Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура средневековой Европы




Тема 11. Западноевпропейская культура.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

3. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча.- М.: Инфра-М, 2008.- 413 с.

4. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

5. Кравченко А. И. Культурология [Текст]: учебник/ А. И. Кравченко.- М.: Проспект, 2008.- 285 c.

6. Культурология: учебник/ А.М. Павлова, Н.О. Садовникова /науч. ред. С.Н. Иконникова, 2009.

7. Бондаренко Ю.Я., Ислам-наме. В 2-х т. – Костанай, 2000.

8. Лобазова О.Ф., Религиоведение. Учебник – М., 2005.

9. Бартольд В.В., Ислам и культура мусульманства – М., 1992.

10. Арабская поэзия средних веков – М., 1975.

11. Арабская средневековая культура и литература – М., 1978.

12. Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991.

13. Еремеев Д.Е., Ислам: образ жизни и стиль мышления – М., 1990.

14. Коран. – М., 1990.

 

 

Цель лекции: дать характеристику особенностей отдельных этапов развития культуры Западной Европы (средневековые, Возрождение, Новое время), раскрыть её место и значение в мировой культуре.. Умение выявлять основные про­тиворечия в изучаемых вопросах и задачах, способность решать «нестан­дартные» задачи, в том числе из областей, внешне далеких от исходной дисциплины; способность ставить новые зада­чи и проблемы по аналогии с изучаемой эпохой Возрождения, рожденной из противоречий двух эпох.

Ключевые слова: «богословие» («теология»), «готика», «инквизиция», «реформация», «католицизм», «протестантизм», «романский стиль», «схоластика», «Возрождение», «гуманизм», «утопия», «барокко», «классицизм», «Просвещение», «рококо», «романтизм», «реализм», «импрессионизм», «модерн», «натурализм», «символизм».

Вопросы:

1.Культура средневековой Европы.

2.Культура эпохи Возрождения.

3.Культура Нового времени.

4.Культура европейских стран XIX в.

 

Средневековье длилось примерно 1000 лет. Начало эпохи связывают с падением Римской империи в конце V в. Когда речь идет об истории культуры, то окончание эпохи совпадает с началом Ренессанса, т.е. с XV в. для стран Западной Европы. Средние века – многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. Переход к феодализму – подчинение крестьян крупным землевладельцам, превращение ими земли в свою монопольную собственность, как государственную, так и частную.

Периодизация.Раннее средневековье: V – IX в.в; зрелое – X – XIII в.в; позднее средневековье: XIV – XVI в.в. Разделение Римской империи в IV в. (397 г.) на две самостоятельные части: Западную и Восточную (столицы: Рим и Константинополь).

Хозяйственный застой в Римской империи. Рабство – преграда на пути развития экономики. Формируется колонат – разорение крестьян под тяжестью государственных повинностей и последующая аренда земли разорившимися крестьянами. В IV в. прикрепление колонов к земле и превращение их в наследственных держателей. Права и обязанности колонов: уплата налогов, привлечение к военной службе, невозможность их продажи без земли, лишение права владеть неограниченной собственностью. Право рабов подниматься до уровня колонов. Рабы и колоны – источник формирования крепостного и зависимого крестьянства на территории бывшей Римской империи.

Падение Рима под ударами «варваров» в 476 г. н.э. Основные классы феодального общества: крестьяне и помещики. Взаимоотношения с миром средневекового человека: на основе феодальной формы собственности (натура, рента, договор); отношения вассального служения сюзерену: зависимость от бесконечных воин; влияние духовной атмосферы эпохи в виде традиций античности; христианства и культуры варварских племен.

Варвары – название в Римской империи племен и народов за ее пределами, не знавших латинского языка и чуждых римской культуре (кельты, германцы, славяне). Их хозяйственная жизнь земледелие, скотоводство. Зарождение социального неравенства. Воины – профессионалы у германцев. Их поклонение солнцу, луне, огню. Руническая письменность на дереве (руна – тайна), металлических изделиях.

