КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ прибыли и рентабельности продукции
Финансовые результаты организации проявляются в ряде показателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе. Валовая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений. Прибыль от продаж продукции характеризует эффективность обычной или основной деятельности, критерий которой обычно указывается в учредительных документах предприятий. Доходы от обычных видов деятельности следует рассматривать как основной, определяющий вид доходов предприятия, который при нормальных условиях деятельности имеет наибольший удельный вес в обшей величине доходов. Если прочие доходы получают преобладающий характер в структуре доходов предприятия, то в ходе анализа данный факт должен быть объяснен конкретными изменениями условий деятельности. Прибыль от продаж и прочей операционной деятельности характеризует финансовый результат совершения целенаправленных хозяйственных операций предприятия. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат от обычных видов деятельности. С учетом налогообложения прибыли и других обязательных платежей получают характеристику чистой прибыли, отчетного года, которая фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная прибыль, а результаты распределения этой прибыли акционерами отражаются в бухгалтерском балансе следующего за отчетным года. Оставшаяся нераспределенной прибыль отчетного года характеризует фонд накопления, поскольку в основном идет на развитие предприятия, увеличивая собственный капитал его. Анализ может вестись как по абсолютным показателям прибыли, так и по относительным показателям, так как отношение прибыли к выручке от продажи – рентабельность продаж.
Прибыль и рентабельность продаж являются важными показателями эффективности производства. На величину прибыли и уровень рентабельности продаж оказывают влияние многие факторы. В целом прибыль от продаж продукции определяется формулой: , где N – выручка от продаж; S – полная себестоимость. Но выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат. Определим степень влияния на прибыль факторов: 1) изменения отпускных цен на продукцию. Рассчитывается разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и выручкой от продажи в отчетном году в ценах базового года; 2) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Для этого используют сведения о себестоимости продукции; 3) нарушений хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.; 4) увеличения объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости; 5) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Подсчет сводится к определению разницы коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости; 6) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии. Выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины.
7) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базовой полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции. На финансовые результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она галопирующая (до 100% в год) или гиперинфляция (более 200% в год). Инфляция означает обесценение денег, и единственным способом сохранения реальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляции является индексация цен. Индекс цен в статистике принято изображать в следующем виде: , где ∑ – сумма произведений объекта исследования на его цену; q – объект исследования по видам; р – цена каждого вида объекта; 0 – символ базового значения; 1 – символ отчетного (последующего) значения. Методика анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции может быть представлена пятью этапами. Этап I. Влияние инфляции на продукцию. Этап 2. Влияние инфляции на закупаемые предметы труда. Этап 3. Влияние инфляции на трудовые затраты. Этап 4. Влияние инфляции на размер амортизации. Этап 5. Общее влияние инфляции на прибыль определяется вычитанием из результата первого этапа результатов завышения себестоимости по второму, третьему и четвертому этапам. Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли. Высокое качество прибыли характеризует такое положение, когда прибыль формируется экономическими факторами, присущими этой категории закона стоимости, что хорошо показано в схеме взаимосвязи экономических показателей. На «качество» прибыли могут воздействовать: учетная политика предприятия; характер финансовых результатов от прочей деятельности; поведение затрат, а именно доля постоянных и переменных расходов; характер внешних, не контролируемых предприятием факторов и нарушений общепринятой хозяйственной дисциплины. Рассмотрим подробнее первую группу факторов.
Методы регулирования массы прибыли, которые могут быть использованы предприятием в рамках действующего законодательства, определяются им самостоятельно и закрепляются в его учетной политике. Они могут быть сведены к следующим положениям: 1) выбор порядка начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; 2) выбор метода оценки потребленных производственных запасов; 3) выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования; 4) изменение сроков погашения расходов будущих периодов; 5) создание резервов предстоящих расходов и платежей. Все это позволяет бухгалтеру варьировать размеры доходов и расходов, относящихся к отчетному году, т.е. создавать так называемую накопленную прибыль, не отраженную в отчетности. При этом важно оценивать «качество» прибыли, т.е. достоверность отчетных данных о прибыли, прозрачность ее формирования. Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли как показателями эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсивностью, так и с экстенсивностью использования производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж: , где - коэффициент рентабельности продаж; - прибыль от продаж; - выручка от продаж продукции. Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого показателя от показателя затрат на 1 руб. продукции , а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции , материалоемкости продукции и амортизациоемкости продукции , т.е. от показателей интенсификации: . Следует подчеркнуть, что снижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продукции влияет на рентабельность 1 руб. продукции с обратным знаком. А влияние, выраженное в процентах, равнозначно влиянию на рентабельность 1 руб. продукции в копейках. Показатель рентабельности продаж часто называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. от себестоимости продукции, а именно в снижении себестоимости продукции прежде всего проявляется эффективность управления.
Как видно из схемы формирования основных экономических показателей (см. лекцию по теме 6), рентабельность продаж является одним из факторов рентабельности активов предприятии – самого обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов, а коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентом деловой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов имеет следующее выражение: , где - коэффициент рентабельности продаж (эффективности управления); - коэффициент капиталоотдачи (деловой активности). Подтема 10.3. Анализ финансового состояния Основные вопросы: Анализ величины и структуры авансированного капитала Анализ капиталоотдачи (деловой активности) Анализ финансового состояния и платежеспособности организации Комплексный анализ и оценка эффективности бизнеса
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |