Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи изучения дисциплины




Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция профессора Дорошенко В.Ю. по дисциплине «Деловое общение» для студентов второго курса ВЗФЭИ

Цель преподавания дисциплины

Условием эффективной профессиональной деятельности экономиста и менеджера является умение общаться с людьми, честность и порядочность в отношениях с партнерами. Деловой риск и получение прибыли не имеют ничего общего с нарушением этических норм предпринимательской деятельности. Поэтому важнейшей целью преподавания дисциплины «Деловое общение» является формирование у студентов как у будущих специалистов высокой культуры делового общения. В качестве неотъемлемых компонентов этой культуры могут служить такие, как: овладение приемами и техниками межличностного общения в деловой коммуникации; усвоение этических норм и принципов делового общения; приобретение навыков успешного ведения деловых переговоров.

Являясь необходимой составной частью современного гуманитарного образования, дисциплина «Деловое общение» призвана выполнить и важнейшую социально-практическую функцию в рыночной экономике XXI столетия. Она нацеливает студентов как будущих профессионалов цивилизованного рынка на эффективное сотрудничество с деловыми партнерами. Успех в деловом мире может достигаться лишь на основе сочетания профессионализма с эффективной деловой коммуникацией, при неуклонном следовании этике бизнеса и предпринимательства.

Главная задача изучения дисциплины «Деловое общение» — реализация требований, которые установлены Государственным стандартом высшего профессионального образования. Эти требования предусматривают обучение студентов эффективной межличностной коммуникации при решении деловых вопросов, ориентации в психологических типах партнеров, психодиагностике конфликтов и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Важнейшим требованием Государственного стандарта является формирование у студентов представлений об универсальных этических принципах делового общения и о национально-психологических особенностях деловых партнеров. Государственный стандарт предусматривает также знакомство студентов с фундаментальными психологическими теориями: общей психологией, социальной психологией, психологией личности, а также со специальными психологическими теориями: экономической, правовой, политической психологией.

Не менее важным является требование Государственного стандарта о документационном обеспечении всех форм делового общения: делового совещания, презентации, деловой беседы, деловых переговоров.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать

  • теоретические основы делового общения, его основные принципы, формы и средства;
  • основные психологические типы личности и особенности их проявления в деловом общении;
  • особенности вербальной и невербальной коммуникации;
  • этику и этикет делового общения;

б) уметь

  • составлять объективный психологический портрет делового партнера;
  • выбирать правильную стратегию поведения в деловых переговорах, конфликтных ситуациях;
  • организовывать и проводить деловые беседы, переговоры, встречи;
  • квалифицированно оформлять документы и вести деловую переписку;

в) иметь представление

  • о методах психодиагностики для разработки конструктивного подхода к решению проблем, возникающих в процессе делового общения;
  • об особенностях мужской и женской психологии и как они проявляются в деловом общении;
  • о разнообразных национальных моделях общения и делового этикета.

При изучении дисциплины студенты должны пользоваться следующими учебными материалами:

  • учебником «Психология и этика делового общения» (под ред. проф. Лавриненко В.Н.). М., Юнити, 2002 или более позднего года издания (в дальнейшем будем его называть учебник 1 или [1]»).
  • компьютерной обучающей программой по дисциплине «Деловое общение» (в дальнейшем «компьютерная программа» или сокращенно «КОПР»),
  • а также учебно–методической литературой.

Приступая к изучению данной дисциплины, ознакомьтесь до конца с настоящей обзорной (установочной) лекцией. Это позволит Вам получить представление об основных понятиях и категориях психологии и этики делового общения, требованиях, предъявляемых к уровню подготовки студентов ВЗФЭИ.

Лишь после проработки основного учебного материала каждой темы по учебнику можно перейти к изучению этой темы с помощью компьютерной обучающей программы (КОПР), в состав которой, наряду с теоретическим материалом, входят многочисленные тесты как для самопроверки полученных знаний, личностной самооценки, так и для закрепления, путем тренировки практических навыков делового общения.

Тема 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Деловое общение»

Начнем с первой темы нашего курса, которая называется «Предмет, методы и функции дисциплины «Деловое общение». Данная учебная дисциплина – «Деловое общение» - заставляет заново переосмыслить целый ряд ключевых, с теоретико-методологической точки зрения, вопросов:

  • правомерно ли существование такой науки и как она соотносится с социальной психологией;
  • что составляет ее предмет и объект исследования;
  • какова ее структура, включая принципы, законы и категории;
  • что можно сказать об ее функциях;
  • и, наконец, как она соотносится с другими общественными науками, прежде всего, философией, социологией, общей психологией и социологией, а также менеджментом.

