Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественных объединений, в том числе политических партий




Вопрос 3. Производство по государственной регистрации

Вопрос 2. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 

«Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государствен­ный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомле­ния.

Отказ в государственной регистрации юридического лица до­пускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соот­ветствующей записи в Единый государственный реестр юридиче­ских лиц» (ст. 51 ГК РФ).

Данная разновидность административного производства также регулируется: федеральными законами — от 8 августа 2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей», от 21 марта 2002 г. «О приведении зако­нодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О госу­дарственной регистрации юридических лиц», постановлениями Правительства Российской Федерации: от 17 мая 2002 г. «Об упол­номоченном федеральном органе исполнительной власти, осущест­вляющем государственную регистрацию юридических лиц», от 19 июля 2002 г., утвердившим «Правила ведения Единого государст­венного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», от 19 июня 2002 г. «Об утверждении форм документов используемых при государственной регистрации юридиче­ских лиц и требований к их оформлению», от 19 июня 2002 г., ут­вердившим «Порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации», от 19 июня 2002г., утвердившим «Положение о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федераль­ного органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц».

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей — акты уполномоченного федерального ор­гана исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физиче­скими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпри­нимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, реализующим предоставленные ему полномо­чия на основе Конституции Российской Федерации и Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Феде­рации».

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочий дней со дня пред­ставления документов в регистрирующий орган.

Документы представляются уполномоченным лицом непосред­ственно либо направляются почтовым отправлением с соблюдением установленного порядка.

Требования к оформлению документов, представленных для го­сударственной регистрации, устанавливаются Правительством Рос­сийской Федерации. Уполномоченными лицами могут быть сле­дующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного ор­гана регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его созда­нии;

— руководитель юридического лица, выступающего учредите­лем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидацион­ной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государст­венной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления дру­гих документов, кроме установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральными законами может устанавливаться специальная регистрация отдельных видов юридических лиц.

Важной особенностью названного закона является то, что он предусматривает дифференцированное регулирование порядка го­сударственной регистрации юридических лиц, выделяя следующие варианты общего регистрационного производства этих субъектов.

А. Государственная регистрация юридических лиц при их созда­нии. В этом случае уполномоченное лицо представляет в регистри­рующий орган следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной реги­страции по форме, утвержденной Правительством Российской Фе­дерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательст­вом Российской Федераций требованиям к учредительным докумен­там юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации докумен­тах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юриди­ческих лиц данной организационно-правовой формы порядок их уч­реждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопроса о создании юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации,

— учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответ­ствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения по­стоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа— по месту на­хождения органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Б. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выде­ления) может быть осуществлена при представлении следующих документов.

— подписанного заявителем заявления о государственной реги­страции каждого вновь возникающего юридического лица, созда­ваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правитель­ством Российской Федерации. В заявлении должно быть подтверждено, что учредительные документы созданных путем реорганиза­ции юридических лиц соответствуют установленным законодатель­ством Российской Федерации требованиям к учредительным доку­ментам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных докумен­тах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юриди­ческого лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реоргани­зации и в установленных законом случаях вопросы реорганизаций юридического лица согласованы с соответствующими государствен­ными органами и (или) органами местного самоуправления;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинни­ки или нотариально удостоверенные копии);

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмот­ренных федеральными законами;

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реоргани­зуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирую­щих органов определяется Правительством Российской Федерации.

В случае если реорганизация влечет за собой прекращение дея­тельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирую­щий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной ре­гистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования счи­тается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц путем слияния считается за­вершенной с момента государственной регистрации вновь возник­шего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момен­та государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, ре­организованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момен­та государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

В. Государственная регистрация изменений, вносимых в учреди­тельные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, осуществляется на основе представления документов, к которым относятся:

подписанное заявителем заявление о государственной регист­рации по форме, утвержденной Правительством Российской Феде­рации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в уч­редительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требова­ниям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных докумен­тах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный феде­ральным законом порядок принятия решения о внесений изменений в учредительные документы юридического лица;

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учреди­тельные документы юридического лица, и (или) внесение в государ­ственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные до­кументы юридического лица, осуществляются регистрирующим ор­ганом по месту нахождения юридического лица.

