Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование. Снижение заработной платы и цен способствует сокращению покупательной способности и доходов предпринимателей




Снижение заработной платы и цен способствует сокращению покупательной способности и доходов предпринимателей, что, естественно, тормозит развитие производства, увеличение спроса на труд, сокращает занятость.

Заработная плата в условии рыночной экономики определяется на основе взаимодействия 3-х составляющих: рынка труда, государственного регулирования и коллективно-договорного регулирования.

Заработная плата – совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученная работником за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время в соответствии с законодательством.

Как правило (но есть и исключения) продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда принимает иной вид, чем кривая спроса на труд. Кривая предложения на труд показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда уменьшается.

Предложение труда зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.

Совокупное предложение труда в обществе, по мнению П. Самуэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями: общей численностью населения; той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.

Лекция 13-14

3. Доходом на капитал является процент. Теория ссудного процента:

а) неоклассическая (реальная) теория процента;

б) кейнсианская.

Факторы общей теории процента:

а) предпочтение во времени – нежелание откладывать настоящие потребности на будущее;

б) предельная производительность капитала – та отдача, которой хозяйствующий субъект рассчитывает получить от использования дополнительной единицы капитала.

в) предложение денег в экономике – зависит от кредитно-денежной политики центрального банка (ЦБ);

г) предпочтение ликвидности – возможность превратить деньги в любое имущество.

Ставка ссудного процента – цена, которая выплачивается за пользование ссудными деньгами. Спрос на деньги включает в себя:

а) спрос на деньги для сделок (деньги как средство обращения) – определяются уровнем цен либо валовым внутренним продуктом и скоростью обращения денег.

, где ТЦ – сумма всех товарных цен, а V – скорость обращения денег.

б) спрос на деньги со стороны активов (деньги как средство сбережения) – можно держать в виде наличных, акций (облигаций, банкнот).

Z

 

 

Z0

 

 

d

 


q0 q

d – спрос на деньги, z – ставка ссудного процента.

Процентная ставка определяется спросом и предложением на деньги.

Z

 


12%

d

20 млрд. денег

 


0 q q

Диапазон ставок определяют следующие факторы:

а) срочность: долгосрочные под более высокие проценты;

б) размер ссуды: для ссуд равной срочности и риска более высокий процент на меньшую ссуду;

в) налогообложение;

г) отражается в условиях конкуренции на рынке.

Безрисковая ставка – эталонная. Безрисковые – как правило те, которые выдаются на облигации правительства.

Ссудный капитал – денежный капитал, открываемый в ссуду и приносящий процент за счёт обслуживания кругооборота ресурса и продукта или оборота промышленного, торгового и финансового капитала.

Ссудный капитал выступает как:

а) ссудный капитал – это капитал-собственность в противоположность капиталу-функции;

б) капитал как товар;

в) имеет специфическую форму отчуждения;

г) отличается от реального: растёт быстрее реального и масса судного капитала больше денежной массы.

Капитал – дисконтированный подъём дохода. Будущие деньги дешевле настоящих. Текущая стоимость денег называется приведённой стоимостью, и она позволяет определить, сколько будущая сумма стоит сегодня. Формула, характеризующая это: Kn = K0 * (1+Z)n, где n – число лет. Если n=1, то K1 = K0 * (1+Z)1.

Базовая формула будущей стоимости: FV = PV * (1+Z)n, где FV – будущая стоимость, PV – сегодняшняя стоимость, (1+Z) – коэффициент, характеризующий будущую стоимость. Сложный процент – начисление процентов на процент. Коэффициент дисконтирования: PV = 1/(1+Z)n либо PDV = 1/(1+Z)n. Дисконтированная стоимость – показывает, какова текущая стоимость капитала PV, который будет получен в будущем, если ставка годового периода равна r. Принцип дисконтирования обратен принципу сложного процента.

4. Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т.е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости.

