Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3

Литература.

 

1. Политология (в 2-х частях): Методическая разработка для студентов. Выпуск I. (Под общей ред. Ю.Н. Дорожкина). – УНИ, 1991.

 

2. Политология (в 2-х частях): Курс лекций. (Под общей ред. Ю.Н. Дорожкина). Выпуск II. – УГНТУ, 1996.

 

3. Основы политологии: Курс лекций. (Под ред. В.П. Пугачева). – М., 1992.

 

4. Основы политической науки: Учебное пособие. (Под ред. В.П. Пугачева). Ч. I и II. – М., 1993.

 

5. Очерки истории и теории политической науки. (Под ред. Ю.Н. Дорожкина и А.А. Ахмадеева). – Уфа, Гилем, 1999.

 

6. Политология для технических вузов. (Под ред. Ю.Г. Волкова). – Ростов Н/Д, Феникс, 2001.

7. Шамилева Р.Г. – Либеральная концепция справедливости: миф и реальность «Социально-гуманитарные знания» 2005, №6

 

Политическая власть.

 

1. Сущность власти, определение, ее структура.

Существует несколько школ в понимании природы власти, которые различаются методом исследования.

I. Биологический метод исследования - власть есть результат не только общественной, но и биологической природы человека.

 

 

Истоки этой концепции - в системе взглядов Аристотеля, который рассматривал власть, как естественное состояние общества, предопределяемое самой природой человека.

Идеи Аристотеля поддерживает и развивает современная французская политологическая школа (М. Марсаль, А. Поза, М. Дюверже). Но в отличие от Аристотеля, представители этой школы полагают, что власть является характерной не только для человека, но и для всего живого на Земле, для всех биологических образований, особенно ведущих стадный образ жизни: слоны, волки, обезьяны и т.д. Но в отличие от животного человек формирует идею. Он ставит цель, для реализации которой требуется согласованность действий всех членов коллектива, будь то семья или производственный коллектив.

II. Психологический подход - школа 3. Фрейда. В чем ее суть? Власть - особый тип поведения человека. Власть - отношения господства и подчинения между индивидами. Власть в данном случае понимается под углом субъективного восприятия ее индивидом. Власть определяется особенностями психологической природы конкретного человека. В чем же эти особенности психики? У одних людей они проявляются в чувстве слепого повиновения (подчинения). А у других - в неповиновении, в непокорности любым атрибутам воздействия на личность. Такая личность всегда стремится к власти. При этом фрейдисты полагают, что в психике большинства людей заложены структуры, делающие человека предрасположенным к повиновению (к «рабству» - Аристотель), к предпочтению «рабства» свободе. Почему? Большинство людей стремятся к личной защищенности и успокоению. У большинства людей сильно развит инстинкт самозащиты (самосохранения). А власть - это всегда риск. И поэтому, считает 3.Фрейд, власть возникает и функционирует как взаимодействие воли к власти одних и готовности к подчинению других людей.

III. Социологический подход (марксистский). Суть его в сведении власти к политическому влиянию одной социальной группы на другую. Здесь абсолютизируется зависимость власти от классовых отношений. Акцент делается на классовом господстве, подчинении. Политическая власть рассматривается исключительно через призму диктатуры господствующего класса (буржуазии или пролетариата).

IV. Системный подход (Д. Истон, Г. Алмонд). Речь идет только о политической власти. На чем он основан? Потребность власти скрыта в противоречиях между запросами, интересами, ожиданиями социальных групп и возможностями их реализации. Власть рассматривается как совокупность средств реализации политики (право, авторитет, воля, принуждение), позволяющих реализовывать общественно значимые потребности различных социальных групп, решать групповые конфликты и обеспечивать целостность (интеграцию) общества.

