Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. 2. 1. Описание и анализ деятельности на уровне системы




МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ И АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

Анализ любой деятельности предусматривает ее расчленение на отдельные компоненты по соответствующим специально избранным критериям или признакам. В зависимости от поставленной цели и глубины такого анализа, это расчленение может производиться с разной степенью детализации. Однако в любом случае анализ должен осуществляться по вполне конкретной схеме и учитывать точно определенный перечень факторов и их связей, а главное, иметь конкретную цель.

Применительно к операторской деятельности можно выделить следующие цели такого анализа:

— анализ уже существующей деятельности для ее оценки и
оптимизации;

— анализ существующей или гипотетической деятельности с
целью создания новой, более совершенной;

— анализ существующей или формируемой деятельности в
целях ее моделирования и описания (с последующим использо
ванием этого описания для более глубокого изучения деятельно
сти).

Каждый из указанных подходов может преследовать и более узкие цели: приспособления деятельности человека к машине, приспособления машины к человеку или взаимного приспособления.

Для того чтобы осуществить тот или иной вид анализа деятельности оператора, необходимо прежде всего дать ее описание на том уровне детализации, на котором будет осуществляться анализ. С этой точки зрения можно выделить два способа описания деятельности оператора:

1) описание деятельности на уровне системы,

2) описание деятельности на уровне отдельных операций.

Первый способ описаний служит для раскрытия и отображения только общих психологических особенностей, присущих всей рассматриваемой деятельности (ее организации, композиции, структуре, составу и т. п.). Второй способ предназначен для отображения отдельных частей этой деятельности, с представлением их операционной структуры и раскрытием психологического содержания отдельных действий и операций. Последний способ используется и для описания действий оператора при разрешении отдельных частных задач.

К описанию общих закономерностей и особенностей деятельности оператора на уровне системы можно подходить, используя различные методы:

— отображения перечня выполняемых оператором функций
(иногда с учетом их взаимосвязи и условий осуществления);

— отображения связей, которые установились у оператора с
техническими звеньями системы;

— совместного отображения перечня функций и связей.

Рассмотрим некоторые из этих методов более подробно. Метод описания перечня функций, выполняемых оператором в системе, фактически сводится к вербальному перечислению и описанию действий оператора, их внешних проявлений и связанных с ними психологических процессов, которое обычно дается в соответствующих таблицах.

Таблица 10

Процессы Действия Специфика поведения
Перцептивные Поиск и прием информации Идентификация объектов, действий, событий Обнаружение Осмотр Наблюдение Считывание Различение Идентификация Локализация
Опосредствующие Информационные процессы Решение проблем и принятие решения Распределение по категориям Расчет Кодирование Анализ Расчет Выбор Сравнение
Коммуникативные   Извещение Ответ Общение
Моторные Простые (дискретные) Сложные (непрерывные) Активизация Замыкание Соединение Движение Пригонка Настройка Слежение

Для получения таких однородных описаний различных систем вначале составляется общий стандартизованный широкий перечень функций, которые, возможно, придется выполнять оператору в данной системе управления. Затем для каждой конкретной задачи применения этой системы отмечаются те из названных функций, которые фактически выполняет в ней оператор.

Таким образом, после рассмотрения комплекса наиболее типичных задач, разрешаемых посредством данной системы, и вероятности появления отдельных из них возможно выделить перечень основных функций, которые чаще всего приходится выполнять оператору данной системы. На основе подобных перечней функций можно произвести сопоставление особенностей деятельности оператора в различных системах.

В подобных перечнях могут указываться не только вероятности выполнения отдельных функций, но также временные и точностные показатели, с которыми обычно выполняются эти функции, вероятности появления ошибок при их выполнении, характер этих ошибок, уровень напряженности при их выполнении и пр. В качестве примера перечня функций оператора может служить перечень, предложенный Дж. Рабидо (G. Rabideau). Автор делит функции оператора на соответствующие группы, исходя из связанных с ними психических процессов: перцептивных, опосредующих, коммуникативных и моторных. Фрагменты из этого перечня представлены в таблице.