Заметим, что если экономисты-классики на рубеже XVIII в. понятие ренты сводили лишь к ренте земельных участков и рудников, то сегодня, в зависимости от вида природных ресурсов, выделяют ренту: земельную (в том числе дифференцированную), в добывающей промышленности, на строительные участки, монопольную, на человеческий капитал. Сегодня признано, что рента в той или иной мере присутствует в доходе любого фактора производства.

Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты.

На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично.

Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет аб­солютно вертикальной линией (рис. 21.1). Можно повысить производитель­ность земли, улучшить ее качество, повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить его до минимума, но количество совокупного предложения этого фактора в каждый фиксированный момент времени увели­чить невозможно. Чистая экономическая рента определяется соотношением спроса и предложения на рынках.

Главной особенностью рынка земли является то, что рыночный спрос выступает единственным фактором, определяющим цену земли или ренту.

Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естественном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, значит получение более высокого дохода при одинаковых затратах.

Предположим, что имеются два участка земли – лучший и худший (рис. 21.2). Их различная предельная производительность отражена кривыми спроса D1 и D2. На лучшем участке, предельная производительность которого в денежном выражении выше в силу лучшего плодородия данного участка, будет получена рента – R1. На втором участке по причине низкой предельной производительности дифференциальной ренты не возникнет.

Экономическую ренту необходимо отличать от квазиренты.

Выплаты владельцам факторов производства, предложение которых в краткосрочном периоде фиксировано, называются квазирентой, представляющей собой остаточный платеж.

Квазирента в долгосрочном периоде, когда все факторы производства становятся переменными, исчезает.

Экономическая же рента сохраняется и в долгосрочном периоде.

 

Рис. 21.1. Спрос и предложение земли: S – неэластичное предложение; D1 – потенциальный спрос на землю; D2 – спрос на землю в условиях, когда земля не приносит ренту; Е – точка равновесия Рис. 21.2. Дифференциальная рента

Существует два типа рынка земли:

а) Купля-продажа земли во временное пользование, т.е. аренда услуг земли, при которой собственность на данный экономический ресурс не отчуждается от владельца. При этом составляется арендный договор, в соответствии с которым арендодатель передает землю во временное пользование арендатору по определенной цене, которая называется арендной платой.

б) Купля-продажа земли как актива в полную собственность, при которой она отчуждается от владельца. При этом цена земли определяется как дисконтированная стоимость, рассчитанная за бесконечный период времени, поскольку земля приносит доход бесконечно долго:, где R – размер ежегодной ренты; i – годовая процентная ставка.

Цена земли выступает как капитализированная рента, экономический смысл которой заключается в том, что она обеспечивает землевладельцу такую сумму денег, которая, будучи положена в банк, приносила бы доход не меньше, чем ежегодная рента.

Государство в смешанной экономике.

Вопросы, рассматриваемые в теме:

1. Общее равновесие и благосостояние.

2. Состоятельность рынка и уровень государства. Внешние эффекты и общественные блага.

3. Антимонопольное регулирование (взято из интернета).

4. Распределение дохода и неравенство.

 

1. Равновесие Парето – нельзя изменить цены так, чтобы не повлиять на изменение благосостояния хотя бы одного из потребителей/производителей. Принцип равновесия – результат всех рынков, когда изменение спроса и предложения на одном рынке влияет на изменение равновесной цены и объёма продукта на всех рынках с учётом эффекта обратной связи.

Эффект обратной связи – дальнейшее изменение цен и объёмов товаров на некотором рынке в ответ на аналогичное изменение, возникающее на сопряжённых рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

2. Роль государства всегда увеличивается. Причины неизбежности влияния государства на экономику:

а) циклический характер воспроизводства;

б) производство общественных благ и наличие внешних эффектов;

в) защита конкуренции;

г) перераспределение доходов и насущных благ;

д) проблема информации.

Они определяются несостоятельностью рынка.

ВВП П.ВВП Ф.ВВП

 

 


 

 


t

t – годы, ВВП – валовой внутренний продукт (рыночная стоимость всех товаров и услуг за календарный год), Ф. ВВП – фактическое изменение ВВП, П. ВВП – потенциальное изменение ВВП.