Связь руны с магией. Германские народности: алеманы, франки, саксы, тюринги, бавары. Конец VI в. – массовое передвижение германских и других варварских племен, великое переселение народов, причина которого – рост населения. Из глубин Азии в 375 г. переселение гуннов в Причерноморье. Вторжение в 405-407 г.г. в Италию вандалов, аланов. Окончательное падение Рима в 476 г. под ударами германских племен. 555 г. – завоевание Италии Византией. Смешанное германско-римское нашествие.

Франкское государство Меровингов, основатель-вождь салических франков Хлодвич (485-511 г.г.). Династия Каролингов, названная так по имени Карла Великого (77-814 г.г.), самого выдающегося ее представителя, насчитывает восемь правителей, которые определяли политику Европы и заложили фундамент ее культуры в период с 751 по 987 год. Перенос Константином I столицы Римской империи на Восток (330 г.) (первый христианский император, в 324 г. ставшем единственным правителем еще не расколовшейся на две части Римской империи). Расцвет византийской культуры при Константине I, Юстиниане I (527-565 г.г.) и правителях династии Комнинов (1057-1185 г.г.).Превосходство Восточной Римской империи над Западной по уровню ремесла, торговли, богатству городов, духовной культуры. Ранний период Византийской империи – Малая Азия, Балканский полуостров, Сирия, Палестина, Египет, часть Месопотамии и Армении. Некоторые районы Аравии, острова Кипр и Крит. Широкое распространение античных традиций, греческого языка. Противостояние Византии и империи Каролингов надо рассматривать не как поле военных битв, а как способ утверждения двух великих культур: православной и католической. Соперничество восточной церкви с западной за главенство в христианском мире, ее зависимость от императорской власти.

Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. Первоначальное положение христианства как движения униженных и оскорбленных. Признание императором Константином христианства: на основании Миланского эдикта 313 г. христианство стало государственной религией Римской империи. Осуждение первых ересей на Никейском соборе в 325 г. Виды ересей – арианство – отрицание божественной природы «второго лица троицы» Христа (распространено среди варваров); монофизиты – Христос имеет одну и притом божественную природу, а потому духовенство должно отказаться от всех «мирских благ» и жить в бедности; агонистики – требовали освобождение церкви от государства, призывали к общности имущества. Безуспешная попытка императора Юлиана восстановить язычество.

С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений тогдашнего культурного мира. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли более оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание – единственный источник истины. Патристика или учение отцов церкви, есть основное направление религиозно-богословской мысли раннего средневековья (II – VIII в.). Учение отцов церкви было призвано обратить культурное наследие античности на объяснение и утверждение новых христианских ценностей.

Обширные дискуссии способствовали выдвижению нескольких епископов и толкователей текстов («отцов церкви»). На Востоке наряду с Афанасием, Григорием Назнанским, Василием Великим выделяется личность проповедника Иоанна Златоуста (первый употребил термин «христианство»). На западе – Амвросий и Иероним (редактор древних латинских переводов Ветхого и Нового Завета, которые он систематизировал в «Вульгате», или «народном» переводе). Основные произведения раннего христианства – «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), Евангелия, «Послания Апостолов» и другие появились во второй половине I века.

Мировоззрение первохристиан носит эсхатологический и мессианский характер. Будучи мистическим, сугубо религиозным учением о конечной судьбе человека как результате вмешательства Божественного спасителя, мессии, призванного покарать грешников установить идеальный порядок на земле, эсхатология показывает спасение рода человеческого через второй приход Иисуса Христа. Он должен устроить «последний суд» и вместо господствующих на земле зла и беззакония установить «Царство Небесное». «Царство Божие» - это идеальное государство, которое будет состоять из праведников. Учение о приходе мессии («избавителя») было неразрывно связано с осуждением существовавших социальной несправедливости, общественного неравенства. Через понятие «царство небесное» осуждались и отвергались земные порядки, беззаконие. В Апокалипсисе верующие охвачены нетерпением в ожидании скорого возмездия тем, кто способствует несправедливости. Однако постепенно происходило коренное перерождение позиций новой религии по вопросу ее отношения к действительности. Усиливался отказ от борьбы, примирение к существующим порядкам. Наиболее полно это отражено в Посланиях апостола Павла. Здесь впервые христиане выдвигают положение о том, что политическая власть происходит от Бога. Это послужило основой для постепенного прекращения христианства в официальную, государственную религию.

