Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение в вузе как профессионализация




Для большинства студентов именно с вузовского обучения начинается профессионализация, т.е. процесс вхождения в профессию, становления личности специалиста. Этот процесс включает в себя выбор человеком профессии, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, развитие своей личности средствами профессии.

Этапы профессионализации в вузе (при 5-летнем обучении)

1 курс (этап первичной адаптации)

Представления студентов о будущем (планы о достижении высокого уровня благосостояния, профессионального мастерства) ограничены ближайшей временной перспективой (до 5 лет). Представления идеализированы, «утопичны», характеризуются «упрощенным» видением будущего и содержат небольшое количество ожидаемых событий.

3 курс (этап погружения в учебно-профессиональную деятельность)

В представлениях студентов о профессиональном будущем присутствуют установки на профессиональные достижения, однако, они неопределенны и во многом нереалистичны. Уже в ближайшем будущем студенты видят себя состоявшимися профессионалами, но не указывают, какими путями они этого достигнут. У них сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. В планах на будущее преобладает средняя перспектива (до 10 лет).

5 курс (этап готовности к самостоятельной профессиональной деятельности)

Профессиональные планы начинают увязываться с дальнейшим обучением, студенты ориентируются на достижение профессионального мастерства, карьера рассматривается ими как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице. Начало профессиональной деятельности студенты связывают с поиском работы, но содержание работы не конкретизируется и не указывается сфера профессиональной деятельности, наблюдается неадекватность жизненных целей. В представлениях о будущем преобладает средняя и отдаленная перспектива (5 – 15 лет).

• В общем на протяжении обучения в вузе у студентов происходят изменения в профессиональных представлениях: возрастает их объем, уровень сформированности, яркость-четкость, идет процесс переориентации самопредставлений студентов с социальных категорий на индивидуальные, самооценка профессиональных качеств постепенно повышается. Наблюдается профессионализация Я-образа, в его состав все в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью.

• Вцелом профессиональные представления студентов находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Они по своему содержанию выше житейских представлений, но не достигают оптимального, научно-теоретического уровня. Без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления представлений идет замедленно, стихийно.

 

Одним из наиболее важных аспектов профессионализации является развитие профессионально важных качеств (ПВК). Это совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Стадии формирования ПВК у студентов

§ Первая стадия характеризуется процессом понятийного усвоения профессионально значимых качеств, знаний. Позитивный процесс первой стадии сопряжен с развитием мотивов учения.

§ Вторая стадия это активное усвоение знаний, формирование профессионально значимых качеств, профессиональных умений. Удовлетворительная динамика их развития в свою очередь активно развивает мотивы учения до третьего уровня.

§ Третья стадия это развитие профессионально значимых качеств.

1-3 курс. Формируются представления о ПВК, к концу периода они становятся более адекватными. Постепенно снижается напряженность, самоконтроль, повышается стрессоустойчивость, степень собственной ответственности за достижения, творческий потенциал, формируется более адекватный образ «Я».

4 курс. «Экзистенциальный кризис» - смена идентификации, неустойчивость ролевого диапазона, переосмысление ценностей.

5 курс. В образе «Я» и представлениях о будущей профессии происходит переориентация с личностных представлений на деятельностные. «Моральная» подготовка к будущей профессиональной деятельности, рост тревожности, напряженности.

Таким образом, студенты третьего курса оказываются наиболее адаптированными к включению в реальные профессиональные роли. Стихийно формирование профессионально-важных качеств к окончанию обучения в вузе не происходит.У студентов5 курса уровень готовности к скорейшей адаптации на рабочем месте является недостаточным, что приводит к трудностям процесса профадаптации и может приводить к конфликтности в производственных отношениях. Социально-психологическая обстановка в трудовых коллективах структурно отличается от ожиданий выпускников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.