Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание личности




Деятельность

Мотивы – то,

что побуждает

человека к дея-

тельности

Действия – относи-

тельно законченные

элементы деятельно-

сти, направленные на

достижение промежу-

точных целей, подчи-

ненные общему за-

мыслу

Цели – то,

на что на-

правлена

непосред-

ственная

деятель-

ность

Таким образом, чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо

выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные сто-

роны деятельности – её мотивы, способы выполнения, отбор и переработка не-

обходимой информации – могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они

могут осознаваться не полностью и даже неверно.

В тех случаях, когда осознание цели отсутствует, нет и деятельности, а

имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно

потребностями и эмоциями. Оно выражает лишь аффекты и впечатления инди-

вида и поэтому часто носит эгоистический, антиобщественный характер.

Каждый человек живет в обществе, среди других людей. Взаимодействуя с

ними и окружающей предметной средой, он выделяет сам себя из окружающего

мира, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний,

действий и процессов, начинает воспринимать себя как “ Я ”, противостоящее

другим, и вместе с тем неразрывно с ним связанное. Переживание наличия соб-

ственного “Я” субъективно выражается прежде всего в том, что человек пони-

мает свою тождественность самому себе и в настоящем, и в прошлом, и в бу-

дущем. Он знает, что при любых изменениях обстоятельств и перестройках его

жизни это будет “Я” того же самого человека.

Переживание наличия собственного “Я” есть результат длительного разви-

тия личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как

открытие Я ”. В возрасте одного года ребенок начинает осознавать отличие

ощущения собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находя-

щимися во вне предметами. Позже, к 2 – 3 годам, ребенок начинает отделять

предмет и результат собственных действий от предметных действий взрослых,

он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступ-

ков, выделяет себя из окружающей среды и противопоставляет себя остальным.

В это время в его речи появляются личные местоимения и он часто говорит: “Я

сам!”, “это мое; это не твое” и т. д.

На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возмож-

ность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств

(восприятия памяти, мышление и др.) и, наконец, в подростковом и юношеском

возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую

деятельность начинает формироваться система социально-нравственных само-

оценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ

“Я”.

ОбразЯ ” – это относительно устойчивое, не всегда осознаваемое, пере-

живаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на

основе которой он строит взаимоотношения с другими. В образ “Я” встраива-

ются и отношения к самому себе: человек может относится к себе фактически

так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненави-

дя, и даже понимая и не понимая себя. Образ “Я” тем самым вписывается в

структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

Поэтому он, как всякая установка, включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способно-

стях, внешности, социальной значимости и т. д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, само-

критичность, себялюбие, самоуничижение и т. п.

В-третьих, поведенческий (волевой) компонент: стремление быть поня-

тым, завоевывать симпатии, уважение товарищей и окружающих, повысить

свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и

критики, скрыть свои недостатки и т. д.

Образ “Я” – это и предпосылка и следствие социального взаимодействия.

Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множе-

ство сменяющих друг друга “Я – образов”, попеременно то выступающих на

передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуа-

ции социального взаимодействия. Следовательно, “образ “Я”” – это не статиче-

ское, а динамическое образование личности индивида.

“Я – образ” может переживаеться как представление о себе в момент само-

го переживания, такое его состояние в психологии обычно называют “ реальное

Я ”. Когда, например, подросток в какой-то момент времени говорит или дума-

ет: “Я презираю себя”, то это только проявление юношеского максимализма, а

не некоторая стабильная характеристика его “Я – образа”. Более чем вероятно,

что его представление о себе через некоторое время сменится на противопо-

ложное.

“Я – образ” – это вместе с тем и “ идеальное Я ” субъекта, т.е. то, каким он

должен был бы, по его мнению стать, чтобы соответствовать внутренним кри-

териям успешности. Оно вступает как необходимый ориентир в самовоспита-

нии личности.

Существует еще один вариант “Я – образа” – это “ фантастическое Я ”,

т.е. то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возмож-

ным, каким он хотел бы себя видеть. Этот образ очень важен в юношеском воз-

расте, когда человек u1089 строит планы на будущее, создание которых невозможно

без фантазий. Однако он свойственен и взрослым людям.

Важнейшей стороной самосознания личности является самооценка. Это

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди дру-

гих людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Это свойство личности формируется в результате совместной деятельно-

сти и общения. Каждый человек все время сверяет то, что он делает с тем, что

ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требо-

ваниями. В конечно счете, если не считать удовлетворение естественных по-

требностей, все, что человек делает для себя, он делает вместе с тем для других.

Познавая качества других людей, личность получает необходимые сведе-

ния, которые позволяют выработать собственную оценку. Иными словами,

оценки собственного “Я” – это результат постоянного сопоставления того, что

личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная

кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним,

предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступ-

кам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее пси-

хологическое самочувствие. При этом личность прежде всего ориентируется на

некоторый круг значимых для него людей (реальных или идеальных), которые

составляют референтную группу.