Согласно первохристианским источникам, в основе социальных и этических норм в целом, лежит справедливость, непосредственно идущая от Бога. В противоположность неравенству христианство впервые в истории провозгласило принцип равенства людей независимо от их сословной принадлежности перед Богом. Впервые в истории появляется идеология, призывающая к обществу социального равенства. Раннехристианское мировоззрение заложило основу тому, что труд стал рассматриваться как непременное качество «нового человека», вытекающее из Божественной правды и «закона свободы» (принцип первохристиан: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»).

Особую известность среди основателей христианского мировоззрения приобрел живший в Северной Африке гиппонский епископ Августин Аврелий. Пошел сложный путь исканий через манихейство, скептицизм и неоплатонизм к христианству. Согласно Августину, Бог - высочайший художник, который дает и образ и красоту, и строй всему по своим законам. Мир прекрасен потому, что его сотворил Бог (влияние неоплатонизма). Прекрасное – это совершенное целое, в котором присутствуют элементы пользы, целесообразности. Бог есть абсолютная красота. Заслуга Августина – ознакомление средневековья с основными течениями и традициями античной культуры. Главный труд – «О Граде Божьем», где впервые в истории христианской мысли. Писание рассматривается в историческом измерении. Исходной точкой истории является вопрос о творении мира (от Адама). Затем, первый период истории человечества – от Адама до Ноя и первыми представителями человеческого и Божьего Града были дети Адама Каин и Авель. Второй период – от Ноя до Давида, третий – от Давида до Христа. Последний период начался с первым пришествием Иисуса Христа и закончится концом все мировой истории во время второго его пришествия. Священную историю Августин мыслил не в замкнутой цикличности (характерно для античности), а в поступательном движении к максимально возможному нравственную совершенству. История имеет цель – нравственный прогресс. Истинная Церковь точно так же тождественна церкви земной, как град Диавола не тождествен земным человеческим государствам.

Боэций (480-524) – пропаганда произведений античных авторов, их переводы. Огромное философское наследие Боэция: 17 трактатов – по музыке, арифметике, логике. Вклад в образование своего времени. Ассимиляция эстетикой раннего средневековья, представленной патристикой, наследия античной эстетики, приспособление ее к новым потребностям жизни.

«Ареопагитики» – сочинения, включающие в себя трактаты, представленные на Константинопольском соборе 532 г. как сочинения Дионисия Ареопагита. Основная идея – приспособление неоплатонизма к христианству. Концепция прекрасного: 1) идея эманации красоты; 2) учение о свете; 3) учение о любви. Эстетика – учение о божественной красоте в постижении Бога (влияние «Ареопагитиков» на средневековую эстетику Востока и Запада, известность на Руси).

Если смотреть на историю средневековья в целом, то можно выделить три составляющие средневековой культуры: религиозно-церковная, светская, народная. Религиозно-церковная культура была наиболее развитой, доминирующей. В соответствии с христианским мировоззрением мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного. Святой Дух в иконографической и живописной христианской традиции изображается обычно в виде голубя, спускающегося по светоносному лугу. Низ, земля, плоть – царство низменного. В этом одна из причин устремленности вверх куполов храмов. Взор верующего и его душа, созерцающие подкупольное пространство, устремлялись к богу.

Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник. В иконах, росписях и мозаиках телесное начало святых и персонажей Священного Писания предельно аскетично и представлено лишь ликом и руками, которые трактуются как знаки, выражающее духовное начало.