Г. Производство по государственной регистрации юридическо­го лица в связи с его ликвидацией начинается с уведомления, которое в трехдневный срок обязаны направить в регистрирующий орган учредители (участники), принявшие решение о ликвидации юриди­ческого лица. К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридиче­ского лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, приняв­шие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регист­рирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации при ликвидации юридическо­го лица представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регист­рации по форме, утвержденной Правительством Российской Феде­рации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государст­венными органами и (или) муниципальными органами в установ­ленных федеральным законом случаях;

— ликвидационный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины. При ликви­дации юридического лица в случае применения процедуры банкрот­ства в регистрирующий орган представляются:

— определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

— документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахожде­ния ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистри­рующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юри­дическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Важнейшим условием осуществления административного про­изводства (по государственной регистрации юридических лиц) явля­ется ведение государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответ­ствующие документы.

Государственный реестр является федеральным информацион­ным ресурсом, содержащим следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование для коммерческих органи­заций на русском языке. В установленных случаях — на языке наро­дов Российской Федерации и (или) на иностранном языке;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (местонахождение) постоянно действующего исполни­тельного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридиче­ского лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реор­ганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные до­кументы юридического лица, или в случаях, установленных зако­ном, дата получения регистрирующим органом уведомления об из­менениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерче­ской организации уставного капитала (складочного капитала, устав­ного фонда, паевых взносов);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удо­стоверяющих личность в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Записи вносятся в государственный реестр на основании доку­ментов, представленных заявителями при государственной регист­рации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистраци­онный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплатель­щиков.

Д. Производство по государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Это новая раз­новидность административной процедуры, предусмотренной зако­нодательством, с помощью которой осуществляется регистрация физических лиц— граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, намеревающихся заняться предпринимательской деятельностью. Основные правила о государст­венной регистрации названных субъектов состоят в следующем.

1. Физическое лицо при государственной регистрации его в ка­честве индивидуального предпринимателя представляет в регистри­рующий орган:

— подписанное заявителем заявление о государственной регист­рации по форме, утвержденной Правительством Российской Феде­рации;

— копию основного документа физического лица, регистрируе­мого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального пред­принимателя, является гражданином Российской Федерации);

— копию документа, установленного федеральным законом или признанного в соответствии с международным договором Россий­ской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивиду­ального предпринимателя;

— копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего лич­ность лица без гражданства;

— копию документа, подтверждающего право физического ли­ца, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в слу­чае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуаль­ного предпринимателя, является иностранным гражданином или ли­цом без гражданства);

— подлинник или копию документа, подтверждающего в уста­новленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если в документе, удостоверяющем личность заявителя, не содержатся сведения о таком адресе);

— нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновите­лей или попечителя на осуществление предпринимательской дея­тельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключе­нии брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индиви­дуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимате­ля, полностью дееспособным (в случае, если физические лицо, о ко­тором идет речь, является несовершеннолетним);

— документ об уплате государственной пошлины.

2. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регист­рирующий орган.

Документы представляются в регистрирующий орган физиче­ским лицом непосредственно или направляются почтовым отправ­лением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистри­рующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Датой представления документов при осуществлении государ­ственной регистрации является день получения их регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указа­нием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

3. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утрати­ла силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоя­тельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить тре­бования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им пред­принимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуаль­ного предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

4. Действующее законодательство предусматривает порядок го­сударственной регистрации при прекращении физическим лицом

деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, по сле­дующим основаниям:

— в связи с принятием физическим лицом решения о прекраще­нии данной деятельности в качестве индивидуального предпринима­теля;

