Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовая школа




/. Трудовая школа как социальная необходимость

2. Научное обоснование движения трудовой школы

1. Идеи социальной педагогики вкупе с идеями прагматизма вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы и получившее название трудовой школы.

Начало этому направлению положил швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850 - 1933), который в своей работе "Трудовая школа как социальная необходимость" наметил основные принципы ее построения. Первая такая школа была организована в 1882 г. и названа коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 20 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел и иметь представление обо всех других. Занятия трудом требовали знаний и поэтому сопровождались умственными занятиями и художественно-изобразительной деятельностью.

2. Георг Кершенштейнер (1854 - 1932) - один из наиболее видных представителей немецкой педагогики конца XIX - начала XX вв., теоретик "гражданского воспитания". В своих трудах подверг уничтожающей критике традиционную народную школу и гимназию, нуждавшихся в такой системе образования и воспитания подрастающих поколений, которая обеспечивала бы подготовку из детей и подростков благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в области своей профессиональной деятельности работников.

Главным средством так понимаемого "гражданского воспитания" Г. Кершенштейнер считал трудовую школу, которая должна сменить старую", книжную школу.

Задачу трудовой школы он видел в первую очередь в последовательном приучении детей к прилежанию, аккуратности, безусловному подчинению авторитетам.

Вместе с тем трудовая школа, по его мнению, должна вооружать своих учащихся методами и приемами работы, которые характерны для данной отрасли науки или практической деятельности (первое относится только к средней школе, второе - к народной).

В народных школах Г. Кершенштейнер считал нужным широко использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд на уроках общеобразовательных дисциплин. Нужно заметить, что все это не имело своей целью непосредственную подготовку к занятиям той или иной профессиональной деятельностью. Акцент делался на выработку трудовых навыков и нравственных качеств, которые необходимы работнику любой профессии. Собственно профессиональная подготовка, по Кершенштейнеру, должна осуществляться в так называемых дополнительных школах для работающих подростков, имеющих образование в объеме народной школы.

Тема 16. Образование и школа в России в первой четверти XX века.

Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.)

1. Программа бесплатного обязательного начального обучения

2. Программа РСДРП

3. Правительственные проекты

1, На рубеже XIX - XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России.

Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений.

Они выдвинули программу:

• бесплатного обязательного начального обучения,

• увеличения ассигнований на школу,

• усиления местного самоуправления в системе просвещения,

• преемственности ступеней образования,

• равенства мужского и женского образования.

Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг.

2. В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические реформы школы:

• обучение на родном языке,

• отделение школы от церкви,

• всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет.

Необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.

В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события.

В 1907 году II Государственная дума рассмотрела правительственный проект О введении всеобщего начального обучения в Российской империи, основные положения которого вошли в закон 1908 года о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования.

Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909 - 1911 гг.

На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 года предусматривалось, что программы начальных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные особенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных училищ. Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Для одноклассных училищ курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных училищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-приходских школ.

Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870 - 1945). Он во многом повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи классы высшего начального училища (гимназии).

Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий, произошедших в феврале 1917 года.

Развитие начального образования в России (начало XX века)

1. Расширение сети начального образования

2. Появление высших начальных училищ

3. Подготовка учителей начальных школ

4. Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения

1. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования.

В нее входили:

• сельские одноклассные и двухклассные народные училища,

• одноклассные и двухклассные церковноприходские школы,

• а также школы различных ведомств.

В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ.

Возросло количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучавшихся в них детей.

Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ.

2. В 1912 году появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению,1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах.

Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тыс. Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-летним курсом обучения.

3. Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ.

Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 -1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий.

Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.

4. Стали появляться частные экспериментальные учебно-воспитательныеу чреждения: "Дом свободного ребенка"(1906 - 1909), "Сеттльмент" (1907-1908), "Детский труд и отдых" (1909 - 1918).

"Дом свободного ребенка" был создан в Москве по инициативе К.Н. Вентцеля. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В "Доме свободного ребенка" старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания.

Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание.

"Сеттльмент" - просветительно-воспитательное учреждение, созданное в Москве А.У. Зеленко и С.Т. Шацким. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе.

В 1909 году был возрожден С.Т. Шацким под названием "Детский труд и отдых".

В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось связям обучения и воспитания с окружающим социокультурным окружением. Была создана сквозная система воспитания - от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда.

Развитие системы среднего образования в России (начало XX в.)

1. Изменения в системе среднего образования

2. Принципы реформы средней школы

3. Комиссия по средней школе

4. План реформы средней школы

5. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения

1. На протяжении периода с конца XIX - начала XX вв. происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908- 1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличились с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.

Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира.

