Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные программы




План

Лекция по методике преподавания литературы №6

Тема: Содержание и этапы литературного образования в школе

Цель: раскрыть методологические основы преподавания литературы в школе, особенности структурирования и специфику содержательного компонента современного литературного образования школьников.

1. Приоритетные направления современноголитературного образования в РБ.

2. Структурные и содержательные компоненты литературного образования в СШ. Специфика каждого из концентров (1–4; 5–7; 8–9; 10–11 классов).

3. Научно-методические комплексы по литературе.

Литература

1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962.

2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999.

3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985.

4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003.

5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985.

6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969.

7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995.

8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.

11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971.

12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976;

14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953.

15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.

 

 

Содержание литературного образования включает четыре основных компонента: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе.

Первый компонент (знания) формируется путём освоения разнообразного литературного и теоретического материала:
а) произведений русского фольклора и литературы; б) отдельных лучших достижений словесного искусства других народов мира; в) сведений об основных периодах русского и мирового литературного процесса;
г) биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей;
д) основных литературоведческих понятий.

Все эти элементы содержания образования должны быть представлены комплексно, во взаимосвязи, в разных аспектах – историко-функциональном, проблемно-тематическом, жанрово-родовом с соблюдением принципов преемственности и доступности.

Основа учебных курсов всех этапов литературного образования – литературные произведения, которые отбираются с учётом их эстетических достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, актуальности для нашего времени, доступности и интереса для учащихся.

Объём знаний о личности писателя, его творческой эволюции определяется в зависимости от возраста учащихся, количества часов, отводимых на изучение его произведений, а также роли писателя в литературном процессе.

В изучении литературы важную роль играют знания по теории литературы. Их отбор осуществляется по следующим критериям:
а) специфика изучаемого произведения, его родовая и жанровая природа; б) роль понятия в освоении конкретного материала; в) значимость понятия в формировании читательских (восприятие, анализ, оценка произведений) и речевых умений.

Второй компонент содержания образования — система специальных (читательских) умений — формируется на основе знания теории, истории литературы, понимания специфики художественного произведения. Он создаёт базу для дальнейшего литературного самообразования учащихся.

Необходимыми читательскими умениями при изучении литературы являются следующие:

– умения, связанные с эстетическим восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и пр.);

– аналитические умения (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и пр.);

– синтезирующие умения (умения сопоставлять, обобщать, делать выводы);

– умения, связанные с оценкой художественного произведения (умения, направленные на личностное прочтение, восприятие художественного произведения, его родовых, жанровых и композиционных особенностей, нравственно-эстетических идеалов, общественной значимости; аргументированное выражение своего отношения к изученному, а также самостоятельно прочитанному произведению из списков для дополнительного чтения).

Третий компонент – опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности. Он приобретается учащимися в процессе полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельной его интерпретации, проявления личностного отношения к произведению, обучения устным и письменным сочинениям разных жанров, овладения навыками творческой интерпретации словесно-художественного текста с помощью других видов искусства (методом словесного рисования, иллюстрирования, создания мизансцен и др.).

Четвёртый компонент — формирование системы нравственных норм отношения к миру, людям, себе — обеспечивается прежде всего отбором произведений для обязательного изучения, чтения и обсуждения, дополнительного чтения. Предполагается не только систематизация знаний, но и осмысление их на мировоззренческом и эстетическом уровнях. Важно обеспечить понимание учащимися роли литературы для их духовного становления, для развития самосознания и нравственного самосовершенствования.

Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Каждый из этапов литературного образования учащихся имеет свои целевые установки, содержательное наполнение и строится с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их литературоведческой компетенции.

Поскольку главный объект изучения в V—IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I—IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. При отборе произведений учитывается интерес учащихся к проблемам современности, к приключенческой, фантастической литературе, к таким произведениям, где на первый план выдвигается ситуация морального выбора, поступок героя, мотивы его поведения, т. е. то, что способствует этико-психологическому самопознанию человека. Особое внимание нужно уделять произведениям, где раскрывается гармония взаимоотношений человека с окружающим миром, а также произведениям об историческом пути народа и его выдающихся героях.

Произведения, предлагаемые для изучения в V классе, сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI—VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В каждом классе на уроках русской литературы происходит знакомство с новыми писателями и поэтами. Включение в программу каждого класса, начиная с пятого, произведений разных исторических периодов и художественных систем позволяет в следующих классах выдвинуть проблему литературного направления, дать более глубокое представление о классицизме, романтизме, реализме.

В V классе предпринимаются усилия по развитию интереса к чтению при внимании к художественным особенностям произведений как фольклорных, так и литературных; здесь важное место занимают доступное ученикам ознакомление с идейно-художественной структурой произведения (тема, герой, сюжет), работа над художественным словом, его многозначностью, изобразительно-выразительными средствами (метафора, сравнение, эпитет и их роль в тексте произведения), эмоциональной наполненностью.

В VI–VIII классах эта работа углубляется. Для каждого класса определяется свой научно-дидактический аспект изучения литературы, который обусловливает содержание и структуру программы, её методологию и методику, отбор и циклизацию материала, перечень литературно-теоретических понятий для освоения учениками. Изучение литературных произведений приобретает целенаправленный, системный характер.

С IХ класса принцип построения курса – линейный на историко-литературной основе, но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов.

В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ.