— в связи со смертью предпринимателя;

— в связи с принятием судом решения о признании данного ин­дивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

— в связи с вступлением в силу приговора суда, которым дан­ному лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

— в связи с аннулированием документа, подтверждающего пра­во данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

5. Действующее законодательство предусматривает ведение Единого государственного реестра индивидуальных предпринима­телей. В нем содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя, в случае, если имеется, отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведе­ния дополнительно указываются с помощью букв латинского алфа­вита на основании сведений, содержащихся в документе, удостове­ряющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предприни­мателя гражданства указывается — «лицо без гражданства»);

д) место жительства в Российской Федерации;

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Фе­дерации;

ж) вид и данные документа, удостоверяющего личность ино­странного гражданина, либо лица без гражданства;

з) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации;

и) дата государственной регистрации физического лица в каче­стве индивидуального предпринимателя и данные документа, под­тверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государст­венной регистрации;

к) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

л) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным пред­принимателем.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и доку­менты являются открытыми к общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.

Закон предусматривает право регистрирующего органа обра­титься в суд с требованием о прекращении деятельности физическо­го лица в качестве индивидуального предпринимателя в принуди­тельном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность отказа в государственной регистра­ции, а также ответственность за нарушение порядка государствен­ной регистрации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае.

— непредставления определенных законом о государственной регистрации необходимых для этой процедуры документов;

— представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган

Решение об отказе в государственной регистрации должно со­держать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней, как это предусмот­рено ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, не­осуществление государственной регистрации в установленные сро­ки или иное нарушение порядка государственной регистрации, уста­новленного законом, а также за отказ в представлении или за несвоевременное представление сведений, содержащихся в государ­ственном реестре, должностные лица регистрирующих органов не­сут ответственность, в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации

При этом установлено, что регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, укло­нением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

В свою очередь за непредставление или представление необхо­димых для включения в государственный реестр недостоверных све­дений заявители и (или) юридические лица также несут ответствен­ность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. При этом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требова­нием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый ха­рактер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц

 

 

Процессуальные аспекты государственной регистрации общест­венных объединений регулируются федеральными законами, на­пример: от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и дет­ских общественных объединений», от 11 августа 1995 г. «О благо­творительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», от 12 ян­варя 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о рели­гиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических пар­тиях», от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской дея­тельности», от 25 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г., утвердившим «Положение об ак­кредитации общероссийских физкультурно-спортивных объедине­ний (федераций, союзов, ассоциаций) по различным видам спор­та», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации».

Действующим законодательством установлено, что для приоб­ретения прав юридического лица общественное объединение под­лежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей» с учетом специального порядка ре­гистрации общественных объединений различных видов.

Производство по делам о государственной регистрации общест­венных объединений строится на основе следующих важнейших по­ложений.

1. В зависимости от масштаба деятельности общественной орга­низации решение о ее государственной регистрации принимается:

а) при государственной регистрации общероссийского или меж­дународного общественного объединения — Министерством юстиции Российской Федерации;

б) при государственной регистрации межрегионального общест­венного объединения — территориальным органом Мини­стерства юстиции Российской Федерации по месту нахожде­ния постоянно действующего руководящего органа общест­венного объединения;

в) при государственной регистрации регионального или местно­го общественного объединения — территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответст­вующем субъекте Российской Федерации. Государственная регистрация молодежных и детских общест­венных объединений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных объединений.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объедине­ний, и приобретают юридическую силу с момента такой регистра­ции.

2. Государственная регистрация отделения общественного объе­динения осуществляется в порядке, предусмотренном для государ­ственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федераль­ного органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Фе­дерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента го­сударственной регистрации общественного объединения.