Самооценка представляет собой как бы “внутренний манометр”, показания

которого свидетельствуют о том, как он оценивает себя, каково его самочувст-

вие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетво-

рения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая

самооценки могут стать внутренними источниками конфликтов личности.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоцени-

вать себя в ситуациях, когда у него нет для этого реальных оснований. В ре-

зультате он нередко u1089 сталкивается с противодействиями окружающих, отвер-

гающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность

или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необ-

ходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии ком-

плекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициа-

тивы, безразличия, самобичевания и тревожности.

Следует заметить, что самооценка не всегда отчетливо осознается лично-

стью, однако она во всех случаях влияет на ее поведение и самочувствие.

Однако для характеристики состояния личности недостаточно знать одну

лишь самооценку, важно также иметь представление о том, какова, по мнению

данного человека, оценка, которую он заслужил в данной группе, т.е. знать

ожидаемую оценку личности группы. Обычно такая оценка является устойчи-

вой по отношению к своему коллективу и колеблющейся, когда личность вхо-

дит в новую группу, образует новые коммуникации.

Еще одной важной характеристикой личности является уровень ее притя-

заний. Обычно уровень притязаний определяют как степень трудности цели, к

достижению которой стремится данная личность. Он формируется в результате

переживания успеха или неуспеха в прошлых действиях. Уровень притязаний

тесно связан с уровнем самооценки личности. При этом стремление к повы-

шению самооценки в условиях свободного выбора степени трудностей целей

приводит к конфликту двух тенденций: стремления повысить притязания, что-

бы пережить максимальный успех, или стремления снизить притязания, чтобы

избежать неудачи. Тенденция повысить притязания, чтобы добиться макси-

мального успеха (или неуспеха), связанного с достижением (или не достижени-

ем) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более труд-

ных (или более лёгких) задач. Если же человек после успеха снижает трудность

избираемой цели или же наоборот после неудачи u1087 повышает трудность цели, то

это представляет собой нетипичные изменения уровня притязаний, которые го-

ворят либо о нереалистическом уровне притязаний, либо о неадекватной само-

оценке.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уве-

ренностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей про-

дуктивностью и критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным

(заниженным или завышенным) притязаниям. В поведении это проявляется в

выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожно-

сти, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования,

некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязаний личности формируется под воздействием ряда факто-

ров. Это стандарты успеха, существующие в социальных группах, к которым

относится данная личность, уровень её самоуважения (включая самооценку), её

прошлый опыт, степень осознания соответствующей социальной роли, успехи и

неудачи в процессе движения к цели.

Например, успех нередко рождает стремление к более трудным целям, в то

время как неудача побуждает человека понижать уровень своих притязаний.

Конечно, это не исключает того, что спустя некоторое время после неудачи,

проанализировав её причины, человек снова будет ставить перед собой те же

самые трудные цели.

Многое зависит и от того, как личность оценивает свои возможности в

данном отношении. В целом все люди в этом отношении делятся на три груп-

пы: первая – лица, которые адекватно оценивают свои возможности, вторая –

склонные к постоянной их переоценке, третья – к столь же постоянной недо-

оценке.

Уровень притязаний тесно связан с осознанием личностью её социальной

роли. Если, например, человек, назначенный на руководящую должность, счи-

тает себя неспособным к выполнению руководящих функций, чувствует себя не

в своей тарелке, считает, что занимает чужое u1084 место, то и уровень его притяза-

ний в рамках этой социальной роли будет чрезвычайно низким. Такой руково-

дитель не будет требователен к подчиненным, будет неспособен отстаивать ин-

тересы своего коллектива в спорах с вышестоящим руководством, будет прояв-

лять нерешительность и медлить с принятием решений.

Уровень притязаний личности в области трудовой деятельности зависит от

возраста, образования, пола и социального происхождения.

Например, выявлено, что с увеличением возраста (до определённого пе-

риода) уровень притязаний, связанный с “творческими” потребностями, повы-

шается, а затем снижается. Эта переломная точка различна в разных профес-

сиональных группах и составляет для рабочих период в 19 – 25 лет, для ИТР – в

30-35 лет.

Возрастает уровень притязаний и с ростом уровня образования. И у рабо-

чих, и у ИТР по мере роста уровня образования усиливается ориентация на

творческие компоненты деятельности.

Связь между полом работника и уровнем его притязаний проявляется в

том, что обычно запросы женщин к содержанию труда и размеру заработка су-

щественно ниже, чем у мужчин, в то же время в отношении условий труда уро-

вень притязаний женщин гораздо выше, чем у мужчин.

В целом, говоря об уровне притязаний, можно сказать, что чаще всего

личность устанавливает его где-то между чересчур трудными и слишком лег-

кими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте

свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхище-

нием успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осозна-

ваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Все три показателя – самооценка, ожидаемая оценка окружающих и уро-

вень притязаний являются элементами самосознания личности, и хочет человек

того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными инди-

каторами его положения среди других людей.

Структуру самосознания личности можно представить в виде следующей

схемы (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Структура и функции самосознания личности.

Самосознание: образ Я, самооценка,

уровень притязаний, ожидаемая оценка

самопознание самоотношение саморегуляция

самоощущения

самонаблюдения

самоанализ

самочувствие

самолюбие

скромность

гордость

сдержанность

самообладание

самоконтроль

саморегулирование

краткосрочное

самооценка

поступка

саморегулирование

стратегическое

самовоспитание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.