Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет и бюджетная система




Функции Государственного бюджета.

Государственный бюджет, его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов

Тема 4. Государственный бюджет.

Тема урока 10: Государственный бюджет, его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов. Функции Государственного бюджета.

Цель урока обучающая: Сформировать понятие государственного бюджета РБ. Расширить знания ученика в области функций Государственного бюджета РБ.

Цель урока развивающая: формировать организационную и познавательную самостоятельность будущих специалистов на основе изучения сущности Государственного бюджета РБ.

Цель урока воспитательная: воспитать у учащихся интерес к избранной профессии на основе изучения сущности Государственного бюджета РБ.

Тип урока: комбинированный урок.

Учебно-методическое обеспечение:

1. конспект лекций;

2. схема функций финансов

Ход занятия:

Организация начала занятия (1-5 мин.):

- проверка присутствия учащихся на занятиях;

- заполнение журнала;

Подготовка к основному этапу занятий:

- мотивация и стимулирование познавательной деятельности;

- усвоение новых знаний;

Изложение материала по вопросам:

1. Государственный бюджет, его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов

2. Функции Государственного бюджета.

Первичная проверка понимания:

Раскройте сущность понятия Государственного бюджета.

Перечислите функции Государственного бюджета

Подведение итогов, рефлексия;

Выяснение неусвоенных вопросов и их пояснение;

Домашнее задание: подготовка изложенных вопросов по конспекту, указанной литературе [3], с. 5 - 18 (Сорокина Т.В. «Государственный бюджет»). Подготовка к тестированию по пройденной теме.


Тема урока 10: Государственный бюджет, его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов. Функции Государственного бюджета.

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой сис­темы и основная финансовая категория, выражающая содержа­тельную составляющую часть государственных финансов и объ­единяющая главные доходы и расходы государства. Мобилиза­ция финансовых ресурсов в бюджет и их использование связаны с перераспределением национального дохода и с функциониро­ванием основных финансовых категорий: налогов, сборов, госу­дарственного кредита, дотаций, субвенций, субсидий.

Термин «бюджет» английского происхождения. Он означает суму, мешок с деньгами, чемодан. Понятие экономической сущ­ности категории «бюджет» до настоящего времени в монографи­ях, учебных пособиях, научных статьях, в законодательных ак­тах, к сожалению, не имеет единой трактовки. Он определяется и как финансовый план, смета доходов и расходов, баланс доходов и расходов государства и как фонд, форма, основное звено фи­нансовой системы, регулятор и т. п. Так, в частности, в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в разделе «Основные термины и опре­деления» бюджет определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспече­ния функций государственных органов, экономического и соци­ального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц».

Между тем, будучи экономической категорией, бюджет дол­жен отражать систему финансовых отношений по формированию и использованию централизованного денежного фонда го­сударства для обеспечения его функций.

Специфика экономической природы бюджета обусловлена его формой, материальным (экономическим) содержанием и особым общественным назначением (функциями). Ведь только в бюджете централизуются финансовые ресурсы государства в ви­де налогов и сборов, составляющих его доход. Только из бюдже­та финансируются расходы на оборону, управление, большую часть учреждений непроизводственной сферы, на реализацию социальной политики. Через бюджет также осуществляется ре­гулирование экономики государства. Экономическое содержа­ние бюджета характеризуется видами основных взаимосвязей, т. е. взаимосвязей денежных средств (финансовых ресурсов) с формой их организации, рис. 1.3.

Сущность бюджета проявляется в его функциях (рис. 1.4) и определяется признаками.

К признакам бюджета, выделяющим его из общей системы экономических отношений, относятся:

а) опосредование движения финансовых ресурсов денежной формой отношений;

б) ограничение сферы действия рамками формирования, распределения и использования бюджетных средств;

в) непосредственное участие в формировании доходной части бюджета предприятий, организаций, учреждений, населения при содействии государства и местных органов самоуправления и на основе соответствующего законодательства;

г) обезличенность доходов, т. е. отсутствие их взаимосвязи с конкретными расходами;

д) безвозмездность движения денежных средств в виде уплаты налогов и обязательных сборов, а также бюджетного финансирования, дотирования, субсидирования (за исключением представления бюджетных ссуд);

е) казначейская система исполнения бюджета, максимизирующая централизацию финансовых ресурсов и обеспечивающая возможность маневрирования бюджетными средствами, своевременное финансирование приоритетных мероприятий и более жесткий контроль за формированием доходов бюджета и их использованием.

Таким образом, в раскрытии понятия «государственный бюджет» используются такие его важнейшие характеристики, как форма и содержание, сущность, функции, признаки. По содержанию бюджет - материальное воплощение в централизо­ванном фонде денежных средств' государства. По сущности - система отношений, которая проявляется в функциях и опреде­ляется посредством признаков.