Искусство средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианству. Искусство сосредотачивается в храмах. В искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль (X-XII в.в.). Он впитывал в себя принципы древнеримского и византийского искусства. Зародившись в Ломбардии, он вскоре распространился по всей Италии. Термин «романский» введен французскими археологами в XIX веке. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Архитектура – ведущий вид романского искусства. Основные виды строений – храмы, монастыри, замки. Большее развитие монастырской архитектуры. Использовался местный камень. Базиликальная форма при строительстве храмов Романская базилика – трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, иногда двумя трансептами. Возросшее значение монастырей. Организация большинства монастырей в объединенные общим уставом конгрегации, подчиненные главному монастырю, который признавал лишь власть папы. Родина монашества – Византия, позднее появление на Западе. Бенедикт Нурийский – основатель Бенедиктианского ордена в VI в.: строгая дисциплина по военному образцу, высокая оценка физического труда и бедности. Доминиканский орден – «псы Господа»: борьба с ересями, организация крестовых походов, инквизиция. Франциск Ассизский – францисканский орден: проповедь святой бедности, нищенствующие монахи. Романское искусство может быть названо монастырским. Дух воинственности, самозащиты пронизывает романское искусство (замок-крепость, храм-крепость). Распространенность сводов. Арки стали основной несущей частью системы перекрытия, позволяющие облегчить кладку сводов. Арочная форма дверных и оконных проемов – характерный элемент архитектуры романского стиля. Входы соборов приобрели оформление в виде одна за другой уменьшающихся арок (перспективный портал). Циркульные очертания арок. На капителях и у подножий колонн, на окнах, на рельефах стен и дверях романских соборов гнездятся и кентавры, и львы, полуящеры-полуптицы, другие химеры, пришедшие в романское искусство из языческих народных культов, сказок, басен. Появление скульптуры на фасадах зданий. Использование Бога в образе высшего феодала, справедливого, но беспощадного. Романский Бог – это не парящий высоко над миром Вседержитель (у византийцев), а судья и защитник, утверждает в мире беззакония справедливость (в эпоху раздробленности и междоусобия люди жаждали ограничения феодальной анархии). Искусство в средневековой Европе – дело людей низшего сословия, их рук, ума и сердца. Условность места действия, помещение рядом разновременных эпизодов. Романская культура – это форма рельефа (в основном), распластанного на плоскости стены, или покрывающего поверхность капителей и архивольтов.

Готический период в истории искусства Европы, его связь с ростом торгово-ремесленных городов и укреплением в некоторых странах феодальных монархий. На смену культуре монастырей приходит культура соборов. XII в. – эпоха наивысшего расцвета средневековой культуры: первые университеты, как центры культуры и образования. Это время наивысшего расцвета романского искусства и начало формирования готики. Условность термина «готика», его возникновение в эпоху Возрождения: наивно полагали, что стрельчатая форма арки средневековой архитектуры произошла от формы шатров древних готов, якобы просто связывающих кроны близстоящих деревьев. Содержание в этом термине презрения ко всему искусству средневековья. Более полное выражение в готике земного содержания. Этот типично северный стиль родился во Франции. Связь готики с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой за независимость от феодального сеньора. Мировые центры готики – Франция, Германия.

Усиление рационализма в области зодчества, выработка своеобразнейшей исключительно логичной системы конструкций и декора. Соборы – место, где происходили не только богослужения, но и собрания горожан, богословские диспуты.

Три главных элемента готической конструкции: свод на нервюрах стрельчатой формы, система аркбутанов и мощные контрфорсы с сохранением типа базилики, сильно упрощенным по сравнению с романским. Возможность строить здания невиданной ранее высоты (до 40 м и выше), а перекрывать пролеты большой ширины. Изоляция от окружающего пространства гладью стен в романских церквях. Иное в готических соборах: взаимопроникновение внутреннего пространства и внешней природной среды: огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес контрфорсов. Замена глухих стен огромными окнами, исчезновение монументальных росписей, игравших важную роль в романском стиле. Фреску заменил витраж – своеобразный вид живописи из кусков расписных цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой.

