Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование заработной платы




Ц

Платы

Социально-экономическая сущность и функции заработной

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Заработная плата является одной из наиболее сложных экономических категорий. Она, с одной стороны, является основным (а часто единственным) источником доходов наемных работников, основой материального благополучия членов их семей, а с другой стороны, для работодателей является существенной частью затрат производства и эффективным средством мотивации работников по достижению целей предприятия. В этой связи, вопросы организации заработной платы и формирование ее уровня вместе с вопросами обеспечения занятости составляют основу социально-трудовых отношений в обществе, потому что затрагивают насущные интересы всех участников трудового процесса.

Сущность понятия «заработная плата» сложная и многосторонняя, поэтому рассматривать ее необходимо с разных позиций.

Во-первых, заработная плата – это экономическая категория, которая отражает отношения между работодателем и наемным работником по поводу разделения вновь созданной стоимости. В этом понимании целесообразным является понятие «оплата труда», которая, кроме собственно заработной платы, включает и другие затраты работодателя на рабочую силу.

Во-вторых, заработная плата – это вознаграждение или заработок, исчисленный в денежном выражении, который по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.

В-третьих, в условиях рыночной экономики заработная плата – это элемент рынка труда, который образуется в результате взаимодействия спроса на труд и его предложения и выражает рыночную стоимость использования наемного труда. В этом понимании чаще всего используются усредненные показатели ставок оплаты единицы труда (например, человеко-час) определенного качества.

В-четвертых, для наемного работника заработная плата – это основная часть его трудового дохода, который он получает за свой труд и который должен обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы.

В-пятых, для предпринимателя заработная плата – это элемент затрат производства и одновременно главный фактор обеспечения материальной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов труда.

Сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет в процессе общественного воспроизводства. Наиболее важными из них являются следующие.

1. Воспроизводственная функция. Состоит в обеспечении работников и членов их семей необходимыми жизненными благами, для воспроизводства рабочей силы и последующих поколений. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей. Эта функция тесно связана с особенностями государственного регулирования заработной платы, с установлением на государственном уровне ее минимального размера, который бы обеспечивал воспроизводство рабочей силы.

2. Стимулирующая функция. Состоит в установлении зависимости ее размера от количества и качества труда конкретного работника, его трудового вклада в результаты работы предприятия. Эта зависимость должна быть такой, чтобы заинтересовывать к постоянному улучшению результатов труда.

3. Регулирующая, или ресурсно-размещающая функция. Состоит в оптимизации размещения рабочей силы по регионам, отраслям, предприятиям с учетом рыночной конъюнктуры (спроса и предложения). Формирование эффективно функционирующего рынка труда предусматривает свободу каждого наемного работника в выборе места приложения своего труда, а его стремление к повышению жизненного уровня обуславливает профессиональное перемещение в поисках такой работы, которая бы максимально удовлетворяла возрастающие потребности. Иными словами, в рыночных условиях высокая заработная плата на эффективных рабочих местах стимулирует переход сюда работников с неэффективных рабочих мест.

4. Социальная функция. Отражает меру живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Заработная плата выступает индивидуальной долей работника во вновь созданном доходе в соответствии с его трудовым вкладом. Социальное значение этой функции заработной платы состоит в обеспечении социальной справедливости, во-первых, при распределении дохода между наемными работниками и собственниками средств производства и, во-вторых, при распределении между наемными работниками в соответствии с результатами их трудового вклада.

5. Функция формирования платежеспособного спроса населения. Ее назначение – согласование платежеспособного спроса, под которым подразумевается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, с одной стороны, и производства потребительских товаров – с другой. Поскольку платёжеспособный спрос формируется под действием двух основных факторов – потребностей и доходов населения, то с помощью заработной платы в рыночных условиях устанавливаются пропорции между товарным предложением и спросом.

В современных условиях заработная плата в Украине в полной мере не выполняет ни одну из указанных функций. На протяжении многих лет (даже десятилетий) заработная плата в стране поддерживалась на социально низком уровне. Искусственное сдерживание заработной платы привело к тому, что сегодня затраты на заработную плату в Украине, в расчете на единицу валового национального продукта, почти в два раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, трудоемкость производства продукции превышает достигнутую в названных странах часто в 3-4 раза [22, с.15].

Низкий уровень заработной платы не способствует заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов труда. Вместе с тем, используя дешевую рабочую силу, предприниматели не заинтересованы повышать производительность труда, вкладывая деньги в обновление производственных фондов и развитие персонала. Дешевая рабочая сила обуславливает не только низкий уровень производительности труда, но и низкое качество продукции, и в связи с этим ее неконкурентоспособность. Низкий уровень заработной платы является основной причиной невиданного роста скрытой безработицы и значительного падения платежеспособного спроса населения. Таким образом, низкий уровень заработной платы является не только следствием, а одной из самых главных причин длительного пребывания экономики Украины в кризисном состоянии.

