Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Отношение человека к природе: антропоцентризм и экоцентризм




Экологический кризис – во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего экологического сознания.

Экологическое сознание, по определению психологов, это совокупность представлений о взаимосвязях «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе и взаимодействия с ней.

Тип экологического сознания определяет и поведение людей по отношению к природе.

Для общественного сознания сейчас все еще характерно потребительское отношение к природе, или антропоцентрическое экологическое сознание. Психологическая база экологического кризиса – антропоцентрическое сознание.

Его основные черты в сопоставлении с экоцентрическим экологическим сознаниеми представлены в таблице.

Таблица

Отношение человека к природе:

антропоцентризм и экоцентризм

 

антропоцентризм экоцентризм
1. Высшую ценность представляет человек, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, а может и вредно, природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, ниже вещи, созданные человеком и для человека, ниже – различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы. 2. Отказ от иерархической картины мира. Разумность человека дает не привилегии, а налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей и мир природы – элементы единой системы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д. – получение определенного «полезного продукта», сущность его выражается словом «использование» 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом» (по аналогии с «нравственным императивом» - базовой категорией этики Канта): правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству 4. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда» 5. Природа воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы 6. Этические нормы и правила действуют не только в мире людей, а распространяются на взаимодействие с миром природы
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой

 

Т.о., антропоцентрический и экоцентрический типы экологического сознания - это системы представлений о мире, для которых характерны:

1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности – ориентированность на экологическую целесообразность

2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека – как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком

3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней – баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Проявления: благополучие мира природы вообще не берется во внимание, все учебные программы до сих пор пронизаны идеей полезности или вредности ее для человека, включая и дошкольное образование.

Проявление старого потребительского отношения к природе в содержании и методике экологического образования дошкольников.

Взаимодействие личности с миром природы

1. общение с собаками снимает у их владельцев стресс, происходит нормализация работы нервной системы.

2. психотерапевтическая функция – гармонизация межличностных отношений, особенно в семьях с детьми

3. способствует реабилитации людей из исправительных заведений и психиатрических больниц

4. эстетическая функция (бот. сады, рыбки)

5. познават. функция – необходимость ухода за животными – поиск информации о них – радость познания

6. функция удовлетворения потребности в компетентности, т.е. повышении самооценки

7. функция самореализации – в «своем мире» ребенок обладает властью и значимостью

8. функция общения – партнерское общение, взаимопонимание, в круг значимых других включает и животных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.