Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы речевого развития в методике преподавания литературы




План

Тема: Развитие речи учащихся в системе литературного образования

Цель: рассмотреть основные направления в развитии устной и письменной речи школьников, показать основные приемы работы по формированию коммуникативной компетенции современных школьников.

1. Основные направления совершенствования речевой подготовки школьников.

2. Методологические принципы развития речи школьников на уроках русской литературы.

3. Виды устных и письменных работ по литературе.

4. Методические приемы формирования языковой компетенции школьников средствами литературы.

Литература

1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962.

2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999.

3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985.

4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003.

5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985.

6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969.

7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995.

8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.

11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971.

12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976;

14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953.

15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.

 

Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов (В.П. Острогорского, В.Я. Стоюнина, Л.И. Поливанова, В.П. Шереметевского, В.В. Голубкова, Т.А. Ладыженской и др.) Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е внутреннего мира. Духовная жизнь человека материализуется не только в его социальной и производственной деятельности, но и в речевых поступках, его языковом поведении, т.е. в текстах, им порождаемых. В процессе чтения и изучения литературы школьник обогащает свой внутренний мир, развивает речь, формирует мировоззрение, нравственно-эстетические чувства.

В научно-методическом значении под развитием речи понимают «специальную учебную деятельность учителя и учащихся, направленную на овладение речью» (Львов М.Р.).

В работе по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы сочетают три подхода:

1. Психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности.

2.Лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранному языкам.

3. Методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы, литературоведения, критики и теории ораторского искусства.

Среди многообразных видов человеческой деятельности философы и психологи выделяют такие виды, как коммуникативная, или деятельность общения, речевая, художественная и раскрывают их взаимные связи, что стимулирует активность личности, разносторонность ее проявлений.

Разработанная психолингвистими модель порождения речевых высказываний включает в себя следующие этапы:

а) этап мотивации высказывания;

б) этап замысла;

в) этап осуществления замысла (реализации плана);

г) сопоставление реализации замысла с самим замыслом.

Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта.

Лингводидактический подход ориентирует учителя и школьника на формирование умений строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями с помощью рядя упражнений:

1. по реализации ролевого принципа развития речи;

2. с элементами развития продуктивного артистизма речи;

3. развитие умений художественной критики;

4. развитие умений эстетического анализа текста;

5. упражнение на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом (создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найди отрезок текста, которые надо читать одинаковым голосом»).

 

1. Ведущие принципы формирования и совершенстваования речевой деятельности в процессе изучения литературы:

1.взаимодействие нравственного воспитания, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников в процессе постижения литературы;

2. органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе, обеспечивающая как совершенствование речевой деятельности учащихся, так и углубление восприятия ими литературного материала;

3. разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся на материале занятий по литературе;

4. соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятельности учащихся, осуществляемыми в начальных, средних и старших классах;

5. практическая направленность работы по развитию речи учащихся и приближение ее как к реальным жизненным ситуациям, так и к некоторым формам искусства;

6. систематический характер работы по совершенствованию речи школьников;

7. учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и других предметов в процессе органпзации речевой деятельности школьников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.