Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В о п р о с 3. Традиционно метод понимается как прием или способ осуществления чего-либо




Традиционно метод понимается как прием или способ осуществления чего-либо. Под методологией какой либо науки или сферы деятельности имеется ввиду система методов, а также – правил (принципов), которые обязательно нужно соблюдать. Методология менеджмента отличается тем, что включает в себя методы как анализа информации, так и принятия управленческих решений, управления разными элементами организации и ее деятельности (кадрами, финансами, рисками и т.п.), выполнения определенных функций менеджмента (планирования, мотивации и т.п.), а также – соответствующие каждому элементу методологии правила, обязательные для выполнения.

Исследование методологии современного менеджмента начнем с методов анализа информации, поскольку этот момент наиболее близок к методологиям других наук, в частности – экономической теории. Принято выделять общенаучные и специальные методы анализа информации.

Общенаучные методы анализа отличаются тем, что они должны в равной степени использоваться всеми отраслями науки и практической деятельности. Основным, ведущим общенаучным методом анализа, используемым практически всеми науками и сферами деятельности, является материалистическая диалектика. Она представляет собой сложный агрегированный метод, состоящий из трех основных принципов и трех законов.

К основным принципам материалистической диалектики относятся: принцип объективности анализа, всеобщей взаимосвязи и всеобщего развития. Принцип анализа это – правило, которое обязательно должно выполняться в процессе анализа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Принцип объективности заключается в следующем: в процессе анализа проблемы аналитик (управленец) не должен заранее делать никаких выводов, это возможно только по окончании изучения всех фактов. Нельзя до полного завершения анализа принимать точку зрения ни одной из противоборствующих сторон, если таковые имеются. Необходимо подходить к объекту независимо от своего личного к нему отношения. В противном случае риск сделать неверные выводы оказывается очень высоким. В управленческой деятельности принцип объективности анализа имеет исключительное значение, особенно при анализе стратегических альтернатив, постановке целей, разрешении конфликтных ситуаций, найме работников и т.п.

Принцип всеобщей взаимосвязи гласит: анализируемый объект тесно связан с другими, он зависит от них, а они от него. Более того, если объект сложен и состоит из нескольких элементов, элементы тоже взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому аналитик или управленец, принимая любое решение, должен помнить: перемены в объекте или даже только в одном из его элементов изменят не только этот элемент и не только данный объект, а по системе связей повлияют на все объекты, связанные с данным не только прямо, но и косвенно. Поэтому любой шаг, связанный с переменами, надо просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы избежать неожиданных последствий. В управленческой деятельности это особенно важно, поскольку организация есть система, состоящая из взаимосвязанных элементов.

Принцип всеобщего развития говорит о том, что любая ситуация непрерывно изменяется. Поэтому любые действия по ее исправлению (когда они требуются) должны основываться на предварительном детальном анализе этой ситуации. В управлении часто велик соблазн, столкнувшись ситуацией, внешне аналогичной той, с которой мы уже сталкивались какое-то время назад, воспользоваться теми же средствами, что помогли нам в прошлом случае. Но делать этого не следует, потому что ситуация изменилась и, вполне возможно, лишь выглядит аналогичной, по сути отличаясь весьма существенно. А другая суть требует и иных методов исправления. Воспользовавшись прежним набором мер, мы рискуем не только не исправить ситуацию, но даже ухудшить ее.

К основным законам материалистической диалектики относят: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает основную причину развития любой системы. Его суть заключается в следующем: любой объект сложен и состоит из элементов. Среди этих элементов есть противоположности, т.е. элементы, имеющие разнонаправленную ориентацию, например, положительный и отрицательный полюс в батарейках, или для человека – необходимость делать одно, а желание – совсем другое. Эти противоположности противоречат друг другу, между ними существует противоречие. Они постоянно борются между собой, но существовать друг без друга не могут. Сосуществуя в борьбе, противоположности заставляют друг друга и систему в целом самосовершенствоваться и развиваться. Таким образом, в соответствии с данным законом, основной причиной развития является противоречие. Управление дает тому массу примеров. Один из них – противоречие между прибылью фирмы и затратами на ее функционирование. Чтобы увеличить первую, надо сократить вторые, но, снизив затраты чрезмерно, организация рискует совсем лишиться дохода, не говоря уже о прибыли.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития. Он гласит: любое развитие начинается с накопления новых элементов в давно существующем объекте. Количество новых элементов постепенно накапливается и, когда это количество достигает определенного уровня, необходимого для обновления качественного состояния объекта, т.е. «критической массы» или «меры», происходит изменение качества. Объект обновляется, приобретая качественно новую суть. Важен следующий факт: изменение качества происходит моментально, скачком, хотя накопление необходимых для этого количественных перемен может происходить очень долго. Можно привести актуальный пример: студент поступил учиться, в течение длительного периода времени он изучает определенные дисциплины, и постепенно в его голове накапливаются количественные изменения, т.к. он получает новую информацию. Качество же изменится, и студент станет специалистом только после того, как будет получена, должным образом переработана и воспринята вся необходимая информация, ее «критическая масса». Поэтому и фирма из одного состояния в другое может переходить только постепенно, накопив критическую массу новых элементов нужного качества.