 

V. Телеологический (целеполагание) подход (М. Вебер, Б. Рассел). Власть рассматривается как достижение определенной цели для получения намеченных результатов и как способность менять отношения людей в обществе, используя различные средства. В основе этого определения опять-таки лежит признание неравенства людей (природного и социального). Исходя из чего, существует

 

 

возможность влияния или воздействия одного субъекта на другой, добиваясь при этом поставленной цели. Итак, все школы имеют право на существование, но наиболее приоритетным является следующее определение: Власть - это отношения господства и подчинения между индивидами, социальными группами (класс, нация) или народами; это подчинение воли одних воле других для достижения поставленной цели.

 

Власть - это способность навязывать свою волю и приводить в исполнение те или иные решения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, производственный коллектив, различного рода организации и учреждения). Власть - это свойство любой социальной организации; это способ самоорганизации человеческой общности. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность людей. Без власти невозможна и семья. Семья - это тоже отношения господства и подчинения.

Структура власти.

Основные компоненты власти: субъект и объект власти; мотивы подчинения власти; средства (ресурсы) реализации власти. Мы с вами выяснили, что властные отношения - это всегда отношения неравенства. Здесь всегда налицо господствующая и подчиняющаяся стороны. При этом надо отметить, что в отношениях власти первостепенная роль принадлежит субъекту - носителю власти, т.к. субъект - носитель власти воплощает ее активное, направляющее (господствующее) начало. Кого мы относим к субъекту власти?

Индивид (отдельные личности), разные общности людей: социальные группы, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН; политические элиты и лидеры, представляющие определенные общественные группы или весь народ; политические организации: партии, объединения, государство.

Далее для возникновения и развития властных отношений необходимо, чтобы субъект власти обладал и рядом таких качеств, как: желание руководить и готовность брать на себя ответственность; способность руководить, профессионализм умение использовать ресурсы власти; обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены перечисленными качествами.

Власть — всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта. Властные отношения невозможны без подчинения объекта власти, даже если субъект власти обладает огромной волей властвования и мощными средствами принуждения. Властные отношения во многом определяются готовностью объекта властвования к подчинению, которая, в свою очередь, зависит от ряда факторов и прежде всего: от собственных качеств объекта властвования; от уровня его культуры и политической культуры, в частности, от умения подчиняться; готовность к подчинению определяется и характером требований, предъявляемых к объекту властвования; на- сколько они справедливы и объективны; многое зависит от ситуации, в которой развиваются властные отношения; от средств воздействия субъекта власти на объект, т.е. какие ресурсы власти используются и каковы мотивы подчинения власти.

 

 

Рассмотрим основные мотивы подчинения власти.

Одним из них является страх. Но психологи считают, что сила власти, основанная на страхе (угроза санкций, тяжелые наказания) имеет тенденцию к ослаблению и деградации. Об этом писал еще Конфуций (VI в. до н.э.). Почему?

Возникает естественное стремление людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Этот мотив подчинения более всего характерен для авторитарного и тоталитарного общества.

Ведущим мотивом подчинения, особенно в традиционном (докапиталистическом) обществе, выступает привычка. Власть, базирующаяся на привычке, на обычае повиноваться (монарху, государству) воспринимается сравнительно безболезненно. Этот мотив подчинения является надежным фактором стабильности. Но до тех пор, пока люди не поняли, что власть изжила себя.

Следующий мотив подчинения - интерес. Власть, построенная на личном интересе, является наиболее стабильной. Она побуждает к добровольному исполнению распоряжений; делает излишним контроль и применение негативных санкций. Подобные властные отношения способствуют развитию у людей других мотивов подчинения, которые мы сейчас и рассмотрим.

Одним из важнейших мотивов подчинения и источников власти является убежденность людей в необходимости подчиняться власти (государству или другому носителю власти). Данная мотивация подчинения обычно основывается на таких высоких целях, как патриотические, нравственные, религиозные.

Далее, следующий мотив властвования – авторитет, являющийся основой лидерства. Этот мотив подчинения формируется на общем интересе объекта и субъекта власти и на убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.

