Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос – здесь было негативное стимулирование, а что при позитивном?




Вилюнас стоит на точке зрения, что человек находится в бесконечном разнообразном поле человеческих мотивов. Детерминация человека – она бесконечна – всё, окружающее его имеет ту или иную мотивационную значимость.

Следующая классификация она делит потребности на проактивные и реактивные.

1)Проактивные потребности полагают, что соответствующее поведение детерминировано внутренним состоянием субъекта. Это детерминация внутренним состоянием субъекта.

2) Реактивные – соответствующее поведение возникает в ответ на что-то во внешней среде. Например, человек так устал, что засыпает в метро сидя, стоя, при совершено неподходящих условиях – это вариант проактивной мотивации.

Когда условий для реализации нет. А мотив всё равно реализуется. Например, человек засыпает на лекции, потому что очень устал и хочет спать в совершенно некомфортных условиях.

Вариант реактивной - когда человек засыпает в ответ на определённую внешнюю стимуляцию. Например, монотонность, она понижает уровень бодрствования. А монотонность в сочетании с неподвижностью особенно. Пример реактивной мотивации. Опять пример с человеком засыпающим на лекции, студент спать не хотел, но лектор читает настолько монотонно, а у опытных лекторов голос меньше модулирован, он читает без запинок и ошибок. Уху не за что зацепиться, речь течёт спокойным потоком. Возможно засыпание как проявление реактивной мотивации.

Или человек так хочет есть, что ест на ходу. Вариант проактивной мотивации. Или человек есть не хотел, но так всё было вкусно, его уговорили, он и поел, раз его так настойчиво угощали. Проявление реактивной мотивации.

В попытках упорядочить мотивационную сферу разные авторы предлагают разнообразие бинарных мотиваций. Когда всё многообразие. мотивов человека и животных. Рассмотрено на примере человеческих потребностей в мотивационной сфере. Всё многообразие сводится к 2м базовым.

1)Первый вариант нам известен, когда предложили все влечения человека разделить на либидо и мортидо. Фрейд. Он предлагал такой вариант бинарной классификации. Какие бы ни были побуждения, в основе лежат 2 разных влечения.

2)Адлер. Стремление к превосходству и стремление к принадлежности. Тоже альтернативные друг к другу стремления.

Есть другие варианты деления. Некоторые предлагают найти базовые мотивы (это уже не бинарная классификация) – там порядка 5-10 потребностей выделяются. А остальные являются производными из них.

Ещё один способ деления – это присутствие в норме и патологии. В данном случае. Можно делить на нормальные потребности и невротические потребности.

Такое деление предлагала, например, Карен Хорни, и она обращала внимание на то, что нету специфически невротических потребностей и нормальных. А граница между ними проходит по степени выраженности. Если для человека та или иная потребность становится доминирующей (а потребность – это форма связи человека с миром), значит на все проявления мира человек реагирует универсально стандартным и неразрешающим все ситуации способом, тогда речь идёт о неврозе.

Она выделяла 10 потребностей. В частности, потребность любви и одобрения присущи каждому человеку. Каждый человек хочет, чтобы его любили и хорошо о нём думали. Но когда эта потребность становится доминирующей и человек начинает жить ради хорошего мнения о себе, то это явно уже потребность переходит в разряд невротических.

Например, потребность в опекуне. Каждому человеку нравится, когда о нём заботятся. Но когда эта потребность начинает доминировать (в быту называется человеческий вампиризм – человек тратит все усилия на то, чтобы не быть брошенным партнёром), то тогда эта потребность является невротической.

Потребность, чтобы быть объектом восхищения, потребность в независимости. В принципе каждый человек старается стать независимым от других, но когда это становится самоцелью и приводит к интимофобии и другим нарушениям, то она переходит в разряд невротических. Поэтому деление абсолютно условное и может происходить только зная особенности каждого конкретного человека.

Ещё одно деление, которое многие авторы предлагают (по-разному предлагают называть многие авторы) в зависимости от того, что человек хочет (предмет потребности) делят на органические и надорганические, материальные и духовные, есть ещё эрогенные и психогенные.

Где локализован предмет потребности? Об органических и надорганических потом поговорим. Обратим внимание на 12 пункт – по личностной санкционированности. Это начинается во время второго рождения личности, когда человек какие-то мотивы пересматривает, принимает какие-то, а какие-то отвергает, принимаемые расставляет в зависимости от их значимости по ступенькам этой лестницы. Тоже вариант деления.

По месту в иерархии 13 пункт в Леонтьевской классификации. Ведущие и менее значимые. Ведущие обладают функцией смыслообразования и по функциям их разделяют на смыслообразующие и мотивы-стимулы. По степени осознанности осознаваемые и неосознаваемые.

Сейчас очень часто будем встречать в психологической литературе такие термины внутренняя мотивация и внешняя мотивация. Иногда берут за основу кальку как их называет западная психология – интенсивная и экстренсивная мотивация. Внутренняя мотивация она связана с содержанием деятельности – мотив лежит внутри самой деятельности, и он ей соответствует по содержанию.

Например, человек учится, а в основе лежит познавательная мотивация. Когда человек учится, побуждаемый стремлением познавать, то мы говорим, что это внутренняя мотивация.

Когда он учится ради чего-то, ради внешних каких-то стимулов. Например, учится, чтобы избежать двоек, не быть исключённым из института, не пойти в армию. Или он учится ради того, чтобы получить диплом и устроиться на работу. Вот это всё внешняя мотивация, когда побуждается деятельность человека какими-то внешними обстоятельствами. Очень часто изучается внешняя мотивация, когда решается вопрос о повышении эффективности труда на каком-то производстве. Например, зарплаты. Если для человека деньги не являются смыслообразующим мотивом, то здесь идёт речь об организации внешней мотивации таким образом, чтобы повысить эффективность деятельности. Закон Йоркса-Додсона.

В психологии вставал вопрос всегда о том, как эффективность деятельности зависит от силы мотивы. На самом деле эта зависимость она вовсе не является прямой. Первоначально начали изучать этот вопрос бихевиористы. То есть, с одной стороны они варьировали силу побуждения, а, с другой, смотрели на эффективность деятельности.

Какая у крысы эффективность деятельности? Они научались проходить лабиринт. Следовательно, показателем эффективности будет величина обратная количеству, совершаемых им при научении ошибок. Вот. А мотивировали они наказанием – если крыса совершала ошибку, то она получала удар электрического тока. Например, забегая не в то отделение лабиринта, а в другое. Они варьировали силу удара.

По оси х сила мотива – уровень активации, уровень возбуждения. В данном случае они выступают как синонимы. А персонализируется эта сила мотива в силе удара тока. Повышают силу удара тока, напряжение тока, которым наказывается крыса за ошибку. По оси у – эффективность деятельность – величина, обратная количеству совершаемых крысой ошибок. Мы смотрим. Оказывается, в этом законе, получившем название – закон Йоркса-Додсона, эффективность возрастает нелинейно. Она носит характер у-образной зависимости. То есть, сначала сила тока повышается – крыса ведёт себя смышлёно- совершает меньше ошибок – но когда достигает какого-то значения эта сила тока, то дальше эффективность её деятельности перестаёт возрастать. Она начинает понижаться. Вот эта величина мотива, при которой деятельность будет максимально эффективной, называется оптимум мотивации. Поэтому закон Йоркса-Додсона часто называют законом оптимума мотивации.

Первоначально он был открыт на животных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.