Закон отрицания отрицаниядемонстрирует преемственность в развитии. В соответствии с ним, все новое накапливается в объекте, отрицая старое, но на его основе. Это новое, в свою очередь, со временем также устаревает и отрицается другими элементами, более новыми. Получается отрицание отрицания. Самое важное заключается в следующем: новое не может возникнуть на пустом месте, а только на базе предыдущих достижений и в значительной степени благодаря им. Объект просто должен быть готов к восприятию этого самого нового. Поэтому, возникая, новое отрицает старое не полностью, а вбирая в себя из него все позитивное. Поэтому организация совершенствуется и приспосабливается к рыночным переменам тем успешнее, чем позитивнее текущее положение дел в ней.

Другим важным общенаучным методом является научная абстракция. Она представляет собой сосредоточение внимания исследователя (управленца) на принципиально важных, основных элементах объекта, определяющих его сущность, и отвлечение этого внимания от всего в данный момент неважного, второстепенного. Научная абстракция необходима при исследовании любого сложного объекта, т.к. без нее в огромном потоке противоречивой информации ориентироваться трудно. Важно: абстракция обязательно должна быть объективной. Для менеджера обоснованная абстракция необходима, поскольку ежедневно он сталкивается с огромным потоком противоречивой информации, в котором утонет, если не сможет быстро выделить главное и сконцентрироваться на нем.

Теперь рассмотрим другой важный метод: анализ и синтез. При этом анализ есть расчленение сложного анализируемого объекта на ряд простых элементов и изучение этих простых элементов. А синтез – воссоздание из детально изученных простых элементов целостной картины объекта на более высоком уровне понимания его сущности. Анализ и синтез – метод парный, поэтому целесообразно совместное использование данных приемов анализа. Анализ и синтез – очень важный метод управленческого анализа. Целостное восприятие организации необходимо, но оно будет достаточно глубоким и точным только на основе детального изучения всех ее подразделений, направлений и аспектов деятельности.

Далее рассмотрим еще один парный метод – количественный и качественный анализ. Под количественным анализом понимается исследование внешних характеристик объекта: внешний вид, основные параметры и т.п. Он позволяет оценить данные внешние характеристики и предыдущую динамику их развития, если она имеется. Результаты количественного анализа обычно оформляются в виде таблиц, графиков и схем. Под качественным анализом понимается исследование внутренних качественных характеристик объекта. Он позволяет понять причины данного состояния объекта и, следовательно, прогнозировать дальнейшую динамику. Результаты количественного анализа, не дополненного качественным, могут привести к неверным выводам. Поэтому, анализируя любой объект, следует по поводу любого зафиксированного изменения задавать себе вопрос: почему? и стараться искать на него ответ. В управленческой деятельности данный метод также очень важен. Например, фирма зафиксировала устойчивое снижение объема продаж. Надо принимать меры. Первое, что приходит в голову – активизация рекламной деятельности. Но это может совсем не помочь, если причина снижения объема продаж кроется не в низком уровне известности товара, а в низком качестве, чрезмерной дороговизне или технологическом отставании от конкурентов. Выявление причины негативного явления позволяет устранит именно ее и надолго избавиться от проблем данного рода. Если же влиять на негативную ситуацию, не выявив причин ее появления, избавиться от нее на долгосрочной основе не удастся. Позитивные перемены также требуют анализа своих причин и, очевидно, усиления причинных моментов.