Для государственной регистрации общественного объединения в Министерство юстиции Российской Федерации или его соответст­вующий территориальный орган подаются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации, подписанное чле­нами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места житель­ства и контактных телефонов;

— устав общественного объединения в трех экземплярах;

— выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании обществен­ного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

— сведения об учредителях;

— документ об уплате государственной пошлины;

— сведения об адресе (месте нахождения) постоянно дейст­вующего руководящего органа общественного объединения, по ко­торому осуществляется связь с общественным объединением;— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, обще­российского и межрегионального общественных объединений;

— при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— опись документов, представленных на государственную ре­гистрацию общественного объединения.

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего соб­рания.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организаци­онно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и кон­трольно-ревизионные органы общественного объединения, террито­рию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общест­венном объединении, права и обязанности членов данного объеди­нения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахожде­ния постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общест­венного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имуще­ства общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

В уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие за­конам:

а) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании обществен­ного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Выписка должна отражать следующие данные: дату и место проведения учредитель­ного съезда (конференции) или общего собрания; список учредите­лей — участников учредительного съезда (конференции) или обще­го собрания с указанием их фамилий и инициалов; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президи­ум, секретариат и т. д.); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избран­ных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; фа­милии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола;

б) сведения об учредителях — гражданах: фамилия, имя, отче­ство, год рождения, гражданство, адрес постоянного местожитель­ства, паспортные данные. Указанные сведения заверяются личными подписями учредителей.

Все экземпляры устава представляются в оригиналах.

В отношении общественных объединений — юридических лиц, которые могут входить в состав учредителей наряду с физическими лицами, в сведениях об учредителях указываются следующие дан­ные: официальное полное название общественного объединения, включающее указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности, указание номера свиде­тельства о регистрации; юридический адрес и местонахождение его постоянно действующего руководящего органа;

в) документ об уплате регистрационного сбора. В Министерство юстиции Российской Федерации общественным объединением представляется в надлежащем оформленном виде платежное поручение или иной документ банка, подтверждающего уплату регистра­ционного сбора в федеральный бюджет Российской Федерации за регистрацию общероссийского или международного общественного Объединения, а также организаций, отделений иностранных общест­венных объединений;

г) документ о предоставлении юридического адреса обществен­ному объединению. Этот документ может быть оформлен в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его ме­стонахождение. Предоставление юридического адреса обществен­ному объединению по месту жительства гражданина по закону не влечет за собой отказ в государственной регистрации общественного объединения;

д) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие полномочия на их использование. Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование ими символики, за­щищенной законодательством Российской Федерации, могут быть: регистрационное свидетельство государственного патентного ве­домства Российской Федерации, решения судебных органов и дру­гие правоустановительные документы.

Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государст­венных и общественных деятелей, являются решения по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения.

3. Документы на государственную регистрацию представляются в Министерство юстиции Российской Федерации членами постоян­но действующего руководящего органа или его представителями либо направляются в регистрационный орган почтовым отправлени­ем с уведомлением и описью вложения в течение трех месяцев со дня учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Датой представления учредительных документов в регистрирующий орган является дата их поступления в Министерство юстиции Рос­сийской Федерации.

4. В порядке подготовки к государственной регистрации орган юстиции анализирует поступившие документы с точки зрения:

— соответствия их Конституции Российской Федерации, Феде­ральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об общественных объеди­нениях», федеральным законам об отдельных видах общественных объединений;

— соблюдения надлежащего порядка и правильности оформле­ния учредительных документов; достоверности информации, содер­жащейся в представленных на государственную регистрацию учре­дительных документах;

— соответствия названия общественного объединения требова­ниям закона;

— наличия в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированного общественного объединения с тем же на­званием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.

Министерство юстиции Российской Федерации и его террито­риальный орган в необходимых случаях осуществляют проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, ко­торая предполагает:

— получение для ознакомления у обратившегося за государст­венной регистрацией общественного объединения подлинных эк­земпляров учредительных документов и иных дополнительных ма­териалов;

— получение справок и объяснений от представителей общественного объединения и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения;

— направление запросов в государственные органы и общественные объединения;

— получение заключений специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией общественных объединений;

— совершение иных действий, вытекающих из требований закона.