Статуя – основной тип готической пластики. Шартрский собор – 10 тысяч статуй. Человечность в передаче внутреннего состояния (в сравнении с романским искусством). Зарождение скульптурного портрета. Убранство готических соборов – своеобразная энциклопедия средневековых знаний, подчиненных богословию. Каждый собор – своя тема. Парижский посвящен Богоматери. Амьенский собор – идее мессианства: фигуры пророков на его фасаде. Собор в ланеаллегории наук и свободных искусств, рассказывает о чудесах творения. Реймс – портреты французских королей, Бурже – добродетели святых. Шартрский собор энциклопедичен, представляет собой символическую картину мира небесного и мира земного.

Средневековый крепостной – это уже не раб, но фактически бесправен. Тенденция готического искусства к сюжетам, связанных с мученичеством типа: истязание Христа палачами, распятие, оплакивание, избиение младенцев, страдания Иова. Готический Христос – это плебей, образование иконографического типа «Христа скорбящего». (Он не на кресте, не во славе, он сидит с выражением скорби). Предпочтение готикой вдохновенного экстаза в истощенном теле. Преобладание скульптурного убранства в готических соборах над живописью. Развитие живописи главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Экспрессивность живописи, драматичность, как и в скульптуре. Наполненность неутомимым любопытством к реальности. Аллегорические фигуры семи свободных искусств готических соборов:

1) грамматика, 2) диалектика, 3) риторика, 4) арифметика, 5) геометрия, 6) астрономия, 7) музыка.

Зрелая или поздняя готика (XIII-XIV в.в.) – время великих европейских монархий. Соборы становятся королевскими усыпальницами. Пример подал французский король Людовик IX (1226-1270). Собор был призван продемонстрировать прямую связь между престолом земным и небесным, единство двух форм власти. Латеранский собор (1215): Священное Писание должны знать все. В результате – изготовление псалтырей, молитвенников для широкой публики. Париж при Людовике IX – самый крупный центр изготовления манускриптов и центр моды.

Эпоха готики – время становления и развития городских центров. Отставание Западной Европы в своем развитии от Византии и Востока, где процветали города с высокоразвитым ремеслом, торговлей и культурой. Разделение труда между городом и деревней. Борьба королей против крупных феодалов с помощью рыцарства и богатых горожан. Самоуправление городов – коммуны. Превращение крупных городов, низвергнувших власть ближайшего феодала в самостоятельные государства (Италия).

Крестовые походы (1096-1270) и их большая роль в развитии культуры: ознакомили Западную Европу с богатой культурой арабского Востока, способствовали развитию торговли ряда городов (Венеция, Генуя, Марсель). Первый крестовый поход (1096-1099 г.г.) – появление ордена тамплиеров, госпитальеров, тевтонского ордена и др. (всего восемь походов). Восьмой – 1270 г. Гибель Людовика IX в Тунисе от чумы.

