Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Арабо-мусульманская культура.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

3. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча.- М.: Инфра-М, 2008.- 413 с.

4. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

5. Кравченко А. И., Культурология [Текст]: учебник/ А. И. Кравченко.- М.: Проспект, 2008.- 285 c.

6. Культурология: учебник/ А.М. Павлова, Н.О. Садовникова /науч. ред. С.Н. Иконникова, 2009.

7. Боннар А., Греческая цивилизация – М., 1992

8. Боннар А., Культура Древнего Рима – М., 1985.

9. Куманецкий К., История культуры Древней Греции и Рима – М., 1990.

10. Любимов Л.Д., Искусство Древнего мира – М., 1980.

11. Полевой В.М., Искусство Греции – М., 1970.

12. Легенды и мифы Древней Греции – М., 1992.

13. Античность как тип культуры – М., 1978.

14. Античная культура современная наука – М., 1985.

15. Асмус В.Ф., Античная философия – М., 1976.

16. Богомолов А.С., Античная философия – М., 1985.

17. Чанышев А.Н., Курс лекций по древней философии – М., 1981

18. Зайцев А.И., Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э – Л., 1985.

 

Цель лекции: раскрыть типологические особенности арабо-мусульманской культуры и её влияние на развитие мировой культуры. Воспитание культуры мышления на примере арабо-греческой логики, умение воспринимать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения.

Ключевые слова: «ислам», «Коран», «ханифизм», «Сунна», «суннизм», «шиизм», «суфизм», «калам», «мечеть», «хадж», «ураза», «арабеска», «джихад», «касыда», «рубаи».

Вопросы:

  1. Формирование исламской культуры.
  2. Мусульманский культ.

 

Формирование исламской культуры. С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. большинство населения полуострова составляли кочевники – скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена бедуинов переживали процессы разложения первобытнообщинных отношений. В ту пору через Западную Аравию проходил караванный путь, что привело к появлению таких городов, как Медина, Мекка, Таиф. Однако, Иран захватил Йемен и установил свой контроль над торговлей, перекрыв торговые пути, идущие по этой территории. Караванный путь стал проходить только через Иран. Это обстоятельство, а также многочисленные набеги соседних государств и племен привели к упадку и разорению многих арабских племен. Необходимо было их объединение и создание арабской государственности. Такую задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам возник не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов – ранняя форма арабского монотеизма. В древности каждое племя имело своих богов. Но постепенно верования более мощных в экономическом и политических отношениях племен вытесняли богов прочих племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов (именно ему принадлежало древнее святилище Кааба, находящееся в Мекке). Племенного бога мекканских курейшитов - Аллаха – сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. Отметим, что еще до этого в Аравии уже были приверженцы монотеистических религий. Так, здесь были европейские эмигранты из римской империи, исповедовавшие иудаизм, христианство. Поэтому на формирование ислама оказали влияние иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки староарабских культов.

Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда (ок. 570-632), одного из видных мекканских ханифов. Пророк ислама – реальное историческое лицо, о чьей жизни написано огромное количество книг. Он происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом. Затем женился на богатой вдове Хадидже, стал купцом в Мекке. Около 610 года он выступил с проповедью о монотеистической религии, названной им исламом. В своих проповедях Мухаммед призывал к вере в единого бога Аллаха, к соблюдению простых норм морали, к ограничению ростовщичества, к оказанию богатыми помощи неимущим. Переселившись из Мекки в Медину, он организовал общину, члены которой называли его своим пророком. Новое учение было принято в других регионах не сразу. Так, лишь в 630 году мекканская знать приняла новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское государство получило название Арабский халифат. Халифы, считавшиеся приемниками Мухаммеда сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Ислам превратился в господствующую религию арабского государства. В конце VII века Ислам проник в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, в IX-X веках – в Волжско-Камский бассейн и в Приуралье, в IX веке – в Северную и Северо-Западную Индию, в глубь африканского континента.

Вероучение ислама. Основные положения мусульманской религии изложены в Коране. По представлению мусульман текст Корана был создан самим Аллахом. Аллах передавал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями.

Текст Корана содержит 114 сур (глав). Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих разные виды общественных отношений. Основная часть Корана представляет собой полемику – диалог между Богом и противниками ислама. Ислам для мусульман – это не просто религия, а их образ жизни.

Среди основных догматов ислама:

1) вера в Аллаха

2) вера в ангелов и демонов

3) вера в святость Корана

4) вера в пророков и посланничесиво Мухаммеда

5) вера в рай и ад

6) вера в божественное предопределение

7) вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскрешение из мертвых в момент Страшного суда.

Ислам опирается на 5 «столпов веры»:

1) веры, т.е. произнесение шахады («нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его»);

2) ежедневная пятикратная молитва;

3) соблюдение поста в месяц рамазан;

4) добровольная очистительная милостыня (закят);

5) паломничество в Мекку (хаджж);

 

Мусульманский культ. Шариат. В исламе нет церкви как специального института, поскольку не признается какой-либо посредник между богом и человеком. Священным местом для мусульман является мечеть.

В исламе существует обряд инициации (суннад), совершаемый над мальчиками 7-10 лет – обрезание крайней плоти.

Мусульманский культ представляет собой некий цикл, содержащий в себе суточные, годичные, т.е. соразмерные всей человеческой жизни, ритмы.

В шариате связаны в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь мусульман. Источником шариата и его составной части – мусульманского права (фикх) является Коран и Сунна. Сунна – сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VII веке.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшения дома художественными картинами и скульптурами человека или животных, вступление в брак с иноверцем, если тот не примет ислам.

Согласно шариату, основными мусульманскими праздниками являются «ид аль-адха» (курбан - байрам) – великий праздник жертвоприношения «ид аль-фитра» (ураза – байрам) – малый праздник разговения. Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда на небо). К праздничным дням в исламе относится пятница.

Сегодня мусульманское право продолжает оставаться одной из крупных правовых систем и регулирует отношения между более чем 800 млн. мусульман. В 28 странах современного мира ислам признан государственной религией. Многие государства с мусульманским населением закрепляют в своих законах и часто даже в конституциях верность принципам ислама.

Три значительных события произошли в XIX – XX веках в праве мусульманских стран. Первое из них – вестернизация этого права; второе – кодификация разделов, которых не коснулась вестернизация, и третье – упразднение специальных судов, призванных применять мусульманское право.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. Раскройте исторические предпосылки возникновения ислама.

2. Сравните вероучение и культ двух мировых религий: христианства и ислама.

3. Укажите основные течения в исламе, охарактеризуйте их отличая друг от друга.

4. Какие особенности приобретает живопись и архитектура в арабо-мусульманском мире?

5. Назовите основные проблемы классической арабо-мусульманской философии.

6. Какое влияние оказала классическая арабо-мусульманская философия на западноевропейскую средневековую философию?

7. Дайте характеристику основных жанров арабской поэзии.

 

Рекомендуемая литература:

1. Болшаков В. П., Культурология. - М.: Проспект, 2010. - 528с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Культура древнего Рима | Вопрос. Культура средневековой Европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.