На содержание и роль бюджета влияют объективные и субъ­ективные факторы. К основным объективным факторам отно­сятся уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, при­родные, национальные, социальные особенности. К субъективным - тип государства, политика правительства на конкретномэтапе, международная обстановка, уровень внешнеэкономиче­ских связей и т. п.

Описанные выше характеристики бюджета, к сожалению, не позволяют обеспечить решение проблемы оптимального соот­ношения финансовых ресурсов, централизуемых в бюджете и оставляемых в месте их создания (у хозяйствующих субъектов). С одной стороны - излишнее аккумулирование денежных средств в бюджете обедняет финансовые возможности предпри­ятий и организаций. С другой стороны - недополучение плате­жей в бюджет ухудшает проведение социальной политики.

Несмотря на национальные политические и другие особенно­сти, бюджеты разных стран на конкретном историческом эта­пе имеют во многом идентичный состав доходов и расходов, рис. 1.5.

В бюджетной системе используются единые формулировки доходов и расходов, определяемые бюджетной классификацией.

В соответствии с Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158 бюджетная классификация включает:

♦ классификацию доходов;

♦ классификацию расходов, подразделяемую на функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную;

♦ классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

♦ классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

♦ классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

♦ классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Классификация доходов является систематизированной груп­пировкой доходов республиканского и местных бюджетов, госу­дарственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Доходы делятся на три категории: текущие, капитальные и безвозмездные, состоящие из определенных групп. Группы в свою очередь состоят из видов доходов, а виды объединяются в разделы и подразделы в зависимости от источников получения доходов.

Текущие доходы включают:

♦ все невозвратные обязательные поступления;

♦ добровольные и компенсируемые поступления средств от услуг, представляемых государственными учреждениями;

♦ штрафы и санкции.

Капитальные доходы классифицируются по видам реализуе­мых основных фондов и состоят:

из невозвратных операций, связанных с приобретением, пе­редачей, сооружением или продажей основных фондов, предна­значенных для многократного использования;

поступлений от реализации непроизводственных ценностей, ряда нематериальных активов;

разовых безвозмездных предоставлений средств для приоб­ретения материальных ценностей.

Текущие и капитальные доходы группируются исходя из форм, методов изъятия и содержания следующим образом (рис. 1.6).

К группе текущих доходов относятся: налоговые до­ходы (обязательные платежи в бюджет); социальные от­числения - обязательные взносы и отчисления работодателей и работающих в специализированные фонды; неналоговые -доходы от возмездных и безвозмездных операций, полученных от предоставления государством разного вида услуг, доходы от государственной собственности, предпринимательской деятель­ности государства, штрафы, пени, санкции, конфискации и т. п.

К группе капитальных доходов относятся налоговые до­ходы (налоги на имущество, на недвижимость, на наследуемое имущество и переходящее в порядке дарения, а также прочие непериодические налоги на собственность); капитальные не­налоговые доходы -нефинансовые (произведенные) акти­вы, непроизводственные активы (доходы от продажи земли и нематериальных активов), капитальные трансферты от резиден­тов и от нерезидентов, административные платежи и сборы, штрафные санкции, доходы от внешнеэкономической деятельно­сти, безвозмездные поступления от нерезидентов и от бюджетов других уровней для осуществления конкретных программ и фи­нансовой поддержки бюджета.

Существуют также закрепленные и регулирующие доходы.

Закрепленные - это доходы, поступающие сразу же в конкрет­ный бюджет. Например, подоходный налог, земельный и основ­ная часть экологического налога, составляющие источники до­ходов местных бюджетов.

Регулирующие доходы - республикан­ские налоги, распределяемые между вышестоящими и ниже­стоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

Функциональная классификация расходов состоит из двух уровней и является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджет­ных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учре­ждений и организаций. Первый уровень включает разделы, второй - подразделы. В них конкретизируется направление средств на осуществление деятельности государства в опреде­ленной области.

В первый уровень функциональной классификации расходов государственного бюджета входят следующие основные виды расходов:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) международная деятельность;

3)национальная оборона;

4) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

5) судебная власть;

6) наука;

7) промышленность, энергетика, строительный комплекс;

8) сельское хозяйство;

9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь;

11) развитие рыночной инфраструктуры;

12) жилищно-коммунальное хозяйство;

13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий;

14) образование;

15) культура и искусство, кинематография;

16) средства массовой информация;

17) здравоохранение и физическая культура;

18) социальная политика;

19) обслуживание государственного долга;

20)пополнение государственных запасов и резервов;

21) расходы государственных внебюджетных и бюджетных
целевых фондов;

22) прочие расходы.

