Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим основные направления расходов государ­ственного бюджета




Объектом государственных расходов выступают моби­лизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы. Построение системы государственных расхо­дов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством и закрепленных в нормативных ак­тах. К числу важнейших из них относятся:

• целевое направление средств (к примеру, ст.70 БК РФ);

• соблюдение режима экономии (ст.ст. 71-73 БК РФ).1

Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в разных формах:

1. бюджетное финансирование, применяемое для обеспечения общегосударственных расходов, как, например, оборонная индустрия, правоохранительная деятельность, управление, здравоохранение, наука, искусство, образование и т. п.

2. самофинансирование. Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ доходы бюджетных учреждений полученные в результате предпринимательской деятельности остаются в пользовании бюджетного учреждения, но при этом, одновременно учитываются в качестве доходов соответствующего бюджета. Данная форма используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет собствен­ных ресурсов;

3. кредитование, используется при предос­тавлении Российской Федерацией государственных креди­тов (займов) иностранным государствам, а также иностранным и российским юридическим лицам (бюджетный и налоговый кредиты) по которым у заемщика возникают финансовые обязательства перед РФ (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), как кредитором.

Любое государ­ство осуществляет расходы по трем основным направле­ниям - государственное управление, социальная сфера и поддержка экономической сферы.

В России соответственно в первую группу расходов входят расходы на:

· содержание законодательных органов государствен­ной власти;

· содержание исполнительных органов государствен­ной власти;

· деятельность финансовых и налоговых органов;

· содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;

· национальную оборону;

· проведение выборов, референдумов;

· средства массовой информации;

· социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений (это наиболее стабильная группа расходов, имеющая тенденцию к росту).

Вторую группу составляют расходы на народное обра­зование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую куль­туру и спорт, социальные программы.

В третью группу включаются расходы на:

· содержание, поддержку и расширение государствен­ного сектора экономики (субсидии и дотации убыточным государственным предприятиям);

· государственные инвестиции на безвозмездной осно­ве в систему государственной инфраструктуры (жилищ­ная, социальная сфера);

· внешнеэкономическую деятельность;

· обслуживание государственного долга;

· прочие расходы экономического характера.

 

Предоставление бюджетных кредитов как формы финансовой помощи, предусмотренное статьей 133 БК РФ из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации не урегулировано бюджетным законодательством. В то же время, ст. 137 БК РФ посвящена предоставлению бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации только на финансирование кассовых разрывов.

Согласно ст. 6 БК РФ, под бюджетной ссудой понимаются “бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года”. Будучи составной частью механизма внутрибюджетных заимствований, данная форма обеспечения бюджетных поступлений базируется на перераспределении средств между бюджетами.

 

 

§ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

Самостоятельными элементами бюджетной системы России являются бюджеты государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

При этом, под государственным внебюджетным фондом понимаются только фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).

От данных фондов необходимо отличать внебюджетные фонды, создаваемые и используемые для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего, капитального характера), на региональном и местном уровне. К примеру, согласно ст.2 федерального закона от 25 сентября 1997 года “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

Региональные и местные внебюджетные фонды зачастую используются в интересах отдельных политических сил, поскольку согласно принципу полноты бюджетов в бюджетах должны быть отражены все возможные доходы и расходы в полном объеме. Следовательно, создание обособленных фондов денежных средств финансирующих некоторые региональные и местные нужды не целесообразно.

Внебюджетные фонды создаются по решению Органов представительной или исполнительной власти на федеральном уровне, по реше­нию законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению ор­ганов местного самоуправления на муниципальном уровне.

Внебюджетные фонды, указанные в Бюджетном кодексе имеют строго целевое назначе­ние и управляются автономно. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занято­сти.1 Средства данных внебюджетных фондов не подлежат изъятию и расхо­дуются в соответствии с целевым назначением, определя­емым утвержденным представительным органом власти положением (уставе) о фонде.

Социальные внебюджетные фонды являются частью системы государственного социального страхования — особой сферы страховой деятельности, являющейся фун­кцией государства. С помощью социального страхования государство осуществляет свою социальную политику. Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 года “Об основах обязательного социального страхования”2, в ст.1 определяет обязательное социальное страхование, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Государственное социальное страхование характеризу­ется рядом особенностей:

1. Отсутствует принцип добровольности. Страхование происходит автоматически (не определяется ни фор­ма, ни сумма страхования — все это устанавливается го­сударством).

2. Страховые взносы устанавливаются в определенном проценте от фонда заработной платы, и никакие допол­нительные обстоятельства, например возраст страхуемо­го, состояние его здоровья, при этом не учитываются.

3. В рамках социального страхования покрываются только определенные риски, тесно связанные со способ­ностью человека к труду, такие как болезнь, несчаст­ный случай на производстве, инвалидность, безработица.

Выплаты из системы социального страхования имеют цель, в первую очередь, восстановления рабочей силы.

Правовое положение Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) таково, что он создан в целях государственного управления пен­сионным обеспечением граждан. Его деятельность основана на Положении “О Пенсионном фонде Российской Федерации”, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.1

ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, согласно Федеральному закону от 15.12.2001г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.