Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция по методике преподавания литературы № 14




Методические приемы руководства первичным восприятием. Работа над углублением восприятия (понимания) художественного текста на всех этапах изучения произведения на уроках литературы

Уровни восприятия художественного произведения школьниками

–низкий;

– средний;

– высокий.

 

 

Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным и эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика.

«Восприятие – это сложный аналитико-синтетический процесс, объединяющий как понимание, так и переживание прочитанного» [19; 186]. Уже само это определение содержит указание на два основных этапа в восприятии читаемого: непосредственное восприятие при первой встрече с произведением и осмысление прочитанного, которое возникает, как правило, в процессе анализа произведения.

При этом отмечается, что восприятие литературных произведений –глубоко личностный процесс, в котором существенную роль играют особенности как произведения, так и личности читателя, а также его читательский опыт.

В период ранней юности учащиеся стремятся познать мир в целях нахождения в нем своего места, чтобы получить опору для формирующихся взглядов и убеждений. При этом художественное произведение выступает толчком для выражения собственных мыслей, но эмоциональная реакция учащихся 10 классов ослабевает, так как развитие абстрактного мышления иногда подавляет чувства. Но если интеллектуальности восприятия сопутствуют «всплески» эмоциональности, то это приводит к глубокому постижению авторского замысла и идейно-художественного содержания.

К оценке литературных героев учащиеся старших классов подходят с точки зрения своих представлений об идеальных человеческих отношениях: о том, что является должным и принятым в поведении и взаимоотношениях людей. При этом основное внимание они обращают на характеры и психологию героев, проявляющихся в их поведении и поступках. Восприятие старшеклассников в отличие от подростков уже не является наивно-реалистическим в полном смысле этого слова. Однако действия литературных героев при восприятии у них по-прежнему доминируют. Оценка качества художественного изображения отодвигается на второй план, хотя непосредственное эмоциональное отношение к произведению зависит у них от художественности изображения.

........ Критерий современности героя имеет большое значение для десятиклассников, потому что современный герой им близок, они почти отождествляют себя с ним, и у них легко возникает чувство «сопереживания». Этим же объясняется и отрицательная оценка некоторых образов классической литературы, не вызывающих чувства внутренней близости у учащихся.

........ Широкоупотребительным в оценках литературного персонажа выступает критерий простоты героя. Содержание этого понятия различается в зависимости от степени литературного и общего развития школьника. Так, выражение «простые люди» часто употребляется в значении «обыкновенные», «похожие на нас», «одни из многих», то есть не исключительные, а потому близкие и понятные. Для более развитых учащихся оно означает безыскусственность, непосредственность героя, ясность и благородство и вместе с тем бесхитростность его поведения, отсутствие скепсиса, цельность душевного мира. Обычно простота в этом смысле ассоциируется с добротой.

........ Кроме того, представления старшеклассников об идеале часто оказываются прямолинейными и схематичными. Это мешает им выделить положительные

черты в образе героя, облик и поведение которого не совпадают с их представлениями об идеале.

Во всех работах, посвященных исследованию проблем восприятия, прослеживается дифференциация читателей по их подготовленности на квалифицированных (подготовленных) и малоквалифицированных (малопод­готовленных), причем степень этой подготовленности тоже может быть разной. Подготовленность читателя характеризуется уровнем его литературного развития, который проявляется в уровне его восприятия и понимания. О литературном развитии свидетельствует также эстетический вкус, то есть непосредственная эмоциональная отзывчивость на высоко художественное искусство, тонкая чувствительность и негативное отношение к пошлости, стандарту, нарушению меры и т.д., индивидуальное своеобразие эстетической реакции, развитость критической оценки у читателя.

В читательском восприятии школьников выделяют два этапа:

1. Непосредственное эмоциональное восприятие - для него характерно явление «вхождения». Оно состоит в том, что воображение читателя не сразу становится творческим и эмоциональным. Сначала оно пассивно, затем резко меняется, и в связи с этим меняется и характер восприятия, которое становится неосознанным и эмоциональным. Период до «вхождения» в текст может быть более или менее длительным. Это зависит от особенностей построения композиции и от степени живости и развитости воображения читателя. Стадия непосредственного восприятия необыкновенно важна для формирования читательского отношения к произведению. Это стадия сопереживания героям, эмоционального отклика в душах читателей.

2. Понимание идейного содержания литературного произведения, которое формируется в анализе художественного текста. Учитель-словесник должен добиваться того, чтобы восприятие персонажей не поглощало восприятия других образных компонентов книги (пейзаж, интерьер и т.п.).

В процессе восприятия и анализа происходит сложное взаимодействие внешнего и внутреннего планов произведения. Так, анализ непосредственного восприятия литературного произведения, еще не изученного в классе, дает одну картину, а восприятие того же произведения после школьного анализа углубляется, становится более детализированным, конкретным, приобретает новые качества.

Во всех случаях важно сохранить в ученическом восприятии не подменяемый ничем другим элемент наслаждения, который опосредован объемом знаний и начитанностью ученика, его эмоциональностью, а также его потребностью воспринимать произведения искусства.

Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.

Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечалась и в психологии, и в методике (В.В. Голубков, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, Н.И. Кудряшев, О.И. Никифорова, Н.О. Корст, Н. Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова). Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения.

Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников 10-11 классов способны оценивать художественную значимость произведения, используя в своих оценках обобщения эстетического характера. Недаром В. Асмус в статье «Чтение как труд и творчество» отмечал: «Чем сложнее образ (или группа образов), чем многообразнее раскрывается характер героев в длинной серии их поступков и положений, через которые их провел автор, тем неизбежнее и значительнее должны возникать вариации осознания, понимания и оценки».

От того, как проводится анализ литературного текста, какая проблема предложена для обсуждения, насколько она актуальна и личностно значима, а значительной степени зависит не только активизация уже приобретенных знаний, но и что самое главное - процессов восприятия, анализа и синтеза, духовного мира учащихся.

Ф.М. Штейнбук справедливо заметил: «Процессы, происходящие в обществе, пробуждают от спячки наши умы и сердца, что порождает желание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны» [63, с 29-30].

Не случайно тема одного из уроков «Катерина — кто она?» позволил: объединить двух столь разных по своему творческому методу авторов А. Н. Островского и Л.Н. Толстого в рамках одного занятия по русской литературе. Духовное возрождение человека через сострадание и любовь, через деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности и любви - таковы философские концепции лучших писателей XIX века.

Каждый учитель-словесник, хорошо знающий особенности детского восприятия, пытается контролировать его на всех этапах изучения художественного произведения. Так, нами в период педагогической практики в Болотнянской общеобразовательной школе Рогачевского района был проведен констатирующий эксперимент на предмет исследования отношения современных старшеклассников к проблеме женской эмансипации.

В предложенной анкете для учащихся 10 классов ОШ были следующие вопросы:

1.Что регулирует поведение женщины в обществе?

2.Что значит всеобщее равноправие?

3.Какие библейские заповеди вы знаете? Объясните их смысл. Соблю­даете ли вы их?

4.С вашей точки зрения, нужна ли религия в наше время? 5.Как вы относитесь к феминизму женщин?

Результаты оказались несколько неожиданными. На первый вопрос правильно — «Нормы морали: закон, конституция» — ответили 28 человек, что составляет 90%. Зато во втором вопросе мнения разделилась. Категоричное «Его нет» заявили 12 человек (38,7%), признались в том, что «Наверное, есть. Это – право иметь работу, семью, дом» - 6 человек (19,5%), столько же написали, что никогда не думали об этом, и лишь 7 человек (22,5%) ответили утвердительно – «Оно есть в нашем обществе, т.к. гарантировано конституцией. Это право на труд и на отдых». Третий вопрос оказался самым сложным. Все 10 заповедей не смог назвать никто. Только 5 человек (16,3%)) вспомнили 6 религиозно-нравственных предписаний, 7 человек (22,5%) - 4 заповеди, остальные 19 человек (61,2%) не назвали больше одной. Причем в заповеди многие включали некоторые нравственные принципы (например, «Не пей», «Не воюй»). Наиболее полное объяснение заповедей получилось лишь у 3 человек (10 %). На вопрос об их соблюдении все ответили однозначно: «Нет». 9 человек (29%) признали необходимость существования религии в наши дни.

Вот наиболее характерные ответы:

Оля К.: «Она помогает в трудное время», Ира Т.: «Как-то легче жить», Дима Б.: «Чувствую постоянную поддержку». Остальные посчитали ее глупостью.

При ответе на 4 вопрос утвердительно высказались 13 старшеклассников (41,9%), среди наиболее распространенных ответов были следующие: Яна К.: «Сейчас так много говорят о религии, а ты часто не можешь даже аргументировать свою мысль», Юля Л.: «Библия - это очень древняя книга. Значит, в ней есть что-то полезное, что сейчас проходит мимо нас». Юля О.: «Человек не может считать себя образованным без знания Библии». 7 учеников (22,5%) оказалась нейтральными в своей оценке: «Все равно». На последний вопрос учащиеся ответили в зависимости от пола: 50% девочек были на стороне эмансипированных женщин («Бизнесс-леди всегда побеждают»), мальчики были против феминисток («Эта женщина больше времени будет проводить на работе, а не дома, Такая жена никому не нужна»).

Как видим, в результатах данного анкетирования выразились максималистские тенденции старшеклассников и одновременно незнание основ религиозного учения и основных государственных документов, регулирующих поведение человека в обществе. Без знания норм морали, религиозных норм, правил этикета той или иной эпохи восприятие лучших произведений писателей XIX века будет ущербным и неполным.

Таким образом, особенности восприятия нравственно-философских проблем, проблем женской эмансипации в творчестве русских писателей XIX века не может решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к действительности и к искусству, формирования его личности, мировосприятия и духовного мира. Раскрытие секретов творчества и писательского мастерства поможет воспитанию умения читать аналитически, то есть, сохраняя непосредственность восприятия, возвышаться над иллюзией непосредственной жизни, воссозданной писателем, поможет оценить его мастерство, получить эстетическое наслаждение от чтения подлинно художественного произведения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.