Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение читателя как методическая проблема




Критерии литературного развития читателей-школьников

Критерии литературного развития читателей-школьников определяют формы и направления изучения литературного произведения на уроках словесности.

Важнейшими критериями литературного развития, определяющими задачи курса литературы в школе являются:

– начитанность, потребность в общении с книгой;

– актуальность проблематики изучаемого (читаемого) произведения;

– объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность их применять в анализе;

– уровни развития читательского восприятия (низкий, средний, высокий);

– уровень сформированности аналитических умений;

– развитие литературно-творческих умений.

 

Этапы литературного развития школьников влияют на качество литературных способностей школьников, уровни литературного развития учащихся того или иного класса. И хотя словесник будет знаком с особенностями литературного развития определенного ученического коллектива, работать он будет, прежде всего, с конкретной личностью, со школьником, у которого есть определенные способности, который находится на определенной ступени литературного развития.

Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. Г. Жабицкая и др. выделяют две группы способностей:

– читательские (перцептивные);

–творческие (писательские).

Вопрос о том, нужно ли читателю подросткового и юношеского возраста в рамках школьного изучения литературы заниматься исследовательской деятельностью, анализом и интерпретацией определенных аспектов художественного текста до сих пор стратегически (а стало быть, и тактически, методически!) не решен. Многие современные педагоги считают, подобно знаменитому отечественному философу и филологу М. Гершензону, что уроки литературы должны приучать школьников к получению «удовольствия от чтения», а не к самостоятельной исследовательской работе, в большей степени соотносимой с деятельностью научно-литературоведческой и поэтому выходящей за пределы школьных аудиторий. Те же, кто пробует приучать школьников к культуре исследовательской деятельности, довольно часто этой самой культурой не владеют или же имеют о ней весьма общие представления.

А между тем, во многих российских средних учебных заведениях с особым азартом проводят разного рода «научные (или научно-проектные,-практические (!) конференции». В качестве почетных гостей на них приглашаются преподаватели вузов, ведущие ученые, чиновники из образовательных департаментов… Однако, к сожалению, за редким исключением, качество докладов, звучащих на таких конференциях, особой глубиной и оригинальностью не отличается, а многие «исследования», по сути, являются плохо сбитыми реферативными сочинениями с небрежно оформленными ссылками (если вообще оформленными!). Подобное отношение к исследовательской работе - дополнительный козырь в рукаве тех, кто считает, что на уроках литературы нужно решать либо сугубо воспитательные (государственные, патриотические и т. п.), либо только «гедонистические» задачи. А можно еще и соединять одно с другим: «воспитывать и развлекать» или же «развлекая, воспитывать»! Это уж как кому больше нравится.

Разумеется, существуют яркие примеры научного руководства исследовательской деятельностью читателей, образцы основательной организации школьных научных форумов, на которых в большинстве случаев не только старшеклассникам, но и вузовским филологам есть что послушать и есть что серьезно обсудить – качество литературоведческих исследований стимулирует и качество гуманитарного диалога! Как не вспомнить Всероссийские «Сахаровские чтения», в течение многих лет проводимые Санкт-Петербургским Лицеем «Физико-техническая школа»! Помню, как мои ученики, возвращаясь с «Сахаровских» в конце 90-х – начале 2000-х, всегда подолгу рассказывали о реакциях на собственные выступления, о содержании докладов коллег из других школ и городов, о новых знакомствах, которые в дальнейшем перерастали в филологическую дружбу…

Однако примеры профессионально организованной индивидуальной и коллективной исследовательской работы школьников, как правило, в отечественном педагогическом сообществе рефлектируются крайне редко (если вообще рефлектируются), так и оставаясь навсегда гуманитарными «событиями-в-себе». Это в значительной степени затрудняет обучение школьников навыкам и способам литературоведческой деятельности, а также мешает разработке и освоению ее диагностики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.