2. Комиссия 1900 года предложила:

создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы;

• улучшить материальное положение преподавателей средней школы;

• сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища;

• усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в средних школах;

• сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка;

• повысить статус реальных училищ;

• облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и наоборот, из реального училища в гимназию.

Предложения комиссии были реализованы только частично.

3. Новая Комиссия по средней школе (1901) пошла еще дальше в своих предложениях по ослаблению классического образования и усилению современного:

• предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение;

• было намечено оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык;

• предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике;

• намечалось включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания.

Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 году.

4. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был составлен План реформы средней школы (1916), которым намечалось создание единой школы (гимназии) с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1 - 3-е и 4 - 7-е классы).

После четвертого класса должны были следовать три ветви обучения:

• новогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками),

• гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков),

• реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики).

В 1916 году Игнатьев был отставлен с поста министра, и его плану не было дано хода.

5. Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли в начале XX века экспериментальные учебно-воспитательные заведения.

По образцу "новых школ" Запада были устроены несколько учебных заведений:

• школа в Царском Селе (1900 г., руководитель Е.С. Левицкая),

• гимназия в Новочеркасске (1906 г., руководитель Е.Д. Петрова),

• гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г., руководитель О.Я. Яковлева). Наподобие западных "сельских воспитательных домов" под Москвой (станция Лосиноостровская) и Петербургом (станция Поповка) после 1905 года были созданы "сельские гимназии".

Система высшего образования и развитие профессионально-технического обучения в России (начало XX в.)

1. Система высшего образования

2. Развитие профессионального технического обучения

1. В системе высшего образования к началу XX века насчитывалось более60 учебных заведений. Подавляющая их часть (60%) находилась в Москве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс.; из них женщины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.

Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых высших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временному правительству в 1917 году.

В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.

2. Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения.

Оно шло в двух основных направлениях:

• расширение преподавания ручного труда в начальной школе,

• учреждение ремесленных и низших технических училищ.

Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе находился в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 -1890, 1895 - 1896, 1903 - 1904 гг.

В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ.

Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.

Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 – 1920 гг.)

1. Новые принципы создания советской школы

2.Руководства школьным делом

3.Проекты документов 1918 года

4.Новые типы обучения и воспитания

1. В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, выполнявшая функции прежнего министерства просвещения. Она занималась сломом имевшейся школьной системы и созданием новой. В 1917-1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных декретов, на основании которых:

• упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений, изменялась система школ;

• школа отделялась от церкви, церковные школы упразднялись и запрещалось преподавание религии;

• отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;

• предоставлялось всем народам России право на создание национальной школы с преподаванием на родном языке;

• вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;

• создавалась государственная система дошкольного образования (впервые);

• общее руководство школьным делом переходило в ведение Государственной комиссии по просвещению.

2. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как решающие для судеб страны.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 года, занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества.

Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения.Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения. 3. В 1918 году на I Всероссийском съезде по народному просвещению были приняты проекты документов, во многом определивших облик новой школы: "Положение о единой трудовой школе" и "Основные принципы единой трудовой школы".

Согласно этим документам вводились новые принципы организации и новое содержание школьного обучения:

• допускалось широкое участие органов местного самоуправления в школьном деле;

• предусматривалось создание органов школьного самоуправления (школьных советов), в которые включались педагоги, представители учащихся и населения;

• вводились примерные (а не обязательные) учебные программы и гибкие, в зависимости от местных условий, учебные планы;

• рекомендовалось создание и использование разных учебников;

• отменялись отметки, экзамены, а также обязательные домашние задания и все виды наказаний.

Как учителям, так и учащимся представлялась возможность для творчества и широкого экспериментирования. Учитель объявлялся "равноправным членом школьной артели", формы и методы обучения должны были строиться на активности и самостоятельности школьников. Труд провозглашался основой школьного обучения.

Большое внимание уделялось физическому и эстетическому воспитанию, указывалось на огромную воспитательную роль детского труда, объявлялось о необходимости политехнического образования. Гуманное отношение к детям, уважение к ним должны были определять стиль отношений педагогов и воспитанников. Провозглашалось, что единая школа - это не единообразная, она руководствуется общими идеями, но общее рассматривается в контексте местных особенностей края.

4. В первые годы были организованы новые типы обучения и воспитания:

• школы по ликвидации безграмотности (ликбезы);

• детские сады и ясли - государственные;

• рабочие факультеты - рабфаки (с 1919 года);

• детские дома для беспризорных (число таких детей было огромным). Имевшиеся ранее высшие учебные заведения стали государственными, доступными и для женщин, обучение в них - бесплатным. Количество вузов быстро росло, в 1922 году их насчитывалось 244.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.