Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право: понятие, предмет, субъекты и источники




 

Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих эконом отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств государства.

 

Предмет финн права – финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств.

Источники финн права – НПА, в которых содержаться нормы финансового права.

1. Акты федеральных органов власти и подзаконные федеральные акты.

ð Конституция

ð ФКЗ

ð ФЗ

ð Указа Президента

ð Приостановления правительства

2. Акты субъектов РФ и подзаконные акты субъектов РФ

ð Устав субъекта РФ, конституция субъекта

ð ОЗ

ð Указы и распоряжения губернатора

ð Ост и распоряжение прав-ва субъекта

3. Акты ОМС Решения и распоряжения, устав МО.

4. Акты финансовых органов (Приказы, нструкции, распоряжения МИнФИн)

5. Принципы и нормы Международного права. – касаются финн и бух учета

 

Система финансового права – делит финн право на 2 части:

1. Общая часть - включает в себя нормы, закрепляющие основные положения финн деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления. Данные норм имеют значение для регулирования все финн отношений.

2. Особенная часть - включает в себя нормы, регулирующие отдельные виды финн отношений. Нормы налоговых отношений, нормы бюджеты отношений, нормы страховых отношений,, кредитных отношений, банковских отношений, нормы валютных отношений, нормы, регулирующие деятельность предприятий, внебюджетных фондов.

 

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.

 

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

 

В круг субъектов финансового права входят три основные группы

а) государство и его территориальные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

 

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

- Российская Федерация;

- субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

- муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории;

- административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

- административно-территориальные образования особого режима.

 

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их число входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов. Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения. Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

 

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

 

№4 Финансово-правовые нормы: понятие, виды и классификация.

 

Финансово-правовые нормы – установленная государством и обеспеченная мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства.

 

Характерная черта финн-правовых норм – обязывающий характер.

 

Классификация финн-правовых норм:

1. В зависимости от содержания

ü Материальные нормы –закрепляют материальное содержание юр прав и обязанностей участников финн отношений. (Н-р: нормы, регулирующие структуру бюджетной системы РФ, нормы, регулирующие объекты налогооблажения, нормы регулирующие компетенцию органов власти).

ü Процессуальные нормы – определяют порядок реализации материальных норм. (Н-р: нормы, определяющие пордок составления проекта бюджета, нормы, закрепляющие исполнение бюджета, опредеяющие порядок расчета налогов).

2. В зависимости от характера воздейтсвия на участников правоотношений

ü Обязывающие – устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия

ü Запрещающие – уст обязаннсоть лица - санкции за неуплату налогов.

ü Уполномочивающие – закрепляют возможность участников финансовых отношений по своему выдейтсвиовать в рамках требований фин-правовых норм. (выбор страховых услуг страховщиком, выбор видоы кредитов коммерческим банком)

3. В зависимости от объема действия

ü Общие - распространяются на несколько категорий финн отношений (Н-р: уплата налогов в бюджетную систему – налогово-бюджетные отношения, котоые регулируются налоговым и бюджетным кодексом РФ)

ü Специальные – на определенный вид финн отношений (целевое использование кредитов)

 

примеры

1) общие (налогово-бюджетные отношения, кот регулируются налоговым и бюджетным кодексом РФ.)

2) Специальные (банковские отношения, регулируются ФЗ о банках)

 

Структура ФПН:

1. гипотеза (представляет собой часть финансово-правовой нормы в которой определяется обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения).

2. диспозиция (часть ФПН, содержащая предписание о надлежащем поведении участников финансовых правоотношений, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой).

3. санкция (та часть финансово-правовой нормы, которой устанавливаются меры государственного принуждения к участникам финансовых правоотношений, применяющиеся за нарушение предписаний государства в области финансов). К санкциям относят: пени, штрафы, принудительные взыскания невнесенных в срок платежей, применение санкций банком, налоговыми органами и т.д.

 

№5 Финансовые правоотношения: понятие, виды и классификация.

 

Финансовые правоотношения – основанное на нормах финн права финн отношение возникающие в сфере финн деятельности гос-ва.

 

Виды финн правоотношений:

1. По роли государства:

- С участием государства

- Без участия государства

2. По материальному содержанию:

- Бюджетные правоотношения - по поводу формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

- Налоговые правоотношения – по исчислению и уплате налогов в бюджетную системау РФ

- Страховые правоотношения – по личному, имущественному страхованию, по страхованию ответственности и рисков

- Кредитные правоотношения - отношения по поводу кредитной и заемной деятельнотси государства, а так же отношения по поводу деятельности государства как гаранта

- Банковские правоотношения – по поводу кредитования физ и юр лиц

- Валютные правоотношения – отношения я валютными ценностями.

- Финн правоотношения по денежному обращению (денежные отношения за приобретения товаров, работ, услуг).

- Финн правоотношения по гос долгу

- Финн отношения по внебюджетным фондам

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.