Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическая экологическая оценка




Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки.

Послепроектные стадии экологической оценки наименее формально и методоло­гически проработаны. Однако сегодня требования о проведении мониторинга на этих стадиях достаточно распространены во мно­гих странах. Разработка и включение послепроектного экологического мониторинга (ПЭМ) в ОВОС более редки. Еще более редкими являются требования о создании СЭМ. В болгарс­кой системе проекты, прошедшие послепроектную стадию экологической оценки, также проходят обязательный экологический аудит через пять лет после одобре­ния проекта. В Чили собственник предприятия, бывшего объектом экологической оценки, обязан провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты государственным органам. При этом предлагается три альтернативные фирмы, специализирую­щиеся в области экологического аудита, а государственный орган выбирает одну из них и назначает в качестве аудитора.

Как уже отмечалось, наиболее продвинутые требования к послепроектным экологическим оценкам предъявляются Всемирным банком, который тре­бует не только составления подробного плана экологического ме­неджмента, но и формального подтверждения наличия средств на его осуществление. Неотъемлемой частью экологических оценок, проводимых для проектов Банка, являются программы обучения и укрепления организационных возможностей участников экологи­ческой оценки. Большинство других международных организаций, в том числе Агентство международного развития США и ЕБРР, предъявляют к своим клиентам только требование представлять в составе ЗВОС план мониторинга. «Конвенция об оценке воздействия на окружа­ющую среду в трансграничном контексте» указывает на возмож­ность включения в ЗВОС «краткого содержания программ монито­ринга и управления и всех планов послепроектного анализа», од­нако только «при необходимости».

 

Решение об осуществлении любого крупного проекта, напри­мер нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых про­грамм или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую экологическую оценку. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рас­смотрены альтернативные способы достижения поставленных це­лей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная до­рога, трубопровод, танкеры «река—море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.

Однако роль стратегической экологической оценки не ограничивается обеспечени­ем своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного проекта может в той или иной мере предопределять направление раз­вития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперера­батывающих производств и, с другой стороны, существенно огра­ничить возможности развития туризма, рекреационного использо­вания территории. Разумеется, такие направления должны опреде­ляться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая экологическая оценка может сыграть важ­ную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факто­ров при выработке приоритетов развития.

Таким образом, стратегическая экологическая оценка не только устраняет неко­торые ограничения экологической оценки проектов, но и являет­ся ключевым элементом устойчивого развития.

Термином «стратегическая экологическая оценка», обозначают применение принципов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем решения о создании конкретных единичных объектов. Стратегическая экологическая оценка способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии принятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реали­зации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ.

Термин «стратегические документы» охватывает всю совокуп­ность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объек­тов. Как правило, между ними предполагаются иерархические от­ношения — разработка, например, интегрированного стратеги­ческого плана развития района должна опираться на решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом ре­зультаты, полученные в ходе оценки стратегических документов, могут использоваться при экологической оценке проектов, выте­кающих из них. Результаты стратегической экологической оценки могут содержать ука­зание на потенциальные проблемы, которые должны быть осо­бенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т. п.

В России наибольшее распространение получили крупные науч­но-технические и целевые программы федерального и региональ­ного уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или какой-либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирами­ды», на котором принимаются наиболее частные и детальные ре­шения, рассматривается уровень конкретных проектов.

Предметом стратегической экологической оценки могут быть проекты таких стра­тегических документов, как:

· законы и другие нормативные акты, в том числе международ­ные соглашения;

· планы развития отдельных отраслей;

· целевые программы, направленныена решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);

· территориальные планы и схемы развития;

· схемы землепользования.

Основной целью стратегической экологической оценки является обеспечение вы­сокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчи­вому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения экологической оценки планам и программам, которые могут иметь зна­чимые воздействия на окружающую среду.

Стратегическая экологическая оценка призвана обеспечить решение следующих главных задач.

1. Установление экологических ограничений для будущего раз­вития проектов. Стратегическая экологическая оценка позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оцен­кой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспе­чить учет экологических факторов на всех уровнях принятия реше­ний, а не только на проектном уровне.

2. Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы.

3. Выявление столкновения интересов и предупреждение воз­никновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.