Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

P2- P1) / P

Эластичность спроса по цене

 

Прямая эластичность спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса на товар к относительному изменению его цены. Формула точечной эластичности имеет вид.

Еd = (Q2-Q1) / Q

Она используется при небольшом изменении цены.

В случае значительных изменений цены и объема спроса применяется формула дуговой эластичности:

Еd = (Q2-Q1) / (Q1 +Q2)

(P2- P1) / (P1+P2)

Таким образом, эластичность позволяет сравнивать не абсолютные, а относительные изменения как функции, так и аргумента.

В зависимости от значения коэффициента эластичности Еd

спрос может быть эластичным, неэластичным, единичной эластичности, абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным (табл. 1).

Не забываем, что значение коэффициента прямой эластичности всегда отрицательно (между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость). Следовательно, мы оцениваем этот результат по модулю.

 

 

Пример: Объем спроса увеличился с 20 до 25 ед. Цена снизились с 300 до 200 у.е.

Еd = (25-20) / (25+20)_____ = 0.11 = 0,55 (ПО МОДУЛЮ)

(200-300)/(200+300) -0,2

 

Факторы эластичности спроса по цене.

1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей, тем более эластичен спрос на данный товар. Отсутствие товаров-заменителей означает абсолютную неэластичность спроса (например, поваренная соль, отдельные лекарства).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителей. Товары, имеющие значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью. Например, снижение цен на бытовую технику окажет большее воздействие на спрос по сравнению с ценами на канцтовары.

3. Степень необходимости товара для потребителя. Предметы первой необходимости имеют невысокую эластичность, поскольку не располагают близкими заменителями. Спрос на товары роскоши, напротив, имеет высокую эластичность.

4. Универсальность и пользования товара. Например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное).

5. Степень насыщения потребностей. На стадии начального насыщения спроса сравнительно небольшое снижение цены может вызвать существенный рост спроса и продаж.

6. Фактор времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, так как для приспособления к изменению цен необходимо время.

7. Качество товара.

 

Существует определенная взаимосвязь между эластичностью спроса, выручкой от реализации и ценой.

 

Спрос Цена Выручка от реализации
Эластичный снижается увеличивается
Неэластичный повышается увеличивается

Не забудем и про перекрестную эластичность! Она характеризует относительное изменение объем спроса на один товар при изменении цены другого. Рассчитывается по таким же формулам, что и прямая эластичность.

Однако различие заключается в том, что значение рассчитывается для двух товаров: изменение объема спроса для товара А, а изменение цены – для товара В.

 

Ех = (Q2-Q1) / Q (Товар А)

(P2- P1) / P (Товар В)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция | Основной фактор: важность товара для потребления или необходимость продукта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.