В современном демократическом обществе довольно часто
сочетаются интерес, убежденность и авторитет. Такой мотив подчинения власти называется идентификацией объекта с субъектом власти. В данном случае субъект - носитель власти воспринимается объектом как представитель и защитник своих интересов.

 

Классификация власти

Первая школа. В основе классификации власти в данном случае используется принцип ресурсов реализации власти. В соответствии с данным принципом власть разделяется на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую. О политической власти разговор будет ниже, а сейчас рассмотрим следующие типы властей.

Экономическая власть - контроль над экономическими ресурсами государства, за собственностью на материальные ценности, контроль над материальными средствами достижения поставленной (политической) цели.

Социальная власть - занимается распределением льгот и привилегий, а следовательно, обеспечением прав и свобод человека в обществе. Надо отметить, что в современном демократическом обществе все более происходит разделение власти на экономическую и социальную. При этом происходит демократизация

 

 

социальной власти. К примеру, в развитых странах с развитым гражданским обществом все более ограничиваются права предпринимателей в вопросах занятости работника, изменения условий его труда и даже, в размерах заработной платы. Кем же и как эти вопросы регулируются, кем и как она ограничивается? - законодательством, трудовым (коллективным) соглашением, профсоюзами и производственными советами.

Духовно-инфомационная власть. Она необходима для воздействия на сознание людей с целью обеспечить поддержку управленческих структур и, прежде всего, правительства. Воздействие осуществляется через такие институты социализации, как СМИ, учебные заведения, семья, политические партии.

Принудительная власть. Речь идет об использовании силовых ресурсов, принуждения или угрозы. Каковы ее виды?

Ø физическое принуждение (телесное наказание, повреждение);

Ø психологическое (повреждение психики человека с помощью психотропных лекарств);

Ø лишение свободы действий (тюремное заключение);

Ø моральное принуждение (длительное, постоянное, непрерывное воздействие, давление на сознание человека); и в результате - достижение цели вопреки сложившимся моральным принципам и установкам объекта власти (индивида, личности). Такой вид принуждения довольно часто встречается в семейном воспитании ребенка. Принуждение характерно и для производства, и в коммерции (рэкет, мафия). В силу сказанного принудительный тип власти выделяется в особый тип власти (автономный, самостоятельный), предполагающий использование насилия. А насилие предполагает правовой беспредел.

Вторая школа - классификация власти на основе принципа субъектности. В данном случае различаются государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и церковная власти.

Третья школа. Здесь речь идет только о государственной власти, которая в соответствии с выполняемыми функциями делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Четвертая школа. В основе данной классификации - принцип широты распространения власти:

Ø мегауровень (международные организации);

Ø макроуровень (центральные органы власти);

Ø мезоуровень (региональная власть);

Ø микроуровень (низовые органы власти, местные органы управления).

 

 

2. Сущность политической власти, основные черты власти государственной.

Объектом изучения политологии является политическая власть, а не только, государственная. Почему? Реализация социальных интересов связаны с, функционированием политической деятельностью и, с использованием

 

 

политической власти не только государства, а самых различных ассоциаций, таких, как партии, профсоюзы, группы давления, международные организации и т.д. Отсюда ясно, что политическая власть - понятие более широкое, нежели государственная.

Рассмотрим механизм политической власти. Осуществление политической власти происходит через своеобразный политический механизм: господство, руководство, управление, организация, контроль. Проанализируем эти понятия.

Господство, как известно, основано на разделении общества на управляющих и подчиняющихся власти, эти отношения предполагают определенную дистанцию между ними и подчинение одних другим. В господстве всегда присутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство в отношениях власти обычно получает законодательное оформление в государственно-правовых актах.

Руководство заключается в выработке и принятии решений принципиально важных для общества в целом, в определении целей общества, его планов и стратегических задач.

Управление - непосредственная практическая деятельность по реализации решений, принятых руководством. Конкретной управленческой деятельностью занят обычно административный (бюрократический) аппарат - чиновничество.

Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей с целью реализовывать поставленные цели.

Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль выполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за последствиями управленческих воздействий (деятельности). Таков механизм функционирования политической власти. А теперь посмотрим, что же представляет собой государственная власть? Государственная власть - это определяющее воздействие государства на другие виды властей, а также на поведение социальных групп, организаций и индивидов с помощью всего многообразия средств и ресурсов, которыми она располагает для достижения поставленных целей, стабильности и общего согласия.

Рассмотрим эти ресурсы. Прежде всего, это вся система государственного аппарата сверху донизу.

Основное отличие государственной власти - использование правового принуждения, т.е. легальное использование силы с помощью закона и всей системы принуждения: армия, полиция, суд, органы безопасности и т. д.

Государственная власть широко использует и такие ресурсы, как экономические, социальные, культурно-информационные средства. Широко используется авторитет лидера и партийная дисциплина. Итак, первая черта и главное отличие государственной власти от других типов властей - это многообразие средств, которые она использует в своем функционировании.

Следующая черта - обязательность решений государственной власти для всякой иной власти. Государственная власть может ограничить влияние или даже ликвидировать мощные экономические и медийные корпорации, если они нарушают законы, подрывают конституционные основы государства.

 

 

Третья черта государственной власти — публичность (т.е. всеобщность) и безличность власти. Как это понять? Правящая социальная группа генерализирует свои устремления и интересы в политическую волю государства, которая возводится в государственный закон. А государство обращается уже с помощью закона ко всему обществу и всем гражданам. Отсюда всеобщность и безличность власти.

Следующая черта государственной власти - это разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. (Но об этом речь пойдет ниже).

А сейчас назовем еще ряд черт, свойственных государственной власти, которые были определены как важнейшие представителем политической мысли России (к. 19 - н. 20 века) Иваном Ильиным и названы им «аксиомы власти»

Первая аксиома государственной власти. Она должна иметь правовые (законные) полномочия в своем функционировании. Речь идет о легитимности государственной власти, которая будет рассмотрена в следующем вопросе.

Вторая аксиома государственной власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть единой, т.е. исключающей двоевластие.

Третья аксиома власти - государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, речь идет о соответствии субъекта власти нравственному и политическому цензу общества.

Четвертая аксиома власти - политическая программа власти должна включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес (не групповые или классовые).

Пятая аксиома власти - программа власти должна включать в себя только осуществимые (реальные) меры или реформы.

Шестая аксиома власти - государственная власть должна быть всегда принципиально связана распределяющей справедливостью. Власть имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда требуется поддержать национально – духовное, государственное бытие народа. Таковы основные аксиомы государственной власти по Ильину. Судьба государственной власти в любом обществе связана с усвоением и осуществлением перечисленных аксиом.

 

 

3. Легитимность государственной власти

Идея, рожденная в глубокой древности (Китай - школа легистов; Др. Греция - Платон, Аристотель) нашла свое развитие в системе взглядов немецкого ученого-социолога Макса Вебера (к. 19 - н.20 века). Им разработана типология легитимности власти. Он выделил три типа легитимности, которые различаются мотивами подчинения власти.

Традиционная легитимность. Она основана на привычке повиноваться власти, которая превращается в традицию. Привычка к повиновению опирается на веру в непоколебимость и святость издревле существующих порядков. Традиционную легитимность М. Вебер считал характерной для монархии. Она отличается прочностью власти, поэтому Вебер полагал, что для

 

стабильности даже демократического государства полезно сохранение наследственного монарха. Монарх подкрепляет авторитет государства вековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность. «Харизма» (гр.) - божественный дар (милость, благодать), посланный сверху. Власть основана на вере в исключительные качества руководителя. Иногда он обожествляется, и тогда создается культ личности (Ленин, Сталин, Гитлер). Подобный тип легитимности обычно используется в периоды революций, модернизации общества, когда власть не может опереться на закон, на традиции или волю большинства. Авторитет вождя освещает институты власти, способствует их признанию и принятию их населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы (тоталитарное и авторитарное государство).