Следующий парный метод будет последним. Речь идет о логическом и историческом анализе. Под логическим анализом понимают исследование некоторого объекта исходя из логики человеческого мышления, по принципу: логично, чтобы это было так. Результатом обычно является определенная логическая схема событий или процессов, сформировавшаяся в голове аналитика (умозрительная). Здесь кроется значительная проблема: логика каждого отдельного человека своеобразна. Поэтому результаты логического анализа всегда содержат элемент субъективности. Именно для того, чтобы снять или хотя бы сократить эту субъективность, построенные логические схемы надо корректировать на реальную историческую практику, сравнивая их с конкретными реалиями. Например, менеджер может построить оригинальную оргструктуру, кажущуюся ему оптимальной. Но убедиться в этом можно, проанализировав практику: где, когда и как структуры, построенные по подобному принципу, уже работали. В противном случае внедрение новой структуры может оказаться ошибкой. С другой стороны, при реализации прорывных новшеств, возможности осуществить исторический анализ нет, а «кто не рискует, тот не пьет шампанского».

Важным общенаучным методом анализа является выделение в большом ряду сравниваемых объектов общего, т.е. того, что их объединяет, особенного, т.е. того, что отличает определенную группу объектов, и единичного, т.е. того, что некий определенный объект отличает от всех остальных. В управлении, выделив единичные особенности какого-то подразделения организации, проще определить своеобразие его стратегии и тактики.

Достаточно универсальным методом анализа является и моделирование. Моделирование вообще это – построение уменьшенных и упрощенных копий анализируемых объектов. Моделирование может быть логическим, когда модель строится при помощи логических фраз, графическим, когда строится схема, или визуальным, когда строится макет. Само по себе моделирование используется многими учеными и практиками. Оно очень полезно, поскольку позволяет внимание не просто концентрировать, а фиксировать.

Важно: в процессе построения любой модели внимание фиксируется на основных, важнейших моментах, а от второстепенных осуществляется абстрагирование. Чем от большего числа особенностей и деталей пришлось абстрагироваться, тем условнее модель и результаты ее анализа. Таким образом, результаты анализа сложного объекта при помощи моделирования всегда весьма условны, и абсолютизировать их нельзя, иначе общий вывод может быть неверным.

Особо выделяется математическое моделирование, когда анализируемый объект моделируется при помощи математических функций, чисел, знаков, символов. При этом прикладную, не очень сложную управленческую проблему часто оказывается возможным сформулировать как математическую задачу, а искомый параметр находить путем обычного решения этой задачи. Главное преимущество математического моделирования, как метода анализа, заключается в его объективности, но об условности результата забывать нельзя. Для решения глобальных, фундаментальных проблем этот метод вряд ли подходит. Моделирование в менеджменте нужно, чтобы четко выделять основные моменты, определяющие ситуацию, точно устанавливать взаимозависимости между ними и абстрагироваться от частностей и деталей. Оно помогает лучше понять ситуацию, сконцентрировать все усилия на главном, но абсолютизировать выводы модельного анализа нельзя, т.к., они весьма условны.

Таким образом, методология современного менеджмента включает в себя несколько универсальных методов анализа управленческой информации. Специальные методы анализа управленческой информации отличаются тем, что в основном (или только) используются именно этой (управленческой) наукой или практикой.

Наиболее ярким специальным методом анализа информации в менеджменте является экспериментирование. Это – искусственное создание условий, в которых будет осуществляться некое планируемое мероприятие, и пробное проведение этого мероприятия в искусственных условиях, когда последствия его будут контролируемы и ограничены. Экспериментирование чаще всего осуществляется на базе моделирования. Важно: модель должна достаточно точно отражать основные характеристики объекта. Если даже модель не приходится создавать специально, для проведения эксперимента в менеджменте приходится выбирать то подразделение организации, которое наиболее точно отражает всю ее в целом (моделирует). В противном случае результаты экспериментального анализа будут неверными, т.к. эксперимент не точно продемонстрирует последствия того или иного мероприятия (события) для организации. Решение, принятое на основе результатов такого эксперимента, вероятно, окажется ошибочным.

Кроме методов анализа информации, в основном разобранных нами, в менеджменте важны еще и методы принятия решений, выполнения функций менеджмента, координации действий работников или управления разными подразделениями организаций. Эти методы очень важны, поскольку, основываясь на них, менеджеры действуют. Но их анализ в данном разделе автор считает не целесообразным. Все эти методы современного менеджмента будут детально рассмотрены в соответствующих разделах курса, поэтому здесь мы оставим данный момент без внимания. Так, методы планирования проанализируем в теме «Планирование как функция менеджмента», построения оргструктур – в теме «Организовывание как функция менеджмента», организации взаимодействия людей – в теме «Мотивация как функция менеджмента» и т.п. Автор не считает возможным обсуждать методы осуществления того, суть чего пока не разобрана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.