Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристический метод преподавания литературы




План

Тема: Методы и приемы изучения литературы в школе

Лекция по методике преподавания литературы №7

Цель: раскрыть сущность понятий «метод», «прием», их диалектического единства; показать различные классификации методов преподавания литературы, дать им всесторонний анализ.

1. Определение понятий «метод» и «прием».

2. Экскурс в историю вопроса. Взаимодействие педагогики и методики по проблемам преподавания литературы в школе.

3. Различные классификации методов и приемов преподавания литературы в школе.

4. Современные направления разработки новых методов и приемов работы с художественным словом на уроках литературы в школе

Литература

1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962.

2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999.

3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985.

4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003.

5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985.

6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969.

7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995.

8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.

11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971.

12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976;

14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953.

15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.

 

1. Определение понятий «метод» и «прием»

 

Методы обучения русской литературе – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей литературного образования школьников: развитие художественного мышления, эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование гражданского сознания, патриотизма, нравственно-эстетических ориентаций. Методы обучения включают в себя обучающую работу учителя-словесника (преподавание) и организацию активной учебно-познавательной и литературно-творческой деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи. Методы обучения служат реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач уроков русской литературы.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:

1) реализует цель обучения;

2) демонстрирует способ усвоения знаний учащимися;

3) определяет характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы обучения русской литературе способствуют наиболее полноценному проявлению полифункционального характера русской литературы; полному и глубокому выявлению заложенных в ней идей, проблем, концепций, образов. Система методов обучения раскрывает перед читателем-школьником эстетическую сущность литературы, потенциальные возможности её основного элемента – художественного слова. С помощью методов обучения происходит накопление нравственных и эстетических впечатлений школьников, обогащается их жизненный опыт, формируются духовные ценности, т. е. реализуется воспитывающий характер обучения средствами художественной словесности.

Классификация методов обучения русской литературе в методике осуществлялась на основе определенных признаков. Так, по источнику знаний (В. В. Голубков, 1963г.) выделяют лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы. По способам эмоционально-образного постижения художественного текста (1) и по способам истолкования литературных произведений (2) подразделяют две группы методов (В. А. Никольский, 1963г.): 1) выразительное чтение учителя, заучивание наизусть, пересказывание, художественное рассказывание, досказывание, художественное иллюстрирование), 2) комментированное чтение учителя, беседа по произведению, слово учителя, самостоятельный разбор учителя. По логике познавательной деятельности учащихся (Н. И. Кудряшев,1981г.) классифицируют метод творческого чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный. По характеру совместной деятельности учителя и учащихся в постижении поэтических произведений (М. Г. Качурин, Г. Н. Ионин, 1986г.) определяют метод художественной интерпретации, метод критико-публицистический, метод литературного поиска. Последняя классификация М. о. предложена В. Г. Маранцманом в учебнике «Методика преподавания литературы» (1995г.): метод чтения, метод анализа литературных произведений, метод комментирования литературных произведений с помощью внетекстовых материалов, метод воплощения литературных произведений в других видах искусства, метод литературного творчества (по характеру общения ученика с литературным произведением, жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании).

 

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ (ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ, ПЕРЕСКАЗ, СОПОСТАВЛЕНИЕ)

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В тоже время художественное восприятие, эстетические переживание – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных особенностей.

Чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся. Всё это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства.

Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже.

Для этого метода характерны следующие методические приёмы: выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актёров; обучение выразительному чтению учащихся; чтение учителем художественного текста с комментариями и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятия произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения; постановка на уроке проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющее художественное восприятие школьников; творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание, составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио или телепостановке; рассматривание иллюстраций к тексту и оценки их; сочинение по живым впечатлениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.