Поэтому, чрезвычайно актуальной задачей является перестройка организации заработной платы, проведение соответствующей реформы с целью обеспечения поэтапного повышения заработной платы и создания эффективного мотивационного механизма, который основывается на соединении экономических стимулов и социальных гарантий.

Первый этап реформы заработной платы должен включать в полном объеме реализацию на практике всех положений Закона Украины «Об оплате труда», введенного в действие 1 мая 1995 г., но еще до сих пор фактически не полностью функционирующего (Приложение А). Заработная плата должна реформироваться в контексте общей социально-экономической политики.

 

8.2 Принципы организации заработной платы

Для обеспечения реализации заработной платой указанных выше функций необходимо соблюдение таких наиболее важных принципов:

- повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Нарушение этого принципа может привести, с одной стороны, к выплате незаработанных денег, а значит к инфляции, обесцениванию полученной номинальной заработной платы, что, в конечном счете, ведет к снижению реальной заработной платы. С другой стороны, может выплачиваться заниженная заработная плата, что не соответствует эффективности трудового вклада работника и приводит к невозможности удовлетворить потребности людей, уменьшает платежеспособный спрос населения;

- дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, от содержания и условий труда, от местонахождения предприятия, его отраслевой принадлежности. Этот принцип основан на необходимости усиления материальной заинтересованности работников в повышении квалификации, в выполнении более сложной работы, обеспечении высокого качества продукции. При этом необходимо учитывать разницу в количестве и стоимости материальных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы в разных условиях труда, экономических и географических условиях жизни;

- равная оплата за равный труд. В условиях рыночной экономики этот принцип следует трактовать, во-первых, как недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту, национальности и т. п. и, во-вторых, как принцип справедливости при распределении внутри предприятия, что предусматривает адекватную оценку труда через ее оплату;

- государственное регулирование оплаты труда, которое включает законодательство и соглашения в области труда, налоговую систему, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией. Средством государственного регулирования оплаты труда, что обеспечивает социальную защищенность низкооплачиваемых работников, является установление минимальной заработной платы. Особенности этого принципа будут детально рассмотрены в разделе 8.3;

- учет влияния рынка труда. Рынок труда – это та область, где в конечном итоге формируется оценка разных видов труда. Заработная плата (и возможности занятости) каждого работника находятся в тесной зависимости от его положения на рынке труда, от соотношения спроса и предложения труда определенного качества. Поэтому на рынке труда имеется широкий диапазон размеров заработной платы как на государственных и частных предприятиях, так и в неформальном секторе, где отсутствует какая-либо социальная и правовая защита и условия оплаты труда полностью определяются работодателем. Однако в любом случае в рыночных условиях работодатель не сможет нанять и удержать рабочую силу необходимого качества, не обеспечив конкурентоспособный на данном рынке труда уровень ее оплаты;

- простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда, которые обеспечивают широкую информированность работников о сути систем оплаты труда. Стимул становится стимулом только в том случае, когда у работников есть о нем информация, и она понятна им как неспециалистам в области экономики труда. Исполнители должны четко представлять, в каких именно случаях размер заработной платы, т.е. уровень их материального благосостояния, будет повышаться.

Номинальная и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата или доход - это общая сумма денег, полученная работником за затраченный труд, выполненную работу, оказанные услуги или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени (час, день, месяц, год).

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Она зависит от уровня цен. Зависимость между этими величинами выражается формулой

Нзп

 
 

Рзп =, (8.1)

 

где Рзп, Нзп, Ц – соответственно индексы реальной, номинальной заработной платы и цен на товары и услуги.

Сам факт роста потребительских цен, ведущий к снижению покупательской способности денежной единицы, не сопровождается обязательным снижением реальной заработной платы конкретного человека. Снижение реальной заработной платы произойдет только в том случае, если номинальная заработная плата будет отставать от темпа роста цен на потребительские товары. Такая ситуация имеет место сегодня в Украине.

Показатель номинальной заработной платы используется для сравнения уровня оплаты труда разных категорий работников или на предприятиях разных отраслей, если проводится такое сопоставление в какой-то фиксированный момент (например, на конец года). Если же приходится сравнивать показатели разных лет или оценивать уровень оплаты труда в разных странах, то пользуются показателем реальной зарплаты.

Доход конкретного работника определяется как сумма двух доходов: трудового и инвестиционного.

Трудовой доход включает следующие виды выплат:

1) заработная плата по тарифным ставкам и окладам;

2) доплаты и надбавки;

3) премии;

4) социальные выплаты из поощрительных фондов, образуемых из прибыли предприятия (материального поощрения и социального развития) – материальная помощь, оплата питания во время работы, оплата путевок и лечения, компенсация транспортных расходов, обучение работников, ценные подарки и т.д.

В условиях рыночной экономики наряду с основной заработной платой персонала, в зависимости от результатов своего труда, существуют также доходы от собственности (дивиденды по акциям или проценты по банковским вкладам) или капитала (инвестиционный доход).

Инвестиционный доход может быть связан и не связан с трудовой деятельностью, но не зависимо от этого он состоит в основном из дивидендов по акциям, получаемым от вложенного капитала в создание предприятия (его уставный фонд).

Таким образом, основными источниками дохода работников в рыночной экономике является труд и капитал. Общий доход персонала включает следующие виды доплат: заработная плата по тарифным ставкам и окладам, доплата и надбавки, премии, социальные выплаты, дивиденды и др. Соотношение между названными элементами образует структуру доходов или заработной платы отдельных работников. Основное место в структуре заработной платы занимает оплата труда персонала по тарифным ставкам и окладам, на долю, которой в Украине приходится примерно 60% дохода.

В Украине в современных условиях по разным причинам (нестабильность доходов предприятий, инфляция, сложная и непостоянная система налогообложения, запущенность нормирования труда и др.) удельный вес тарифных ставок в заработной плате в среднем составляет 65-70 %, что является одним из проявлений кризиса в организации труда. В стабильно развитых экономических системах основная заработная плата составляет 85-90% в структуре заработной платы.

 

Как уже говорилось ранее, вопросы организации оплаты труда и формирования ее уровня составляют основу социально-трудовых отношений в обществе, потому что затрагивают насущные интересы всех участников трудового процесса. Любые изменения, которые касаются оплаты труда, прямо или косвенно влияют на доходы всех членов общества, а также на важнейшие макроэкономические показатели. Поэтому ни одна страна мира не обходится без вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы, хотя методы, область, масштабы государственного влияния на эти процессы в каждой стране разные.

Как свидетельствует опыт иностранных государств вмешательство государства в организацию заработной платы должно иметь преимущественно непрямой характер и социально ориентированную направленность. Регулирующее влияние государства должно быть направлено на обеспечение социальных гарантий и условий для зарабатывания необходимых средств с целью повышения эффективности использования труда, согласования и реализации интересов всех участников трудовых отношений.

В соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» [14] государство осуществляет регулирование оплаты труда путем:

- установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий для работников предприятий всех форм собственности;

- установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются или дотируются из бюджета;

- контроля фондов оплаты труда работников предприятий – монополистов в соответствии с перечнем, который определяется Кабинетом Министров Украины;

- налогообложения доходов работников.

Роль государства в области регулирования заработной платы должна проявляться также в организации перспективных научных исследований, изучении и распространении прогрессивного иностранного и отечественного опыта, научно-методическом обеспечении формирования и обновления тарифной системы, эффективной системы нормирования труда, нормативов трудовых затрат на массовые технологические процессы и т. п.

Важной задачей государства должно быть содействие проведению переговоров между основными социальными силами общества (профсоюзами и работодателями) с целью урегулирования социально-трудовых отношений, предотвращения массовых трудовых конфликтов. Государство в лице органов исполнительной власти должно выступать как один из социальных партнеров.

В механизме регулирования заработной платы исходной базой является установление ее минимального размера. В соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может проводиться оплата за выполненную работником месячную, часовую норму труда (объем работ). В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования.

Государственное регулирование оплаты труда состоит, прежде всего, в определении и пересмотре минимальной заработной платы и условий, которые влияют на ее величину.

Размер минимальной заработной платы определяется с учетом:

- стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;

- общего уровня средней заработной платы;

- производительности труда, уровня занятости и других экономических условий.

Минимальная заработная плата должна устанавливаться в размере не ниже стоимостной величины черты малообеспеченности в расчете на одного трудоспособного человека.

Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины с подачи Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год при утверждении Государственного бюджета с учетом предложений, принятых путем переговоров представителей профсоюзов, собственников, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения.

Размер минимальной заработной платы пересматривается в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.

К государственным нормам и гарантиям в области оплаты труда относятся также нормы оплаты труда за работу в сверхурочное время; праздничные и выходные дни; в ночное время; за время простоя не по вине работника; за продукцию, что оказалась браком не по вине работника.

Государство определяет нормы и гарантии:

- в оплате труда работников, младше восемнадцати лет за сокращенную продолжительность их рабочего дня;

- для работников по оплате ежегодных отпусков;

- за время выполнения государственных обязанностей;

- тем, кто направляется для повышения квалификации, на обследование в медицинском учреждении;

- переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу;

- при разных формах производственного обучения, для доноров и т.п.;

- компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок.

Эти нормы и гарантии в области оплаты труда устанавливаются Кодексом законов о труде, Законом Украины «Об оплате труда» и другими актами законодательства Украины и являются минимальными государственными гарантиями.

Однако в условиях глубокого экономического кризиса, инфляции, нерешительности рыночных преобразований наилучшие законы могут только провозгласить, но не могут обеспечить решения экономических проблем, из которых важнейшей является достойная человека заработная плата. Специфическим проявлением нарушения прав человека в области труда, что до недавнего времени практически не имело распространения в мировой практике, является задержка выплаты начисленной заработной платы, что приобрело в Украине характер экономической эпидемии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.