Метод многомерно-весового описания деятельности оператора был разработан В. А. Бодровым, Г. М. Зараковским и В. И. Медведевым. Сущность его заключается в объединении в одной общей схеме наиболее существенных факторов и показателей, определяющих деятельность оператора, и в представлении этих переменных (различного содержания, вида, разной природы и т. п.), с учетом их удельных весов и связей, в единой стандартизованной форме. Данный метод, как и предшествующий, служит для отображения функций оператора, однако здесь эти функции представляются с учетом их удельного веса в деятельности и взаимосвязей.

Для осуществления такого описания требуется, прежде всего, выделить все те показатели деятельности и все те факторы, влияние которых на деятельность признается наиболее существенным и которые подлежат включению в схему. Далее требуется выразить показатели всех этих разнородных и качественно различных факторов в единых безразмерных величинах, например в весовых коэффициентах или баллах. При таком безразмерном выражении представляется возможным все включенные в рассмотрение переменные объединить в одной схеме и рассматривать их совместно, с учетом их удельных весов в деятельности, т. е. осуществить многомерно-весовое описание общей деятельности оператора.

Принцип построения схем такого описания иллюстрируется 9.1. Каждый выделенный для рассмотрения общий показатель определяется соответствующей координатой-критерием (К), которому присваивается определенный номер Кь Кг. > Кд. Таким критерием может быть, например, форма организации входной информации, предъявляемой оператору, или способ воздействия оператора на систему и пр.

Рис. 9.1. Схема многомерно-весового описания системы «человек—машина» (по В. А. Борзову, Г. М. Зараковскому и В. И. Медведеву).

Координаты-критерии разделяются по уровням их иерархии в рассматриваемой деятельности оператора. Этот уровень указы-вается специальным индексом (вверху) при обозначении критерия (К(1), К(2), • • •, К(ш)) • Иерархия критериев избирается исходя из следующей последовательности: тип фактора, его класс, род, вид.

Для каждого критерия устанавливается его удельный вес в деятельности оператора, который выражается в безразмерных единицах (к) и изображается на схеме (рис. 9.1) определенным отрезком. На этом отрезке в принятом масштабе откладывается соответствующее число безразмерных единиц.

Как видно из схемы, от центрального круга, символизирующего ее начало, отходит четыре координаты-критерия наиболее высокого уровня |К(1)ь К(1)2, K(1)n-i и К(1)п|. Критерием высшего уровня К(1)2 может быть, например, характеристика процесса переработки информации человеком. Эта характеристика в свою очередь может включать в себя ряд критериев второго уровня, например модальность сигнала |К(2М» форму отображения сигнала |К(2)2| И Т. Д.

Координаты-критерии подразделяются на соответствующие качественно различные признаки (П), которые могут относиться к разным иерархическим уровням. Так, например, модальность сигнала бывает зрительной Ifl*1^! и слуховой | П^>21. Форма отображения информации может также иметь разные признаки, например, признаки, рассчитанные на ее непосредственное | П^2>1 \ или кодовое | П^2)2 j восприятие и т. п.

Таким образом, от критериев высшего уровня на схеме расходятся ветви критериев последующего уровня, от них — соответствующие ветви признаков, сначала наиболее высокого, затем все более низких уровней. Длины отрезков ветвей символизируют удельный вес каждого критерия или признака в деятельности оператора. Все эти критерии вместе взятые, а также признаки с их весами и их взаимосвязями образуют схему многомерно-весового описания деятельности оператора.

Подобные схемы строятся на основе анализа взаимосвязи рассматриваемых факторов в общей структуре деятельности оператора. Удельный же вес отдельных критериев и признаков в этой деятельности определяется путем непосредственных или косвенных измерений показателей работы оператора.

Так, например, чтобы оценить характер преобразования информации, присущий авиадиспетчеру, определяют время, затрачиваемое им за смену на замыкательное (непосредственное) реагирование на информацию и на выполнение репродуктивных логических операций.

Допустим, что на первый вид преобразования информации расходуется 20% времени, на второй — 60%, а на все остальные виды преобразований — оставшиеся 20%; тогда по пятибалльной системе эти три вида преобразования информации расцениваются соответственно в 1, 3 и 1 балл.