Как отмечалось выше, каждый раздел делится на подразделы -это второй уровень функциональной классификации. Например, первый раздел (государственное управление и местное само­управление) включает следующие подразделы:

♦ функционирование представительного и законодательного органа Республики Беларусь;

♦ функционирование органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

♦ функционирование органов местного самоуправления;

♦ деятельность финансовых и налоговых органов;

♦ прочие расходы на государственное управление.

Экономическая (предметная) классификация расходов явля­ется группировкой расходов республиканского и местных бюд­жетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств, бюджетных учреждений и ор­ганизаций по их экономическому содержанию.

В законе о бюджете ежегодно утверждается ряд статей те­кущих расходов экономической (предметной) классификации, финансируемых в первоочередном порядке и именуемых за­щищенными статьями. В этот перечень входят заработная плата рабочих и служащих; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия и другие выплаты населению); продукты питания; медикаменты и перевя­зочные средства; выплаты процентов по государственному дол­гу; погашение государственного долга. Они не подлежат сек­вестру, или блокированию, т.е. пропорциональному со­кращению расходов по незащищенным статьям бюджета или временной приостановке финансирования по отдельным неза­щищенным статьям расходов бюджета.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов является груп­пировкой заемных средств, привлекаемых Правительством, ме­стными исполнительными и распорядительными органами для финансирования дефицита соответствующего бюджета. Класси­фикация источников внешнего финансирования дефицита рес­публиканского бюджета — это группа заемных средств, привле­каемых Правительством для финансирования дефицита респуб­ликанского бюджета.

Классификация видов внутреннего государственного долга является группировкой государственных долговых обязательств Правительства перед юридическими и физическими лицами. В со­ответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Рес­публики Беларусь» он может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Государственные внутренние займы в зависимости от ряда при­знаков классифицируются следующим образом, рис. 1.7.

Отражая классификацию источников финансирования бюд­жета и видов государственного долга, следует отметить, что мо­жет быть не только превышение расходов бюджета над его до­ходами, обусловливающее дефицит бюджета, но и наоборот. В этом случае имеет место профицит бюджета, при котором возможно сокращение налоговых ставок, увеличение расхо­дов, сокращение доходов от продажи государственного иму­щества.


Для выполнения своих функций государственный бюджет имеет разветвленную сеть структурных подразделений, которые обеспечивают аккумулирование денежных средств и финансиро­вание определенных направлений на различных региональных уровнях, и представляет бюджетную систему. Она занимает центральное место в бюджетном устройстве, включающем ор­ганизацию и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс.

Функционирование бюджетной системы регламентировано Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь», вве­денном в действие 4 июня 1993 г., и дополнено Законом от 15 июля 1998 г.

В бюджетную систему включаются как самостоятельные час­ти республиканский и местные бюджеты. Структура бюджетной системы дана на рис. 1.8.

В бюджетной практике широко используется понятие консо­лидированный бюджет, представляющий совокупность бюдже­тов Республики Беларусь или ее соответствующей администра­тивно-территориальной единицы.

Бюджетная система построена в соответствии с администра­тивно-территориальным делением Республики Беларусь и осно­вана на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех входящих в нее бюджетов. В Россий­ской Федерации помимо перечисленных принципов узаконены принципы эффективности, адресности и общего покрытия рас­ходов.

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством форм бюджетной документации, единой бюджетной классификацией, едиными принципами бюджетного процесса, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней, единством денежной системы. Он основан на взаимо­действии бюджетов всех уровней через использование регули­рующих доходных источников и частное перераспределение це­левых и региональных бюджетных фондов.

Полнота бюджета обеспечивается включением в бюджеты поступающих в соответствии с законодательством всех налого­вых и неналоговых доходов и отражением всех операций по рас­ходованию денежных средств.

Реальность бюджета основывается на достоверности прогно­за социально-экономического развития, других показателей, ис­пользуемых при составлении бюджета, и принципах исполнения бюджета, обеспечивающих финансирование расходов в соответ­ствии с объемом реально поступающих доходов и средств, при­влекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность означает публикацию утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также открытость всех процедур рассмотрения и утверждения бюджетов.

Самостоятельность бюджетов обеспечивает правом само­стоятельного бюджетного процесса, т. е. самостоятель­ного составления, рассмотрения, утверждения И исполнения бюджета государственными органами; нали­чием собственных источников доходов и правом ими распоря­жаться по решению властей соответствующих уровней; запретом на изъятие свободных остатков бюджетных средств, образовав­шихся в результате увеличения поступлений доходов или экономии расходов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.