Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План учебного занятия №10




Классификация задач принятия решений

 

Одно из наиболее важных условий сокращения затрат времени и сил при поиске решения - это умение правильно выбрать метод поиска. За время существования теории принятия решений для наиболее часто встречающихся задач были разработаны методы, учитывающие их характерные особенности.

Практически любая ситуация, требующая принятия решения, может быть отнесена к тому или иному известному классу, и исследователю остается только «узнать» ее. Для этого требуется, по крайней мере, иметь представление о характерных признаках различных классов. В настоящее время отсутствует единая универсальная классификационная схема задач принятия решений, однако практически во всех изданиях, посвященных этим вопросам, фигурируют следующие классификационные признаки (рис. 1.2):

• число лиц, принимающих решение;

• вид показателя эффективности;

• степень определенности информации о проблемной ситуации;

• зависимость характеристик проблемной ситуации от времени.

По признаку числа ЛПР различают задачи индивидуального и группового принятия решений. При групповом выборе решений определяющую роль играет проблема согласования индивидуальных предпочтений членов группы.

По виду показателя эффективности задачи принятия решения подразделяют на задачи со скалярным и векторным показателями.

При использовании скалярного ПЭ предполагается, что ЛПР интересует только одна из составляющих результата операции (т.е. только одна из характеристик стратегии), например, ее длительность. Это наиболее простой случай при выборе стратегии. Но это не означает, что определить значение скалярного ПЭ тоже легко. Практически все методы математического программирования предназначены для поиска решений именно по скалярному показателю. Необходимо отметить, что при использовании этих методов в роли показателя эффективности выступает целевая функция.

При сравнении стратегий по векторному ПЭ могут быть использованы специальные методы, позволяющие свести векторный показатель к скалярному. Некоторые из них будут рассмотрены в следующем разделе.

Вообще же выбор показателя эффективности является одним из наиболее важных и сложных этапов поиска решения и требует от исследователя не только опыта и знания рассматриваемой предметной области, но и элементов творчества. Наиболее распространенные и полезные в практическом смысле формы ПЭ также будут рассмотрены в следующем разделе.

По степени определенности информации о проблемной ситуации различают задачи принятия решений в условиях определенности и задачи принятия решений в условиях неопределенности.

Задачи принятия решений в условиях определенности характеризуются наличием полной и достоверной информации о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях принимаемых решений. В таких задачах заранее, до начала операции, известно, к какому исходу приведет каждая из стратегий. Это, в частности, означает, что все внешние факторы известны, учтены, и они не могут каким-либо непредвиденным образом повлиять на исход операции.

 

 

Характерная особенность всех задач ПР в условиях неопределенности состоит в том, что исход операции зависит не только от стратегий ЛПР и фиксированных факторов, но и от неопределенных факторов, не контролируемых ЛПР и не известных ему в момент принятия решения (или недостоверно известных). В результате каждая стратегия оказывается связанной с множеством возможных исходов операции, что существенно осложняет процесс выработки решения.

Задачи принятия решений в условиях неопределенности подразделяют, в свою очередь, на задачи стохастической и не стохастической неопределенности.

В случае стохастической неопределенности каждой стратегии соответствует некоторое конечное множество исходов, причем исследователю известны их вероятностные характеристики. Но даже если он будет ориентироваться на наиболее вероятный исход, это не означает, что операция будет развиваться именно по данному сценарию. Поэтому задачи такого типа называют также принятием решений в условиях риска. Они имеют место в тех случаях, когда на исход операции могут повлиять те или иные случайные факторы. Например, если встречаются две примерно равные по силам футбольные команды, то возможны три различных исхода матча (либо побеждает первая команда, либо вторая, либо встреча заканчивается вничью); вероятность каждого из исходов известна (равна 1/3), но какой именно будет реализован, остается загадкой практически до окончания игры.

Задачи ПР в условиях нестохастической неопределенности подразделяются, в свою очередь, на задачи ПР в условиях природной и поведенческой неопределенности.

Такие задачи возникают в тех случаях, когда ЛИР не располагает вероятностными характеристиками возможных исходов операции, либо они вообще не являются случайными. В лучшем случае известны лишь диапазоны их значений.

Если ограниченность информации обусловлена недостаточной изученностью природы рассматриваемых явлений, то говорят о задачах с «природной» неопределенностью. Если же недостаток информации обусловлен влиянием на ход операции других субъектов помимо ЛПР, то имеет место задача «поведенческой» неопределенности. Для решения задач с «поведенческой» неопределенностью используются методы теории игр.

По характеру зависимости проблемной ситуации от времени различают статические и динамические задачи ПР. В динамических задачах параметры (характеристики) проблемной ситуации изменяются во времени.

Классификация задач ПР по перечисленным признакам приводит к различным комбинациям типов задач. Например, выбор варианта атаки летчиком истребителя-перехватчика может быть классифицирован как динамическая скалярная задача индивидуального принятия решения в условиях поведенческой неопределенности, поскольку в данном случае в качестве ПЭ используется вероятность уничтожения цели и для любой выбранной стратегии исходы случайны, что обусловлено наличием фактора неопределенности - поведением противника.

 

 

По предмету «Финансы и кредит»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.