Путем подобного анализа было установлено, например, что для авиадиспетчера и шофера признак зрительной модальности информации расценивается в 5 баллов; что слуховая модальность важна для авиадиспетчера (5 баллов), а для шофера значительно меньше (2 балла); способ кодового отображения сигнала также оказывается важным для авиадиспетчера (5 баллов) и маловажным для шофера (1 балл).

При многомерно-весовом описании деятельности оператора предусмотрен и учет качественного своеобразия каждого отдельного вида деятельности путем введения соответствующих координат-критериев, определяющих уровень напряженности ее отдельных действий. При этом предполагается возможность учета отдельно операционной и эмоциональной напряженности деятельности оператора.

Рассматривая общую иерархическую схему многомерно-весового описания деятельности оператора, следует отметить, что на более высоком уровне в ней располагаются критерии составляющих самой деятельности, а затем уже следуют критерии, определяющие ее условия. Из последних выделяются далее критерии, обусловливающие мотивацию оператора, значимость для него отдельных действий, критерии, определяющие уровень утомления оператора и его работоспособность.

 

Кроме схематического отображения, выделенные критерии и признаки могут быть представлены также в форме таблиц, где всем этим показателям присваиваются соответствующие номера, которые отражают их взаимосвязь в рассматриваемой деятельности.

Метод пространственно-организационного описания деятельности является сравнительно простым и легко реализуемым, поскольку в его основе лежит только установление и анализ взаимного расположения и взаимосвязей между оператором и техническими элементами системы. Такой анализ осуществляется посредством схемы, на которой изображаются технические элементы машины, органы индикации, управления, с одной стороны, и оператор или группа операторов — с другой. Связи, существующие между этими компонентами системы, изображаются в виде стрелок, указывающих направление передачи информации или приложения воздействия. С помощью формы изображения соединяющих стрелок кодируется характер связи, иногда ее значимость, цифры около стрелок указывают на частоту использования данной связи. Пример подобной схемы представлен на рис. 9.2.

Рис. 9.2. Описание пространственной организации системы. Арабские цифры показывают частоту отдельных связей, римские — их значимость.

 

Рассматриваемый метод широко используется при анализе оператора со средствами индикации и управления на пультах. В подобных случаях на чертеже пульта стрелками отмечаются переходы оператора от использования одного средства к другому, причем сама стрелка указывает направление перехода, а цифра около нее — их частоту.

Рис. 9.3. Описание пространственной организации средств на пульте управления (по М. Монмолену).

Пример такой схемы представлен на рис. 9.3. С помощью подобной схемы можно выделить на пульте отдельные группы или блоки технических средств, между которыми имеется наибольшее число связей, и анализировать эти связи как внутри таких блоков, так и между блоками. Указанным методом может быть выявлена не только частота наличия отдельных связей, но и целые последовательности использования указанных средств при решении отдельных задач. В подобных случаях на рисунок пульта наносится соот ветствующая ломаная линия, соединяющая последовательно элементы пульта, к которым обращается оператор при решении данной задачи. Такие ломаные линии, характеризующие перцептивно-моторные последовательности действий при решении отдельных задач, могут использоваться для анализа деятельности оператора и служить основой для оценки целесообразности компоновки пульта.

Рис. 9.4. Схема загрузки каналов связи между членами летного экипажа.

 

Рассматриваемый метод может быть применен и для анализа циркуляции информации между группой операторов в системе управления. На рис. 9.4 представлена схема, иллюстрирующая загрузку каналов связи в летном экипаже многомоторного самолета. Степень загрузки отдельных каналов связи отображается на схеме шириной полосы, соединяющей условные обозначения членов экипажа с цифровым указанием числа команд, поступающих по данному каналу в единицу времени. Картина информационных обменов может быть развернута и во времени. Так, на рис. 9.5 представлен бланк, фиксирующий вариант радиообмена между членами летного экипажа в масштабе времени. На бланке указаны направления и последовательности прохождения сообщений. На основе статистической обработки большого числа подобных бланков по разным этапам полета представляется возможным анализировать деятельность отдельных операторов на этих этапах.

Рис. 9.5. Бланк для регистрации прохождения сообщений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.