Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Изучение лирических произведений




Цель: раскрыть особенности восприятия и анализа лирических произведений учащимися средних и старших классов.

План

1. Восприятие лирических произведений учащимися средних и старших классов.

2. Специфика анализа лирического текста.

3. Основные приемы изучения лирики.

Литература

1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962.

2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999.

3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985.

4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003.

5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985.

6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969.

7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995.

8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.

11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971.

12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976;

14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953.

15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.

Лирика – особый вид поэзии. В силу своей природы она обладает свойством затрагивать тончайшие струны нашей души, вызывая в ответ искренние порывы и благородные чувства. В. Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» писал: «Собственно лирическое произведение, плод минутного вдохновения, может потрясти всё существо наше, наполнить нас собой на долгое время». Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу — быть средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия - важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству человечества, формирует нравственный мир учащихся, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях. В постановке школьного обучения и воспитания вопрос об усвоении учащимися лучших образцов лирической поэзии является чрезвычайно важным. Можно с полной уверенностью сказать, что решение этого вопроса значительно повысит качество и уровень общего литературного образования и эстетического развития современных школьников.

Анализ лирического текста до сих пор вызывает у школьников затруднения в силу того, что содержание стихотворения не может быть сведено исключительно к его сюжету. Но именно анализ отдельного лирического стихотворения является основополагающим для понимания сути художественного мира поэта в целом. Выработать универсальную систему анализа невозможно, так как каждый конкретный текст имеет различную опосредованность, которую сообщает ему контекст: биографический, художественный, культурный, социально-исторический. Существует целый ряд подходов к рассмотрению лирического текста, например, целостный литературоведческий анализ, структурный анализ, культурологический подход.

Объективную сложность представляет собой определение типа воплощения авторского сознания в лирическом тексте, которое может быть реализовано как лирический субъект, лирическое «я», лирический герой. Понятие «лирический субъект» - наиболее универсальное в этом ряду, оно может быть применено к любому лирическому тексту, но в силу своей нейтральности часто не выражает всей сложности взаимоотношений между автором и текстом. Термин «лирическое “я”» употребляется преимущественно в том случае, когда текст опосредован каким-то фактом биографии автора и возникает ситуация предельного сближения лирического субъекта и личности автора. Термин «лирический герой» введён в широкий литературный обиход сравнительно недавно, в 20-е годы ХХ века. О лирическом герое стоит говорить в том случае, если анализируемое произведение входит в состав текста лирических композиций: лирического цикла, книги стихов, всей совокупности лирики. По отношению к личности автора лирический герой обычно «сохраняет относительную самостоятельность, он обладает выраженной индивидуальностью, реализующейся в его динамике.

В лирическом герое Бродского (с отчётливым «биографическим гримом») читатель узнавал биографию современника, которому удавалось всё то, о чём он мечтал, а порой и не смел мечтать, читатель. Это сделало его стихи жадно ожидаемыми аудиторией. Весь сказочный хрестоматийный антураж был в наличии, все канонические реалии, что так импонируют и подкупают читателя, присутствовали в его биографии: нищенское существование, судебная расправа за стихи, жадные толпы поклонников на каждом чтении, внимание наиболее авторитетных советских поэтов и деятелей культуры (от Чуковского до Ростроповича), затем высылка за границу, где он опять оказывается самым удачливым из эмигрантов.

«Магнетический нимб удачи создавал такое силовое поле, в котором его стихи (лирический автопортрет эпохи) получали самую выгодную и притягательную подсветку, они сверкали, как бусинки пота на лбу увенчанного заслуженными лаврами актёра, которого Режиссёр счастливой рукой выводит на просцениум», - писал Михаил Берг. Но актёр, игравший самого себя, играл своё время. Миф, что вроде бы сам собой творился вокруг Бродского, только способствовал более проникновенному восприятию стихотворных текстов, в которых авторский эгоцентризм становился манифестом целого поколения. Сначала разговорная интонация в настроенной на высокий лад поэтике со столь важными иноземными присадками, затем отчётливое претворение в стихах лирической биографии – всё это позволило ему почти сразу занять наиболее почитаемую и вакантную «лунку опального поэта», инверсия положения которого (от безвестности к славе) чуть ли не предопределена.

«Бродский вошёл в литературу со смелостью, присущей исключительно гениям», - отмечала М. Варденга. Он без панибратства – на равных заговорил с самим Пушкиным, осмелившись на диалоги, опрокидывавшие представления о поэтической этике:

Я вас любил. Любовь ещё (возможно,

что просто боль)

сверлит мои мозги.

Всё разлетелось к черту на куски…

И так далее с не меньшей свободой парафраз из великого классика. Он купался в «абсолютной свободе самоизъявления». Бесстрашно совершал словесные ошибки, укладывая в строку «ихние» вместо правильного «их», и «без разницы» вместо «безразлично» его стих одновременно вбирал в себя монологи интеллектуала и разноголосицу базарной толпы. Он смело жонглировал диковинных набором малоупотребительных, эстетских или, наоборот, распространённо дурновкусных понятий: в его стихах «химические формулы скрещивались с аббревиатурами, блатная феня наезжала на юридический жаргон, а качавшиеся в такт, непривычные для рифмовки Н2О и СО3 упоенно лишали поэзию привычной для русской лирики восторженности». Поэтический путь Бродского задала жёсткая формула «взгляни туда, куда смотреть не стоит». Мысль его переходила допустимые доселе пределы. Ломая утешительные интонации русской литературы, он безжалостно выносил философский вердикт и пригвождал к режущей истине.

Страницу и огонь, зерно и жернова,

секиры острие и усеченный волос –

Бог сохраняет всё; особенно – слова

прощенья и любви,

как собственный свой голос…

Творчество И.А. Бродского, привлекая внимание многих исследователей, изучалось и изучается с точки зрения поэтики, проблематики, жанровых форм (А. Волгина, В. Козлов, С. Б. Калашников, Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий, И.С. Скоропанова). Сегодня предпринимаются попытки разработать систему исследования творчества И. Бродского не только на уроках русской литературы, но и во внеклассной работе с учащимися (А. Шелухина, А. Сергеева-Клятис, А. Нелькин).

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.П., Поспелов Г.П., Есин А.Б. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и Щербаковой Н.А., Сальниковой Т.П., Медведева В.П., Рез З.Я.и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.