Развитое средневековье – появление университетов (XII-XIII в.). Университеты – объединение преподавателей и студентов для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 году на основе Болокской юридической школы был открыт первый университет. В Англии – университет в Оксфорде, Кембридже. Во Франции – в Париже (1160 г.), имел четыре факультета: «младший» (обучались семи свободным искусствам), три «старших» – медицинский, юридический, богословский. В XV в. – 60 университетов в Европе (по образцу Парижского). Существовала специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет, Сорбонский – центр теологик. Рационализм и вольнодумство в университетах как следствие изучения натурфилософских сочинений Аристотеля. Церковь теряла главенствующее положение в интеллектуальной сфере, потому что ее официальная философия – августинизм – была далека от интереса к рациональным знаниям, естественным наукам. Уже в XIII в. была нужна новая философия. И такой философией стал пришедший с Арабского Востока аристотелизм, принеся с собой знания в области ботаники, зоологии, астрономии и других естественных наук. Распространение аристотелизма в арабской интерпретации угрожало официальной церкви. Захват руководства университетов церковью во второй половине XIII в. Церковью создана комиссия, целью которой было приспособление учения Аристотеля к официальной философии католицизма. Две школы аристотелизма в парижском университете. Первая – Альберт великий (1193-1280) и его ученик Фома Аквинский (1225-1274). Главное сочинение Фомы Аквинского «Богословская сумма» – стремление поставить науку на службу религии на основе гармонии разума и веры: доказывал вечность частной собственности, сословной организации общества, призывал к сотрудничеству сословий, прославлял теократическое государство. Объявление папством в XX веке учение Фомы «единственно истинной философией католицизма». Ведущая роль в средневековой философии – схоластики (рациональное обоснование и систематизирование христианского вероучения). Спор об универсалиях (общих идеях). Суть спора: являются ли общие идеи объективными, реальными, или это имена вещей? Объективность – универсалии «до вещей», реализм – «в вещах», номинализм – «после вещи».

Другие составляющие средневековой культуры – это культура светская, феодальная, рыцарская и культура народная. Складывание национальных языков в Западной Европе с XII в. Запись на народных языках героического эпоса. Воины – защитники своей страны – герои этнических сказаний. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде» (1100 г.) – первое проявление в литературе патриотической идеи, а так же отражение христианской идеологии. Поэтическая История Франции с IX по XII в. Испанский героический эпос – сказания и Сиде (антиаристократические тенденции). Немецкий – «Песню о Нибелунгах» (1200 г.). Рыцарская литература XI-XII в.в. – утверждение светского идеала в противоположность церковной аскетической догме.

Рыцарский роман – фантастика, авантюра, любовь в отличие от эпоса. «Тристан и Изольда», «Ланселот, или Рыцарь телеги». Эшенбах В. «Лоэнгрин». Четыре вида рыцарской литературы: 1) Бретонские повести, 2) группа романов о Тристане и Изольде, 3) артуровские романы, 4) цикл романов о Святом Граале.

Немецкий миннезанг (любовная песня) – немецкая рыцарская лирика. Любовь не как возвышенное томление, а стремление к чувственному удовлетворению. Искусство трубадуров в Провансале (от фр. – «находить», XII-XIII в.), ее замена городской лирикой с середины XIII в. Превращение рыцарства в XI-XII в.в. в своеобразную сословную организацию со своим неписанным уставом: рыцарь должен быть мужественным, справедливым, щедрым, защищать церковь, бороться с «неверными», служить опорой беззащитных. Роль рыцарской поэзии в создании этого идеала. Культ прекрасной дамы, идеализация возвышенного любовного чувства.

Появление лирической и публицистической городской поэзии на латинском языке в XII в. (ваганты, голиарды). Ваганты – клеймят жадность, обман, обличают пороки, тунеядство. Голиарды – воспевают радости жизни. Исполнители народной поэзии: во Франции – жонглеры («игрецы»), в Испании – хуглары, в Германии – шпильманы. Лучшая сохранность героического эпоса в жонглерском творчестве. Развитие народной песни повествовательного содержания и характера – баллады (баллады о короле Артуре). В английских балладах – тема разбойников, Робин Гуд. Баллады комические, любовные. Миракли и мистерии – инсценировки религиозных тем в дни церковных праздников перед храмами. Народные праздники, карнавалы, «праздники дураков». Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми.

Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, развиваются города, искусство, торговля, образование. Культура позднего средневековья связана с великими географическими открытиями. Поиски путей в Индию. Создание парусного судна (каравелла), способного плыть против ветра. Христофор. Колумб (1451-1506 г.г.) и его экспедиции. Америго Веспуччи. Индийская экспедиция Васко де Гама (1497 г.). Кругосветное путешествие Магеллана (1519 г.). Покорение Мексикой Перу (1531-32 г.г.). Революция цен в Европе из-за обилия золота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.