5. Министерство юстиции Российской Федерации и его террито­риальный орган обязаны в месячный срок со дня подачи заявления рассмотреть его, принять решение о государственной регистрации и рыдать свидетельство о государственной регистрации общественного объединения с подтверждением факта внесения записи в Единый Государственный реестр юридических лиц, либо отказать ему в государственной регистрации и выдать заявителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судеб­ном порядке.

Решение о государственной регистрации общественного объе­динения оформляется в виде заключения и утверждается распоря­жением Министерства юстиции Российской Федерации или его тер­риториального органа.

Отказ в государственной регистрации общественного объедине­ния не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Рассмотрение повторного заявления о государственной реги­страции общественного объединения и вынесение по этому заявле­нию решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом.

6. Решение о государственной регистрации общественного объе­динения оформляется в виде заключения и объявляется распоряже­нием Министерства юстиции Российской Федерации или его терри­ториального органа. На основании решения о государственной регистрации общественному объединению присваивается регистра­ционный номер с внесением его в Единый государственный реестр юридических лиц, который ведется Министерством юстиции Рос­сийской Федерации.

Зарегистрированному общественному объединению выдается свидетельство установленного образца.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмот­ренных Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пи­кетирование;

— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной

власти, органах местного самоуправления и общественных объеди­нениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотрен­ные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам общест­венной жизни, вносить предложения в органы государственной вла­сти;

— участвовать в избирательных кампаниях (в случае государст­венной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

В 2002 г. Федеральный закон «Об общественных объединениях» пополнился нормой, регулирующей права общественного объедине­ния, не являющегося юридическим лицом. Это общественное объе­динение имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пи­кетирование;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, орга­нах местного самоуправления и общественных объединениях;

— осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах об­щественных объединений;

— выступать с инициативами по вопросам, имеющим отноше­ние к реализации своих уставных целей, вносить предложения в ор­ганы государственной власти и органы местного самоуправления.

7. В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

— если устав общественного объединения противоречит Кон­ституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям ст. 16, 19, 20, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и законам об отдельных видах общественных объединений;

— если представлен неполный перечень учредительных доку­ментов или они оформлены в ненадлежащем порядке;

— если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием, которое осуществляет деятельность в пределах той же территории;

— если установлено, что в представленных учредительных до­кументах содержится недостоверная информация;

— если название общественного объединения оскорбляет нрав­ственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объедине­ния по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Отказ в государственной регистрации общественного объедине­ния оформляется в виде заключения, утвержденного уполномочен­ным должностным лицом Министерства юстиции Российской Феде­рации или его территориального органа. Об отказе в государст­венной регистрации общественного объединения заявителям сообщается не позже месячного срока со дня подачи заявления в письменной форме с указанием конкретных положений законода­тельства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного общественного объединения.

В случае приостановления деятельности общественного объе­динения приостанавливаются его права как учредителя средств мас­совой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятель­ности общественного объединения оно устраняет нарушение, по­служившее основанием для приостановления его деятельности, об­щественное объединение возобновляет свою деятельность по

решению органа или должностного лица, приостановивших эту дея­тельность.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Крайней мерой, применяемой к общественному объединению, является его ликвидация. Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

— нарушение общественным объединением прав и свобод чело­века и гражданина;

— неоднократные или грубые нарушения общественным объе­динением Конституции Российской Федерации, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов или иных норматив­ных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или междуна­родного общественного объединения по указанным основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации

Отказ в государственной регистрации общественного объедине­ния, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалова­ны в суд.

Действующее законодательство предусматривает основания, при наличии которых деятельность общественного объединения может быть приостановлена, а также основания для ликвидации это­го объединения.

