Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспорт инфраструктурных услуг




Перевозки грузов иностранных грузовладельцев

К. данному виду перевозок относятся транзитные перевозки через территорию страны и перевозки грузов между иностранными портами и аэропортами, выполняемые отечественными перевоз­чиками. Они могут осуществляться как на территории страны пе­ревозчика (например, транзит), так и вне ее (например, перевозка контейнеров российским судном из одной страны в другую). При этом грузопотоки не зарождаются и не погашаются на территории страны перевозчика.

Экспортный потенциал любой транспортной системы реализу­ется через инфраструктуру — морские и речные порты, аэропорты, терминалы, железнодорожные станции, автомобильные пограничные переходы. Транспортная инфраструктура является местом самостоятельного оказания соответствующих услуг экспортного характера. Отсюда возникает понятие экспорта инфраструктурных услуг — выполнения заказов по обработке грузопотоков, пересе­кающих государственную границу страны.

Сегодня грузовладельцу уже недостаточно только того, что пе­ревозчик переместит его товар из одного пункта в другой. Поку­патель транспортной продукции хочет приобрести комплексную услугу у одного лица независимо от того, сколько видов транспорта будет участвовать в доставке и сколько намечено операций с грузом на предприятиях транспортной инфраструктуры. Поэтому осо­бое внимание на международных транспортных рынках уделяется вопросам сервиса при оказании услуг, т.е. качеству транспортного обслуживания. Такие составляющие, как скорость доставки, регу­лярность перевозок, сохранность груза и надежность, прямо или косвенно воздействуют на формирование конечной цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или же умень­шая при низком уровне транспортного обслуживания.

Развитие сервиса транспортных услуг привело к появлению форм транспортного посредничества, представленных в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Перечень и характеристика форм транспортного посредничества

 

№ п/п Формы посредничества Функции посредника
  Экспедирова­ние Экспедитор действует в интересах грузовладельца или перевозчика. Объект работ и услуг — груз
  Агентирование (фрахтовое агентирование) Агент действует в интересах перевозчика. Объект работ и услуг — транспортное средство (продажа перевозок)
  Брокерская деятельность (на морском транспорте) Брокер действует на открытом фрахтовом рынке в интересах судовладельца. Основные функции — заключение сделок по продаже морского фрахта и купля-продажа судов
  Хранение грузов Хранитель (склад, терминал) действует в интересах лиц, передавших ему груз на временное хранение (грузовладельцев, перевозчиков, таможенных ор­ганов). Основные функции — операции с грузом в целях сохранения его количества
  Погрузочно- разгрузочные (стивидорные) работы Компании действуют в интересах грузовладельцев или перевозчиков, поручивших им осуществить погрузку и выгрузку грузов на/из транспортные средства (операции с грузами на борту судна)
  Тальманские услуги Фирмы действуют в интересах грузовладельцев или перевозчиков, продавая услуги счета грузов
  Лизинговые (арендные) операции Компании действуют в интересах производителей и пользователей транспортных средств и транспортного оборудования, закупая их для последующего использования арендаторами  

Учитывая сложный механизм во взаимоотношениях всех участ­ников этого процесса, обычно говорят о транспортном обеспече­нии внешнеэкономической деятельности.

Транспортное обеспечение (ТО) — это совокупность технических и технологических элементов транспортировки, экономических, правовых и организационных воздействий на участников сделки, также форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

Транспортное обеспечение представляет собой сложную дина­мическую систему, состоящую из элементов, каждый из которых выполняет ряд операций, формирующих отдельные процессы (эта­пы). Тот или иной процесс отражает реализацию экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм уп­равления транспортным обслуживанием. Укрупненно отдельные процессы транспортного обеспечения представлены на рис. 5.1.

На том или ином этапе транспортного обеспечения возникают различного рода сопутствующие операции, включающие: страхо­вание груза, транспортных средств и ответственности перевозчи­ков и экспедиторов; хранение и консолидацию грузов; лизинг и агентирование транспортных средств; брокерскую деятельность; транспортно-экспедиторское обслуживание и др. Кроме того, на каждом этапе транспортного обеспечения требуется организация информационного обеспечения участников транспортного про­цесса. Указанные этапы транспортного обеспечения организу­ются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, оговариваются и фиксируются в договорах купли-продажи в виде базиса поставки и транспортных условий.