Рационально-правовая легитимность. Ее источник - рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям властных структур, сформированных на основе демократических процедур (выборы). В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам (в рамках которых избираются и действуют представители власти) и институтам. Этот тип легитимности называют еще институциональным. Он основан на доверии граждан к государству, его институтам, его устройству и законам. Такая форма легитимности характерна для демократического государства. Такова классификация легитимности у Макса Вебера. Итак, власть сможет по-разному оцениваться гражданами. Она может восприниматься или не восприниматься ими. Как же можно определить легитимность власти? Имеются два подхода в определении легитимности власти.

 

Легитимность власти - это положительная оценка власти большинством граждан; это признание ее права управлять и согласие подчиняться ей. Важнейшим критерием легитимности в данной позиции является степень естественного признания власти большинством населения. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, наличием веры подавляющего большинства населения в существующий порядок, в то, что он является лучшим для данной страны в настоящий момент.

Другие политологи считают, что определяющим критерием легитимности является выборность власти, возможность референдумов, а также степень принуждения, применяемого властью для проведения политики в жизнь. И соответственно, как велика сила проявления гражданского неповиновения.

Итак, легитимность включает в себя два компонента: мнение народа (или значительной его части) о законности данной власти и осознание самой властью своего права на управление. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение легитимности власти. Легитимность - это законность власти, это согласие, взаимное доверие в отношениях общества (народа) и государственной власти, состоящее в признании ее права на руководство и управление.

Признаками падения легитимности власти являются рост степени принуждения; ограничение прав и свобод; запрещение политических партий и

 

независимой прессы; рост коррумпированности всех институтов власти, сращение ее с криминальными структурами. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) - наиболее существенный показатель делегитимизации власти. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом.

Разделение властей - характерная черта государственной власти. Первые идеи появляются в системе взглядов Аристотеля, а научная политико-правовая концепция разделения властей сформировалась в Англии в 17 веке, став частью формирующейся тогда теории правового государства. Первой научной работой по исследованию системы разделения властей является работа Д.Локка «Два трактата о государственном правлении», написанная в 1690 году.

 

Выражая симпатии монархии, он вместе с тем считал, что власть монарха должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Д. Локк предложил новую форму правления государства - конституционную монатитуц

онную монаие теории разделения властей в современном понимании связано с именем Шарля Луи Монтескье (Франция, сер. 18 века). Это не только прогрессивный теоретик, но и опытный практик. Монтескье был президентом судебного учреждения в департаменте Бордо. В своей работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых отношений многих государств и пришел к следующему выводу; что свобода возможна при любой форме правления (монархия, республика), но если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга.

В чем сущность основных положений теории разделения властей у Монтескье? Каждая ветвь власти предназначена для осуществления строго
определенных функций государства с целью избежать злоупотребления этой властью и тем самым обеспечить господство Закона и гарантировать Свободу граждан:

 

· основное назначение законодательной власти – «выявить естественное право и сформировать его в виде положительных законов (позитивных, государственных) обязательных для всех граждан...»;

· «исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью»;

· «3адача судей в том, - считает Монтескье, - чтобы решения и приговоры всегда были точным применением закона; судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц».

Далее, Монтескье подчеркивает, что хотя органы власти действуют самостоятельно, но речь идет об их относительной самостоятельности

 

Власти одновременно должны тесно взаимодействовать друг с другом в пределах их полномочий. Система взаимодействия властей получила название «системы сдержек и противовесов», т.е. власти должны не только сотрудничать, но и контролировать действия друг друга. Каким образом?

Монтескье считал, что за нарушение законов министры должны привлекаться к ответственности законодательным собранием. А исполнительная власть (в лице государя), в свою очередь, должна
сдерживать от произвола законодательную власть.
Монтескье полагал, что государя надо наделить правом «вето» на решения законодательного собрания; он устанавливает регламент его работы и обладает правом распустить собрание.

