Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции




Тема 2. Финансовая система РФ, её звенья и принципы построения

1. Значение финансовой системы в экономике Российской Федерации

2. Сущность и структура финансовой системы и принципы её построения

3. Звенья финансовой системы и их взаимосвязь

4. Современное состояние финансового механизма России?

5. Государственный и муниципальный кредит

 

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий”. Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и эко­номической системы государства.

Финансовая система призвана решать следующие проблемы:

· недостаточные темпы развития экономики;

· диспропорции развития экономической системы;

· отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

· излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

· низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследст­вие того, что

· курс валюты был строго фиксирован;

· собственником средств производства, земельной собствен­ности, крупной

недвижимости было государство;

· предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в

пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);

· имела место замкнутость валюты в том смысле, что в кон­трактных

договорах цены не выражались в отечественной валюте;

· валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться

только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы. Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.

Основными целями финансовой политики являются:

· повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

· оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;

· достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Финансовая система рассматри­вается либо как «форма организации», либо как «совокупность ор­ганизаций».

Под систе­мой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокуп­ность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма обществен­ного устройства» и т. д. [Ожегов, с. 624].

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы цен­трализованных финансов (публичные финансы) и децентрализован­ных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отноше­ний может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресур­сов соответственно: у хозяйствующих субъектов, у населения, у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соот­ветствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений. Всё это делает целесообразным выделе­ние обособленных систем финансовых отношений:

· финансы ор­ганизаций (хозяйствующих субъектов);

· публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

· финансы домаш­них хозяйств (домохозяйств)1.

Эти, подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формиро­вания и использования денежных фондов у конкретных экономиче­ских субъектов.

Рассмотрим структуру финансовой системы, её звенья и их взаимосвязь (рис.1.)

 

 

Рис. 1. Структура финансовой системы

 

Основой финансовой системы являются децентрализованные фи­нансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перерас­пределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значи­тельная часть указанных средств, в дальнейшем направляется на фи­нансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадле­жит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются матери­альные блага, производятся товары, оказываются услуги, формирует­ся прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюдже­тов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, которая регулируется нормами права и основывается на эконо­мических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы на­ходятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функцио­нирование бюджетной системы России регламентируется Бюджет­ным кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управле­ния: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предпо­лагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюд­жета. Бюджеты являются финансовой основой управления государ­ственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов;

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориаль­ных) государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: 1 бюд­жет республик в составе Российской Федерации, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, бюджет автономной области, 10 бюд­жетов автономных округов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федера­ции включают: 1867 бюджетов районов, 1091 бюджет горо­дов, 329 бюджетов городских районов и округов, 1922 бюд­жета поселков городского типа, 24 444 бюджета сельских адми­нистраций.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных зако­нов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государст­венных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъек­тов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муници­пальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фон­ды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средст­ва целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискаль­ных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соот­ветствующие их назначению. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются кон­солидированные бюджеты.

Федеральный бюджет и консолидирован­ные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муници­пальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъек­тов РФ. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Сле­дует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетья внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципаль­ный кредиты. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функ­ционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как: способ финансирования дефицита бюд­жета, а также бюджетов внебюджетных (фондов), средство по­крытия временной недостаточности финансовых ресурсов для испол­нения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федераль­ного уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов ме­стного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физиче­скими лицами, иностранными государствами, международными фи­нансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные займы — это денежные средст­ва, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных го­сударств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специа­лизированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств. В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные пред­приятия, российские предприятия и организации, кроме указан­ных выше и предприятий с иностранными инвестициями, органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим ли­цам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возврат­ной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассо­вых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.