 

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

Внешнеэкономические операции, связанные с куплей-продажей и перемещением

 

груза за пределы страны, называют внешнеторго-

 

Внешнеэкономические операции, связанные с куплей-продажей и перемещением груза за пределы страны, называют внешнеторго-

Процессы транспортного обеспечения

 

Рис. 5.1. Процессы транспортного посредничества


 

 

выми перевозками. Их подразделяют по целому ряду классифика­ционных признаков (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Классификация перевозок
№ н/п Признак классификации Виды перевозок
I По виду перевозочных документов Международные Внутренние
  По виду транспорта Водные (морские, речные) Железнодорожные Автомобильные Воздушные Трубопроводные
  По транспортной характе­ристике товара(определя­ется консистенцией груза) С сухим грузом: • навалочные (крупная фракция): руда, уголь; • насыпные (мелкая): зерно, цемент; • генеральные (штучные и тарно-штучные); • С наливным грузом: нефть, масла, жиры, вино и др.
  По периодичности Регулярные Нерегулярные
  По количеству применя­емых видов транспорта Простые (унимодальные) Смешанные (интермодальные)

 

Перевозка считается международной, если заключен междуна­родный договор на транспортировку товара из пункта его отправ­ления в одной стране в пункт назначения в другой. Таким образом, внешнеторговая перевозка становится международной в момент заключения международного договора перевозки и оформления его соответствующими транспортными документами.

Внешнеторговая перевозка считается внутренней, если она оформлена в соответствии с национальными правовыми нормами. Таким образом, внешнеторговая перевозка может быть частично международной и частично внутренней в случае, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта и наоборот по внутренним документам. Напри­мер, экспортный товар может завозиться в порт автомобильным транспортом по внутренней накладной; импортный товар может следовать от пограничной станции страны к покупателю желез­нодорожным транспортом по внутренним документам.

Международные перевозки не всегда бывают внешнеторговы­ми, например транзитные перевозки. К международным, но не внешнеторговым относятся перевозки грузов некоммерческого характера (выставочные и ярмарочные грузы, оборудование для киносъемок, спортивный инвентарь для соревнований, гумани­тарная помощь).

Разделение перевозок в зависимости от транспортной харак­теристики товара обусловлено количественной оценкой грузов. Навалочные, насыпные и наливные грузы имеют только одну независимую метрическую характеристику — мaccy или объем. По генеральным грузам в перевозочных документах, кроме того, указывается количество мест.

Классификация грузов по этому признаку имеет значение для выбора вида транспорта и технологии их погрузки-выгрузки, пе­ревозки, перевалки и хранения, а также влияет на принципы фор­мирования транспортных тарифов и выбор условий транспортного страхования.

Регулярные перевозки (линейное судоходство, регулярное воз­душное сообщение) осуществляются на устойчивых географичес­ких направлениях по заранее объявленному расписанию.

Линейные перевозки принято называть публичными, потому что все условия функционирования линии опубликованы и любой грузовладелец может заключить договор перевозки на официально объявленных условиях.

Нерегулярные перевозки (трамповое судоходство, чартерные рейсы) — перевозки вне расписания в зависимости от спроса и предложения на перевозки потому или иному управлению.

При трамповом судоходстве работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгруз­ки, не ограничена определенным видом груза, J цена перевозки устанавливается по договоренности сторон. Различают разовые и договорные трамповые перевозки.

Простые (унимодальные) перевозки (unimoclai transport) выпол­няются одним видом транспорта. Смешанные (интер/мультимодальные) перевозки выполняются последовательно несколькими видами транспорта.

По определению ЮНКТАД — Конференция ООН по торгов­ле и развитию (UNCTAD — United Nation Conference on Trade and Development) интермодальной называется перевозка грузов несколь­кими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления до пункта назначения и в зависимости от распределения ответственности за перевозку вы­дает различные виды транспортных документов. Мультимодальной называется перевозка, если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ.