Воспроизводство – постоянное повторение процесса производства. Бывает простое и расширенное. Простое – в неизменённых масштабах, расширенное – в увеличивающихся масштабах.

Все блага делятся на частные, общественные и квазиобщественные. Принципы влияния на блага: конкуренция и исключаемость.

Чистое частное благо – можно выделить достаточно лёгкую единицу блага, чтобы реализовать его за деньги. Пример: зубная щётка.

Чистое общественное благо – нельзя выделить достаточно мелкую единицу блага, чтобы реализовать его за деньги. Пример: фонари на улице, национальная оборона.

Квазиобщественные: дороги, поликлиника (исключаемости нет, а конкуренция есть – значит можно организовать и платные дороги, поликлиники, библиотеки и т.д.).

Задача государства – осуществлять аллокацию товаров и услуг. Внешние эффекты (экстерналии) бывают положительные и отрицательные.

P S' S

 


P1

P0

 

 

d

 


0 Q1 ßQ0 Q

 

P S S'

 

 


P2

P0

P1

 

 

 


0 Q0 Q1 Q2 Q

Государство должно так влиять на монополию:

а) разблокирование фронта монополизма – для простых монополий;

б) регулирование (назначение) цен и подходов – для естественных монополий (P=ATC).

Проблема информации – образование. Государство должно организовать бесплатную систему образования. Государство должно перераспределять доходы и насущные блага через трансферты и налоги. Трансферт – платежи в одну сторону (родители дают деньги – частный трансферт, пенсии – государственный трансферт).

3. Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные па ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики.

В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы.

Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль над ценами и контроль над слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Правительство предпринимает меры против того, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, если одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35 % – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

12 июля 1999 г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

- предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

- направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;

- направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса об ее приостановлении или достаточном аннулировании;

- направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

4. Доход – это средства, которые экономический субъект получает за свою деятельность, вложение в нее ресурсов и капитала, и которые он вправе потратить в любое удобное для него время.

На разных этапах развития экономики и времени есть люди, которые испытывают определенные трудности со своим материальным положением, но ожидают его улучшения через некоторый промежуток времени, и люди, которые раньше имели более высокие доходы. В период свободной рыночной экономики степень государственного вмешательства была ничтожна, поэтому социальная функция входила в компетенцию рынка, который распределял их в виде вознаграждения за вложенные в национальную экономику факторы производства.

Сегодня государство взяло функцию обеспечения населения и осуществления трансфертных платежей на себя, тем самым поддерживая малообеспеченные слои общества. Р

аспределение доходов само по себе зависит от продаж факторов производства и, следовательно, от ресурсообеспеченности страны.

Например, распределение трудового дохода напрямую зависит от уровня занятости и способностей, а капитального дохода – от величины сбережений отдельной ячейки общества. Решающим фактором являются цены на ресурсы, которые на рынке совершенной конкуренции составляют предельный продукт фактора производства.

Можно выделить основные факторы, определяющие неравенство доходов отдельных лиц:

а) Наследственные факторы, например обеспеченность ресурсами, способностями и наличие одаренности.

б) Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности.

в) Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде.

г) Наличие или отсутствие рыночной дискриминации.

д) Везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемые экономическим субъектом и определяющие результат его деятельности.

Кроме того, на распределение доходов оказывают большое влияние структурные особенности экономики: состояние отраслей, рыночная ситуация, степень монополизма, развитость международных отношений, а также структура экспорта и импорта.

Доход – это важнейшая характеристика экономической развитости общества, уровня его благосостояния. Именно уровень дохода определяет потребительские возможности субъекта экономической деятельности и набор тех благ, которые он может приобрести для личного удовлетворения потребностей. Поэтому неравенство в распределении доходов или социальная дифференциация общества должны периодически выравниваться. Только так экономика способна достигнуть высоких темпов роста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.