Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды регистрационных производств




Вопрос 1.

Введение

Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной сто­роны, являются федеральные органы исполнительной власти, на­пример, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, его органы в субъектах Российской Федерации, Министерство юс­тиции Российской Федерации и его территориальные органы, иные органы исполнительной власти, с другой — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общест­венные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица.

Соответственно этому многообразию отношений и их участни­ков строится и система нормативных правовых актов, регулирую­щих «регистрационные отношения», а следовательно, и одноимен­ное административное производство во всех его разновидностях.

К числу таких актов, например, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 51 которого предусматривает государст­венную регистрацию юридических лиц, федеральные законы: от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», от 12 января 1996 г. «О не­коммерческих организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 15 июня 1996г. «О товариществах собственников жилья», от 11 июля 1997 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним», от 26 сентября 1997 г. «О сво­боде совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., которым были утвержде­ны «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граж­дан Российской Федерации по месту пребывания и по месту житель­ства в пределах Российской Федерации», от 6 марта 1998 г. «Примерное положение об учреждении юстиции по государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. «Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерст­вом юстиции Российской Федерации и его территориальными орга­нами решений о государственной регистрации торгово-промыш­ленных палат, общественных объединений, в том числе полити­ческих партий, профсоюзов и национально-культурных автоно­мий», от 25 марта 2003 г. «Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных ор­ганизаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами», от 8 октября 1998 г. «Положение об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации», совместный приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 июля 2000 г., которым была утверждена «Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о |государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с г ним и информации о зарегистрированных правах».

 

Несмотря на значительное разнообразие отношений, связанных с производством регистрационного характера, им присущи некото­рые общие свойства, отражающие принципиальную сущность дан­ного вида административного производства.

Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта. Так, в соот­ветствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регист­рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государст­венная регистрация представляет собой «юридический акт признания и подтверждения государством возникновения (обреме­нения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательст­вом существования зарегистрированного права» При этом закон устанавливает обязательность государственном регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правила проведения государственной регистрации распростра­няются на всю территорию Российской Федерации.

Юридическая природа акта государственной регистрации про­является также и в том, что с момента регистрации, например, обще­ственного объединения, возникает его правоспособность как юри­дического лица. С другой стороны, законодательство не обязывает общественное объединение регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Как видим, в данном случае государственная регистрация выступает как явление диспозитивное, но со­храняющее свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

Во-вторых, государственная регистрация осуществляется ис­ключительно органами исполнительной власти Российской Федера­ции и их подразделениями. Основную работу в этой области прово­дят Федеральная налоговая служба Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации и их местные орга­ны, а также некоторые другие органы исполнительной власти. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 21 декабря 2000 г. «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» государственная реги­страция новых пищевых продуктов животного происхождения и ве­дение государственного реестра в отношении таких продуктов воз­лагается на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Как это предусмотрено п. 27 Положения о нем, Министерство финансов Российской Федерации регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах полномочии, предоставленных законодательством.

В-третьих, порядок осуществления государственной регистра­ции регулируется нормами административно-процессуального пра­ва, которое одновременно выполняет функцию реализации соот­ветствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности - конституционного (государственного) права (например, устанавливающих статус общественных объединений), гражданского права (например, устанавливающих статус недвижи­мости), административного (например, устанавливающие обязан­ность федеральных органов исполнительной власти регистрировать определенные виды своих нормативных правовых актов в Мини­стерстве юстиции Российской Федерации).

К слову сказать, широкий диапазон регулятивного воздействия административно-процессуальных норм, «обслуживающих» потреб­ности не только одноименной отрасли материального права, но и других материальных отраслей российского права, является одним из серьезных аргументов в пользу признания административно-процессуальных норм в качестве самостоятельной процессуальной отрасли российского права, наряду с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом. А это, в свою очередь, отра­жается на практическом решении проблемы кодификации админи­стративно-процессуального права.

Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрацион­ном производстве административного процесса, обусловливает су­ществование и рада его разновидностей, которые, при сохранении единства в главных и основных чертах, тем не менее, характеризу­ются определенными особенностями, что находит свое отражение в действующем законодательстве, регулирующем регистрационные отношения.

К числу основных разновидностей регистрационного производ­ства относятся:

— по государственной регистрации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей и по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— по государственной регистрации общественных объедине­ний, в том числе политических партий;

— по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

— по государственной регистрации нормативных юридических актов органов исполнительной власти;

— по регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и некоторые другие.

Рассмотрим кратко главные особенности названных видов реги­страционного производства в административном процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.