 

5.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Международное транспортное право — это комплекс различных по юридической природе нормативных актов, направленных на правовое покрытие и взаимную увязку всех аспектов отношений и рамках международных перевозок между их субъектами.

Правовое регулирование международных перевозок осущест­вляется нормами:

• международного публичного права, определяющими отно­шения между государствами по вопросам их прав и обязан­ностей по доступу на транспортные рынки, использованию транспортных коридоров и коммуникаций, организации межгосударствен- ных сообщений;

• международного частного права, определяющими дого­ворные отношения между участниками транспортного процесса при перевозке, экспедировании, агентировании, использовании транспортных средств, выполнении других работ и услуг;

• административного права, регламентирующими правила эксплуатации транспортных средств, организацию движе­ния, режим работы физических лиц, налоговые правила, таможенные процедуры, паспортный контроль.

Нормативными документами, регламентирующими правила перевозки грузов на определенном виде транспорта, являются:

• на морском транспорте — Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (с из­менениями и дополнениями от 1968 г.) и Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.;

• на железнодорожном транспорте — международные Берн­ские грузовые конвенции последняя редакция 1985 г.) и Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (последняя редакция 1998 г.). Россия является участницей только СМГС;

• на автомобильном транспорте — Женевская конвенция 1975 г. о договоре международной дорожной перевозки груза с применением книжки МДП (конвенция TIR);

• на воздушном транспорте — Варшавская конвенция меж­дународных воздушных перевозок 1929 г (с изменениями 1955 г.);

• для смешанных перевозок — Конвенция ООН о смешанной перевозке грузов (Женева, 1980г.) и Правила ЮНКТАД-МТП в отношении документов смешанных перевозок (Женева, 1992 г.). Конвенция, не вступившая до сих пор в силу, и Пра­вила являются факультативными нормами. Поэтому они регулируют условия договора смешанной перевозки только в том случае, когда стороны договора признали это целесо­образным. На практике чаще всего применяются Правила ЮНКТАД-МТП (МТП — Международная торговая пала­та).

31 мая 1926 г. 16 национальных ассоциаций экспедиторов ос­новали Международную федерацию экспедиторских ассоциаций (InternationaI Federation of Freight Forwarders Association — FIAT A) как неправительственную некоммерческую международную ор­ганизацию. Главная ее цель — обеспечение интересов экспедито­ров на международном уровне. В составе F/ATA на сегодня более 40 тыс. экспедиторских фирм из более чем 150 стран мира.

В составе организации девять комитетов по различным направ­лениям:

• юридическим вопросам, документации и страхованию;

• таможенным вопросам;

• упрощению торговых процедур;

• профессиональному обучению;

• связям с общественностью.

Четыре транспортных комитета способствуют упрощению проце­дур проезда, транзита, пересечения границ, тарифной политики.

Результатами практической деятельности F/ATA явились раз­работка и внедрение экспедиторских документов, получивших официальное признание во всем мире: экспедиторская распис­ка, транспортный сертификат экспедитора, складская расписка, декларация грузоотправителя на перевозку опасных грузов, то­варораспорядительный мультимодальный транспортный коно­самент.

К правовому обеспечению организации международных пе­ревозок также относятся соглашения о международных тарифах, которые подразделяются на союзные и транзитные.

Союзные — соглашения двух или нескольких стран о согласован­ных тарифах при перевозках грузов по железным дорогам в прямом соседском сообщении, правилах их применения и исчисления. Они базируются на внутренних тарифах соседних стран, но, как правило, не совпадают с ними по уровню.

Соглашения о транзитных тарифах — нормативные акты, ни­велирующие особенности национальных правовых систем, по­строенных на различной основе. В них тарифы, сборы и штрафы определяются в виде сквозных аккордных ставок по каждой стране м какой-либо твердой валюте.

Основным нормативным документом, регламентирующим правила перевозок грузов внутри России, является Гражданский кодекс РФ. Условия перевозок определяются также транспорт­ными уставами и кодексами, основными из которых являются: Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог РФ, Устав автомобильного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.