Однако у Монтескье недостаточно четко проводится идея «равновесия властей».Законодательная власть у него играет доминирующую роль; исполнительная власть ограничена по своей природе; судебную власть Монтескье считал полувластью. Почему такая оценка? Проблема равновесия властей тогда не была столь актуальна. Для Монтескье основная цель разделения властей- добиться компромисса между дворянством - приверженцами абсолютизма и буржуазией которая тогда в значительной мере сливалась с народом. А потому каждая ветвь власти должна была представлять интересы прежде всего,определенной социальной группы. Так, судебная власть представляла интересы народа и буржуазии. Исполнительная – интересы монарха (всего общества). В законодательном собрании: верхняя палата – интересы феодальной аристократии, нижняя палата собрания - интересы буржуазии и народа. Таким образом можно добиться компромисса между различными классами.

Теория разделения властей свое дальнейшее теоретическое развитие получила в работах Ж.Ж. Руссо, который в отличие от Монтескье считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа. Точка зрения Руссо отвечала требованиям своего времени, она обосновывала революционные процессы во Франции уже 18 века. И если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость революционной борьбы с феодализмом. Взгляды Монтескье и Руссо впервые нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года и в Конституции Франции 1791 года.

В преамбуле Конституции США звучит идея Руссо: «Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Итак, здесь подчеркивается, что народ является единственным источником власти.

Далее, надо отметить, что Конституция США была первым конституционным документом, где довольно четко проводится организационно-правовое разделение властей, ограниченное системой «сдержек и противовесов». Рассмотрим основные направления этой системы.

 

Разные способы формирования законодательной и исполнительной власти: Конгресс – обе палаты – избираются прямым голосованием всего народа; президент – путем косвенных выборов. Народ избирает коллегию выборщиков, которая выбирает Президента. Верховный Суд формируется Президентом, а утверждается Сенатом - верхней палатой.

Разные сроки полномочий у властей: Палата представителей избирается на 2 года; Сенат - высшая палата - не имеет срока полномочий. Она обновляется каждые 2 года на 1/3, путем выборов. Президент избирается на 4 года. Верховный Суд назначается пожизненно, если сами судьи не уходят в отставку.

Отсутствие права роспуска друг друга: Президент не имеет права распустить Конгресс; Конгресс имеет право поставить вопрос об отставке президента (в исключительных случаях) только путем импичмента. Это мощное орудие воздействия Конгресса на исполнительную власть. Каков его механизм? С инициативой импичмента выступает обычно нижняя палата. Вопрос решается большинством голосов, но ее решение утверждает Сенат 2/3 голосов. Причем под председательством главного судьи США. Другим наказаниям президент не подвергается. За всю историю США было 3 попытки импичмента:

· 1867 г. - президент Джонсон пытался отстранить военного министра без утверждения Сенатом.

· 1974 г. – Р.Никсон - «Уотергейтский процесс». Причина импичмента - установка подслушивающего устройства в штаб-квартире оппозиционной демократической партии.

· 1999 г. несостоявшийся импичмент Д.Клинтона – сексуальное пристрастие.

Право «вето» на законы имеют как судебная, так и исполнительная власти: каждый закон подписывается Президентом в течение 10 дней, включая воскресенье. Закон вступает в силу только после подписи президента, президент может наложить «вето» на любой закон, но Конгресс, в свою очередь (2/3 голосов обеих палат) может преодолеть вето президента. Все законы контролируются Верховным Судом США. 77 раз Верховный Суд
признавал законы антиконституционными.

Взаимное согласование и утверждение кадров: кандидатуры на высшие должности обычно предлагает президент; Сенат - высшая палата- имеет право (2/3 голосов) отклонить кандидатуру президента. Без согласия Сената президент не имеет права снять с должности ни одного федерального чиновника, кроме своей администрации. Вот так выглядит разделение властей, система их взаимного контроля в США.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль и место политики в жизни современного общества | Лекция 4. С формально - правовой точки зрения в России, согласно Конституции 1993 года, существует разделение властей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.