Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнении бюджета




 

Исполнение бюджета представляет собой по­ступление денежных средств и их выделение на цели в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных (органов местного самоуправления). Технически данная стадия представляет собой движение денежных средств по кругу, которое замыкается на едином счете бюджета. Следует различать казначейское исполнение бюджета и кассовое исполнение бюджета.

Казначейское исполнение бюджетов установлено в России ст. 215 БК РФ, согласно которой, на органы исполнительной власти (Федеральное казначейство) возлагается организация и исполнение бюджетов (управление счетами бюджетов и бюджетными средствами). Органы федерального казначейства являются не только кассирами бюджетных учреждений, но и призваны выполнять ряд функций. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 “О федеральном казначействе” “в целях проведения государственной бюджетной поли­тики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств”.1

Кассовое исполнение бюджета опосредовано казначейским исполнением бюджета и представляет собой движение денежных средств через систему банковских счетов, а также получение денежных средств бюджетополучателем в наличной форме. Согласно ст. 216 БК РФ бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который представляет собой зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Данный счет на федеральном уровне открывается в Банке России, а в исключительных случаях – в кредитных организациях (ст. 155, 156 БК РФ).

Таким образом, при осуществлении кассового исполнения бюджета решение о списании денежных средств с банковского счета принимается федеральным казначейством на основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом и после прохождения процедур проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета (ст. 251; 253 БК РФ). Согласно Совместному письму Министерства финансов Российской Федерации (от 5 мая 1997 г. № 36н) и Центрального банка России (от 11 апреля 1997 г. № 433а) “О порядке расчетно- кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства” к платежным документам относятся платежное поручение и чек, совместно оформленные надлежащим образом работниками федерального казначейства и организацией, финансируемой из бюджета.1 Одновременно органы федерального казначейства отражают данную операцию на лицевых счетах бюджетополучателя.

При осуществлении кассового исполнения бюджета по доходам, лица, в обязанность которых входит уплата денежных средств в бюджет осуществляют эту обязанность, зачисляют денежные средства через кредитные организации на единый счет бюджета (ст. 218 БК РФ), а Министерство финансов ведет учет поступлений согласно бюджетной классификации, осуществляет распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов и возврат излишне уплаченных сумм доходов (ст. 245 БК РФ).

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников формирования дефицита федерального бюджета, а также санкционированием и финансированием расходов в Главной книге федерального казначейства, согласно ст. 256 БК РФ. Ее данные являются основой для формирования отчета об исполнении федерального бюджета.

Если в процессе исполнения Федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов, что приводит к неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом, финансированию расходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета, а если сокращение расходов увеличивается более чем на 10%, то Правительство РФ представляет в Государственную Думу проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете...”. Дума рассматривает этот законопроект во внеочередном порядке (ст.ст. 258, 259 БК РФ).

Финансовый год завершается 31 декабря. До этой даты орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом, а также бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого все получатели бюджетных средств готовят отчеты по доходам и расходам.

Следует отметить, что ранее бюджетно-процессуальное законодательство не уделяло серьезное внимание такой стадии бюджетного процесса, как “ отчет об исполнении бюджета ”.

С введением с 01.01. 2000г. Бюджетного кодекса РФ ситуация несколько изменилась.

В соответствии со ст. 275 БК РФ, ежегодно, не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Отчет должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального бюджета на отчетный год. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета подаются и другие документы, например, отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и Президента РФ и др.

Согласно ст. 278 БК РФ, Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает в себя отчет по каждому разделу бюджетной классификации и по каждому бюджетополучателю с указанием нарушений бюджетного законодательства и нарушителей (лиц, по чьей вине произошло то или иное финансовое правонарушение, последствием которого стала несбалансированность бюджета).

При рассмотрении отчета Дума заслушивает, согласно ст. 279 БК РФ помимо заключения председателя Счетной палаты РФ доклады следующих органов:

· доклад Федерального казначейства;

· доклад министра финансов;

· доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

По итогам рассмотрения отчета Государственная Дума выносит решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо об его отклонении.

Итоговое решение Парламента России способствует развитию вновь возникшего бюджетного процесса, так как данная процедура по времени совпадает с началом работы Государственной думы над проектом закона о бюджете на следующий год (август-сентябрь года следующего за отчетным). Следует согласиться с позицией Н.И. Химичевой о том, что “После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с, учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов об их исполнении” 1.

Решение об утверждении (либо неутверждении) отчета об исполнении бюджета завершает бюджетный цикл.

Доцент кафедры финансового и предпринимательского права

П-к милиции ____________________ А.А. Морозов

 

 

«__» сентября 2007 г.

 


1 К примеру, см. закон Санкт-Петербурга от 05.01.1996г. “Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге” // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 1996, № 2.

1 Карасева М.В. Там же.

1 Согласно Федерального закона от 09.07.1999г. “О введении в действие бюджетного кодекса Российской федерации” последние два документа будут использоваться для составления проекта бюджета со дня введения в действие федерального закона “О государственных минимальных социальных стандартах”.// СЗ РФ1999, № 28. Ст. 3492.

1 Примечание: данный закон в настоящее время не применяется, поскольку отчисления во внебюджетные фонды.

1 САПП РФ 1992. №. 24. Ст. 2101.

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 12.

1 См. Н.И. Химичева. Финансовое право. Учебник. М., 2005. С.202-203




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.