На первый вопрос можно ответить утвердительно, поскольку есть такая наука, специально изучающая проблемы межличностного и группового общения в условиях рыночной экономики, наряду с организационными, правовыми, политическими, биологическими и иными проблемами.

Наука о деловом общении совпадает с социальной психологией лишь частично, поскольку собственно социально-психологические, т.е. личностно - групповые стороны общения рассматриваются в ней в тесной связи с проблемой оптимизации, и культурой и этикой межличностного общения именно в бизнесе, его управленческо-организационными особенностями.

Социальная психология, стремясь одновременно охватить и личность, и общество, пытается ответить на вопрос: как может индивид воздействовать на то, что его окружает - на социальные группы, социальные институты и другие элементы социальной среды, если одновременно это окружение обусловливает его самого? Именно поэтому большое внимание в ней уделяется рассмотрению личностных характеристик, обусловленных индивидуально-типическими чертами взаимодействующих в составе рабочих групп субъектов.

Однако только этим содержание науки о деловом общении не исчерпывается.

Если под объектом исследования можно понимать все то, что связано с социально-психологическими и организационными аспектами делового общения, то вопрос о том, как, каким образом все это изучать, т.е. вопрос о предмете науки о деловом общении во многом остается дискуссионным.

Обзор существующих точек зрения позволяет констатировать многообразие методологических подходов. Наиболее продуктивной следует считать позицию, согласно которой предметом психологии делового общения выступает оптимизация психологической и нравственной сторон делового общения людей, в составе разного рода рабочих, деловых групп.

В центре ее внимания – особенности формирования и функционирования психологических, культурно-этических и организационных, иначе говоря, управленческих отношений между людьми в процессе социальной деятельности. Это уже научное знание, которое обладает внутренней логикой, своей структурой и развивается по своим собственным законам. Наука о деловом общении существует на стыке трех наук – общей психологии, социологии и менеджмента и имеет философский фундамент. К тому же, она тесно связана с аксиологической проблематикой.

Наука о деловом общении существенно отличается от обыденных, чаще всего, интуитивных представлений. В ней можно выделить его уровни, основные блоки проблем. К ним относятся:

  • предмет и задачи психологии и этики делового общения;
  • теоретические предпосылки становления психологии делового общения;
  • психическая структура личности и практика делового общения;
  • детерминация поведения личности в деловом общении;
  • психология общения, его структура и виды;
  • деловое общение в рабочей группе;
  • социально-психологические проблемы и стиль руководства;
  • деловые переговоры;
  • конфликты в деловом общении;
  • этика делового общения: предпосылки формирования и основные принципы;
  • этикет и культура делового общения: правила общения по телефону, деловой переписки.

Все эти проблемы изучались в рамках основополагающих принципов, составляющих методологическую основу науки. К ним относятся: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития и, наконец, принцип системности. Они реализуются в законах делового общения, которые можно условно разделить на две группы:

  • законы, характеризующие основное содержание и этапы развития отдельных сторон исследуемых явлений;
  • законы, исследующие взаимосвязь между различными сторонами изучаемого явления.

Названные выше законы делового общения конкретизируются в системе категорий делового общения, в частности, многочисленных понятиях, характеризующих личность и малую группу, механизмы их взаимодействия, нравственные нормы и ценности, деловой этикет и т.д.(См.глоссарий рекомендованного учебника). С разных сторон описывая общение, эти понятия так или иначе связаны с одним из трех аспектов межличностной коммуникации – психологическим, организационным, либо этическим.

Подобно другим общественным наукам, психология делового общения выполняет целый ряд функций. Сюда относятся:

  • познавательная функция;
  • прогностическая функция;
  • регулятивная функция;
  • аксиологическая функция, ее роль в жизни общества

В КОПР и в учебнике подробно показано соотношение психологии делового общения с другими общественными науками. В частности, философия обеспечивает нравственный фундамент конкретной практике делового общения; с общей психологией ее объединяет интерес к типологии личности; социология предлагает прикладные методы для проведения конкретных исследований социально-психологических характеристик личности и рабочей группы. И, наконец, общим с менеджментом выступает интерес к проблемам управления, стилям руководства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.