Как установлено ст. 42 Федерального закона «Об общественных объединениях», в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъек­тов Российской Федерации, законодательства Российской Федера­ции и совершения действий, противоречащих уставным целям, фе­деральный орган юстиции или его соответствующий террито­риальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руково­дящий орган данного объединения представление об указанных на­рушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае если в установленный срок эти нарушения не устраня­ются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее пред­ставление, вправе своим решением приостановить деятельность об­щественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объе­динения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Фе­деральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстре­мистской деятельности».

Порядок приостановления деятельности общественных объеди­нений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституцион­ным законом.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионально­го и местного общественных объединений по указанным основани­ям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объедине­ния, не являющегося юридическим лицом.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а дея­тельность общественного объединения, не являющегося юридиче­ским лицом, запрещена также в порядке и по основаниям, преду­смотренным Федеральным законом «О противодействии экстре­мистской деятельности».

Ликвидация общественного объединения по решению суда оз­начает запрет на его деятельность независимо от факта его государ­ственной регистрации.

Решение о приостановлении деятельности или ликвидации об­щественного объединения может быть обжаловано в случаях и по­рядке, установленных федеральными законами.

Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных обще­ственным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

В отличие от неполитических общественных объединений, дей­ствующее законодательство предусматривает, что политические общественные объединения, и прежде всего политические партии, подлежат государственной регистрации в обязательном порядке. Основные правила, регулирующие порядок государственной регист­рации политических партий, закреплены ст. 15-20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».

Политическая партия может быть создана на ее учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общерос­сийской общественной организации или общероссийского обществен­ного движения на съезде этих общественных объединений.

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда по­литической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организаци­онный комитет в составе не менее десяти человек. Оргкомитет уве­домляет в письменной форме Министерство юстиции Российской Федерации о своем намерении создать политическую партию, ука­зывает ее предполагаемое наименование и направляет документы, предусмотренные законом «О политических партиях».

Министерство юстиции Российской Федерации или его терри­ториальный орган в день получения уведомления и иных докумен­тов оргкомитета выдает его уполномоченному лицу документ, под­тверждающий их представление. Оргкомитет в течение месяца со дня выдачи ему указанного документа публикует в одном или не­скольких общероссийских периодических печатных изданиях сведе­ния о намерении создать политическую партию и о представлении в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующих документов.

Оргкомитет самостоятельно определяет и организует свою дея­тельность. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии, после чего прекращает свою деятельность В случае если оргкомитетом в течение срока своих полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, организационный комитет прекращает свою деятельность

В соответствии с законом государственной регистрации подле­жат политические партии и их региональные отделения.

Политическая партия и ее региональное отделение осуществля­ют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридиче­ские лица, с момента государственной регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической пар­тии или ее регионального отделения, является свидетельство о госу­дарственной регистрации политической партии или ее регионально­го отделения.

Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федераль­ным уполномоченным органом и его территориальными органами Внесение в единый государственный реестр юридических лиц све­дений о создании, реорганизации и ликвидации политической пар­тии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его тер­риториальным органом решения о соответствующей государствен­ной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномочен­ных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональ­ных отделений определяется Правительством Российской Федера­ции.

Документы, необходимые для государственной регистрации по­литической партии, представляются в Министерство юстиции Рос­сийской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня про­ведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации, или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании.

Для государственной регистрации политической партии, создан­ной на ее учредительном съезде, представляются следующие доку­менты:

а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюро­ванный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии;

в) программа политической партии, заверенная уполномочен­ными лицами;

г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда о создании политической партии, о принятии устава политической партии, ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о форми­ровании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с ука­занием данных о представительстве делегатов на этом съезде и ре­зультатов голосования;

д) документ об уплате регистрационного сбора;

е) документ о предоставлении юридического адреса, политиче­ской партии;

ж) экземпляр общероссийского периодического печатного изда­ния, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения Учредительного съезда политической партии;

з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделе­ний политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или об­щих собраний региональных отделений политической партии с ука­занием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов регио­нальных отделений политической партии.