Повышающийся у учащегося уровень художественного восприятия литературных произведений обеспечивает общее развитие личности ученика.

Содержание литературного образования в IX классе опирается на методологию литературной критики, литературоведческие принципы анализа и оценки художественного произведения. Широко практикуется сравнительный способ рассмотрения произведений и их структурных компонентов.

Среди важных видов учебной деятельности остаётся литературное творчество учеников (декламация поэтических произведений, устное словесное рисование, иллюстрирование, сочинение сказок, стихотворений, сочинение по пословицам, создание сценария кинофильма или спектакля по фрагменту или небольшому эпическому произведению, сравнение эпизода эпического произведения с его экранизацией, постановкой на сцене или иллюстрацией к нему). Важное значение имеет использование в процессе обучения произведений других видов искусства.

В Х—XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени. Таким образом, у учащихся постепенно формируются представления об историко-литературном процессе.

В XI классе как завершающем литературное образование в общеобразовательных учреждениях систематизируются знания по теории и истории литературы.

 

В процессе преподавания русской литературы важную роль призван сыграть учебно-методический комплекс (УМК) – ряд нормативных документов, учебно-методической литературы, систематизированных литературных источников, обеспечивающих эффективность подготовки и проведения как уроков русской литературы, так и разнообразных форм внеклассной работы.

С помощью УМК по учебному предмету «Русская литература» можно решить следующие задачи:

– обеспечить успешное формирование прочных историко- и теоретико-литературных знаний по предмету и на их основе способствовать развитию общих учебных и специальных литературно-творческих умений учащихся;

– способствовать активизации инновационной деятельности учителя на уроках литературы, внедрению современных педагогических технологий, повышать профессиональный уровень учителя;

– содействовать систематизации и интеграции знаний учащихся, формированию навыков самостоятельной исследовательской и литературно-творческой деятельности.

 

Учебно-методический комплекс по русской литературе включает следующие компоненты:

 

2. Учебные пособия для ученика:

· учебники-хрестоматии;

· учебники историко-литературного типа;

· хрестоматии для внеклассного чтения;

· хрестоматии по литературной критике;

· учебники-практикумы для самостоятельной работы;

· справочную литературу (словари, справочники и т.д.).

 

3. Научно-методическую литературу для учителя:

· учебно-методические пособия;

· учебники и справочники литературоведческого характера;

· методические и литературоведческие журналы.

 

4. Дидактические материалы:

· карточки-задания и карточки-информаторы по литературе;

· схемы;

· таблицы (синхронистические, хронологические);

· иллюстративный материал.

 

5. Аудиовизуальные и электронные средства обучения, в том числе электронные учебники и фонохрестоматии.

 

Учебная программа как нормативный документ определяет объём знаний, умений и навыков, содержание, структуру литературного образования по классам, последовательность изучения тем, а также перечень основных понятий, которые должны быть усвоены в процессе изучения предмета. Учебная программа содержит список методической литературы для учителей.

Для удовлетворения образовательных запросов учащихся, активизации их познавательной и литературно-творческой деятельности в общеобразовательных учреждениях осуществляется изучение русской литературы и по учебным программам факультативных занятий.

Учебник (учебное пособие) содержит систематизированную и адаптированную к возрастным особенностям школьников учебную информацию. Учебники и учебные пособия по предмету «Русская литература» должны соответствовать по структуре и содержанию учебной программе, соотноситься с другими компонентами УМК по предмету. Учебный материал должен быть изложен в соответствии с принципами научности, объективности и проблемности; язык и стиль изложения учебного материала должны соответствовать возрастным познавательным возможностям учащихся. Все компоненты учебника (учебного пособия) – художественные и литературно-критические тексты (основной, дополнительный, пояснительный), методический аппарат и иллюстративный материал должны быть взаимосвязаны и ориентированы на эффективное усвоение учащимися содержания образования.

Хрестоматия содержит тексты (отрывки) художественной, научно-популярной, публицистической литературы. Она предназначена для расширения и углубления знаний учащихся, формирования у них умения работать с источниками информации. Книга для самостоятельного чтения призвана формировать у школьников образно-эмоциональные представления об основных объектах изучения и развивать у них читательские интересы.

Учебники-практикумы, сборники литературных (тестовых) заданий, включающие различные учебно-познавательные вопросы, направлены на формирование у школьников умений анализировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать и отстаивать собственную позицию, проводить сопоставления художественных произведений с другими видами искусства.

Эффективному усвоению содержания образования по предмету будет способствовать использование в процессе обучения дидактических материалов, словарей, справочников, иллюстративного материала.

Учебно-методическое пособие для учителя должно создавать условия для его творческой деятельности. В содержание пособия могут быть включены примерные календарно-тематические планы, списки основной и дополнительной литературы по темам; конспекты уроков, информационные материалы по актуальным проблемам курса, рекомендации по организации, координации учебно-познавательной деятельности учащихся как на уроках русской литературы, так и во внеклассной работе.

Преподавание курса «Русская литература» предполагает широкое использование аудиовизуальных и электронных средств обучения на всех этапах организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

При создании УМК авторские коллективы должны руководствоваться образовательным стандартом по учебному предмету, учебной программой, учитывать современные научные подходы к отбору содержания, возрастные познавательные возможности учащихся, а также методические принципы обучения русской литераторе как искусству слова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.