие показатели, обеспечивающие его рентабельность. Но в каждом конкретном случае руководитель согласовывает показатели деятельности своего предприятия либо с вышестоящим органом (администрация; Совет дирек­торов, и т.д.), либо утверждает план на Совете коллектива (в случае ТОО, МП, частного пред­приятия).

 

 

Стратегию выбирают на основе анализа, проведённого на трех уровнях.

На первом уровне выявляют внутренние возможности, которыми предприятие может вос­пользоваться - возможность интенсивного роста. Выделяют три возможности интенсивного роста:

Глубокое внедрение на рынок. Эта возможность заключается в изыскании предприятием путей увеличения сбыта своих товаров, услуг на своём обычном сегменте. Для этого предпри­ятие может:использовать методы стимулирования продажи, позволяющие привлечь новых потреби­телей; использовать новые формы обслуживания (обслуживание в цехе, на дому, обслуживание на заказ и т.д.).

Расширение границ рынка - заключается в том, что предприятие может попытаться сбыть свою продукцию за пределами того сегмента рынка, где оно обычно работает.

Совершенствование товара - заключается в том, что предприятие может увеличить сбыт и привлечь новых потребителей на всех сегментах за счет создания новых или усовершенствова­ния старых товаров и услуг.

Так, возможности интенсивного роста в примере 1 могли бы, например, быть: выпуск и про­дажа полуфабрикатов высокой степени готовности через магазин кулинарии; организация продажи продуктов различной степени готовности непосредственно в цехах после работы; организация праздничных торжеств по желанию клиента (на дому, даче, отдыхе и т.д.).

На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли - возможность интеграционного роста. Интеграционный рост может идти в плане:

1. Регрессивной интеграции - возможность предприятия поставлять под контроль своих по­ставщиков (централизованных и децентрализованных).

2. Прогрессивной интеграции - возможность предприятий - изготовителей (заготовочных предприятий) поставить под контроль реализацию своей продукции в столовых доготовочных.

Возможность интеграционного роста имеет ограниченные возможности для предпри­ятий массового питания. Как правило, это возможно для крупных финансово - независимых предприятий, содержащих в своем составе как столовые заготовочные, так и доготовочные.

Вообще, если говорить о возможностях роста, как интенсивного, так и интеграционного, то наиболее широкие возможности имеет предприятие общественного питания, работающее на рынке массового потребителя, и более узкие возможности - предприятие, обеспечивающее пи­тание определенного контингента и находящееся на дотациях.

На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами предприятия и от­расли в целом - диверсификационный рост. Диверсификация производственно - сбытовой деятельности представляет собой разработку и производство новых видов товаров с последующей их продажей на новых рынках.

Для предприятий массового питания наиболее приемлемы первый и второй уровни страте­гии роста. Так, интенсивный рост оправдан в том случае, когда предприятие не до конца ис­пользовало свои потенциальные внутренние резервы (узок перечень предоставляемых услуг, не используется НОТ на производстве, специфика предприятия не соответствует потребностям рынка и т.д.);

В целом всё вышесказанное можно представить следующей схемой (рисунок 7). Насколько эти перечисленные направления будут

Расширение Увеличение ассортимента товаров и новые

рынка и технологии

создание новых

рынков Продукция

 

Выпускаемая Новая

 

 

 


 

Дальнейшее Разработка новых продвижение на видов продукции рынок   Расширение рынков Диверсификация сбыта производственно- сбытовой деятельности  
РЫНОК

 

Существующий

 

 


Новый

 

Рисунок 7 – Возможности роста предприятия

 

перенесены в практическую плоскость производственных планов предприятия, будет зависеть, прежде всего, от поставленных перед предприятием задач, его ресурсов, внешней среды, окружающей данное предприятие, тенден­ций изменения самих направлений в будущем.

Таким образом, если, например, предприятие ставит перед собой задачу дальнейшего рос­та, а выпускаемая ею продукция хорошо себя зарекомендовала среди потребителей и пользует­ся достаточно гибким спросом, то такое предприятие может выбрать для себя дальнейшее про­движение на рынок в качестве стратегии и снижение цены в качестве тактики.

Задача дальнейшего роста предприятия может быть также решена путём разработки новых видов продукции (что потребует, возможно, затрат на технологические исследования и раз­работки) или посредством расширения рынков сбыта (что потребует расходов на изучение этих рынков). Если же при задаче роста окружение предприятия представлено сравнительно небольшими предприятиями, различающимися по своей ориентации на рынок и технологиче­ским возможностям, то можно избрать стратегию диверсификации, пытаясь приобрести (или контролировать) другие предприятия, фирмы

После того, как стратегия дальнейшего развития предприятия будет одобрена на выс­шем уровне - его руководителями, она должна быть преобразована в конкретные операцион­ные планы для каждого подразделения. При этом следует добавить, что на стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы:

1. Риск. Какой уровень риска руководство считает приемлемым? Риск является фактом жизни компании, но высокая степень может разрушить компанию.

2. Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство нахо­дится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.

3. Реакция на владельцев. Весьма часто владельцы акций ограничивают гибкость руково­дства при выборе конкретной стратегической альтернативы,

4. Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.

Основные вопросы и задачи стратегического планирования:

- стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для организа­ции и решения о том, что следует сделать для их достижения;

- стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений;

- стратегические планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуаль­ных позиций;

- существует устойчивая положительная корреляция между формальным планированием и успехом организации;

- ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования.

Первым и, вероятно, самым решающим плановым решением является выбор целей для организации - ее миссии и конкретных целей, обеспечивающих её выполнение. Первостепенной целью организации является осуществление её миссии, т.е. смысла ее существования. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Выбор слишком узкой цели может сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации. Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми или перекрестно поддерживающими.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей организации. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование.

В распоряжении организации имеются четыре стратегические альтернативы - органический рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои альтернативы и варианты.

Ограниченный рост. Стратегия, для которой характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Рост. Стратегия роста, осуществляемая путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над

уровнем показателя предыдущего года.

Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост может быть в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста (например, производитель приобретает оптовую фирму - поставщика или одна фирма по производству пирожных приобретает другую).

Сокращение. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здоровый путь рациона­лизации и переориентации направлений. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов: ликвидация; отсечение лишнего; сокращение и переориентация.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.