Закон устанавливает также перечень документов, представляе­мых для государственной регистрации регионального отделения по­литической партии.

Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регио­нального отделения, требованиям закона, принимает решение о го­сударственной регистрации политической партии или ее региональ­ного отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридиче­ских лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений документов регистри­рующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня полу­чения необходимых сведений и документов вносит в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следую­щего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, при­нявший решение о государственной регистрации политической пар­тии или ее регионального отделения.

Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от ре­гистрирующего органа информации о внесении в Единый государ­ственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу по­литической партии или ее регионального отделения документ, под­тверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, в случае если не принято решение об отказе в государственной регистрации поли­тической партии или ее регионального отделения, указанный доку­мент должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

Сведения о создании и ликвидации политических партий пуб­ликуются в общероссийских периодических печатных изданиях.

Образцы документов, необходимых для государственной реги­страции политической партии и ее регионального отделения, утвер­ждаются федеральным регистрирующим органом, публикуются в «Российской газете», а также размещаются на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения.

После проведения учредительного съезда политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения програм­мы политической партии в объеме не менее двухсот газетных строк.

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации, если:

— положения устава политической партии противоречат Кон­ституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;

— наименование и (или) символика политической партии не со­ответствует требованиям закона о политических партиях;

— не представлены документы, необходимые для государствен­ной регистрации политической партии;

— федеральным регистрирующим органом установлено, что со­держащаяся в представленных для государственной регистрации политической партией документах информация не соответствует требованиям федерального закона о политических партиях;

— нарушены установленные законом сроки представления до­кументов, необходимых для государственной регистрации полити­ческой партии.

В случае принятия регистрирующими органами решения об от­казе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письмен­ной форме не позднее чем через месяц со дня получения документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государ­ственной регистрации данной политической партии или ее регио­нального отделения.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от госу­дарственной регистрации политической партии или ее регионально­го отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматриваются судом в течение ме­сяца со дня подачи заявления.

Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повтор­ных представлений документов в регистрирующие органы для госу­дарственной регистрации политической партии или ее регионально­го отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ.

Регистрирующие органы на основе действующего законода­тельства осуществляют контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законов Российской Федерации, а также за соот­ветствием их деятельности положениям, целям и задачам, преду­смотренным уставами политических партий.

Осуществляя контроль, регистрирующие органы вправе:

а) не чаще одного раза в год знакомиться с документами поли­тических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической пар­тии;

б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятий (в том чис­ле в съездах, конференциях или общих собраниях) по принятию ус­тава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов;

в) выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятель­ности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмот­ренным уставом политической партии;

г) вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения.

В случае нарушения политической партией Конституции Рос­сийской Федерации, федеральных конституционных законов, Феде­рального закона «О политических партиях», иных федеральных за­конов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных на­рушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не ме­нее двух месяцев. В случае если политической партией в установ­ленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Фе­дерации на основании заявления федерального регистрирующего органа.

В случае приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права политической партии, ее регионального отделения или иного струк­турного подразделения как учредителя средств массовой информа­ции, им запрещается пользоваться государственными и муници­пальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирова­ния и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью политической партии, ее регионального отделения или иного струк­турного подразделения, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетов по трудо­вым договорам (контрактам).

Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает два пути ликвидации политической партии, по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае.

а) невыполнения требований п. 1, 4 и 5 ст. 9 Федерального зако­на «О политических партиях»;

б) неустранения в установленный решением суда срок наруше­ний, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О политических партиях»;

г) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее ста членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

д) отсутствия необходимого числа членов политической пар­тии — не менее 10 тыс. членов, как это предусмотрено п. 2 ст. 3 Фе­дерального закона «О политических партиях».

Политическая партия может быть также ликвидирована в по­рядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвида­ции политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом

Отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ли­квидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государст­вом всех убытков, понесенных политической партией в связи с неза­конным приостановлением деятельности либо незаконной ее ликви­дацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.