КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко
1. Практическая деятельность А. С. Макаренко 2. Основные положения педагогической теории 1. А.С. Макаренко (1888 - 1939) пришел в педагогическую науку как блестящий практик: • в 1917 - 1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; • в 1920 году принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония имени Горького); • в 1928 - 1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и др. Начальный этап всего воспитательного процесса - педагогическое проектирование. Цель воспитательной работы предусматривает ''программу человеческой личности", тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог. Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории: - типичные, общие для всех; - индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности, способности, наклонности. Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день.
Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей. Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин "коллектив" в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями. Коллектив проходит в своем развитии три стадии: • коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам; • возникает актив - группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам; • складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива. В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками. Прочие принципы: · традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность; · мажор - основное качество жизни коллектива; · ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив; · идея защищенности каждого в коллективе; · присутствие игры в жизни коллектива. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.
Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения (перспектива). Перспективы могут быть: близкими - близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии и др.; средними - это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени; дальними - это будущее учреждения.
Тема 17. Развитие школы и педагогики в СССР.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |