Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Определение, цели и задачи экологического образования дошкольников




Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи экологического образования дошкольников:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний

2. Развитие познавательного интереса к миру природы

3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

6. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы)

7. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, рационального природопользования.

8. Формирования элементарных навыков природоохранной деятельности.

9. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

В целом эти задачи можно представить как триединую задачу – «знания – отношение - поведение».

Тема Принципы отбора содержания (по Н.А. Рыжовой).

1. Научность – общедидактический принцип. В ДОУ должны даваться только научные знания, нельзя использовать старые стереотипы: например, «ежик и яблоки», «заяц и морковка» (неверные сведения о питании), «лягушка и жаба», «кролик и заяц» и т.д..

2. Доступность

Информация, которая дается детям, должна быть доступной: «… га леса», «озон. дыра» - не надо, цифры и научные термины не нужны, адаптация к дошкольному уровню: взаимосвязи в природе – «невидимые ниточки», круговорот воды в природе – «путешествие капельки», образование почвы – «волшебные превращения листьев» (игра), состояния воды – «вода-волшебница», местообитание – «дом», роль окраски – «для чего нужны жирафу пятна», роль животных в сообществах – «что делает в природе – профессия», необходимость сохранения биоразнообразия – «все мы друг другу на свете нужны».

3. Гуманистичность.

Формирование экологической культуры, с новыми ценностями, воспитание культуры потребления (особенно в зарубежных программах), переход на личностно-ориентированную модель общения.

4. Прогностичность

умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.



5. Деятельностность (термин из концепции экологического образоания) – мотивация участия в посильных видах деятельности, традиционный труд в природе, по-новому – участие в экологических проектах; экологическое образование должно идти через деятельность; детям интересна не теория, а деятельность.

6. Интеграция

экологизация всей деятельности педагогического коллектива в ДОУ и видов деятельности ребенка (термин используется Н.А.Рыжовой для дошкольного образования)

7. Целостность

целостное восприятие природы и мира, в более старшем возрасте пропадает.

8. Конструктивизм

не давать детям отрицательную информацию (или отрицательная, связанная с экологическими проблемами, должна сопровождаться положительной. ицательная, свЯзанная с экологическими проблемами, должна сопровождаться положительной - т.всеобщего и непрерывного экологиче.); например, кислотные дожди, озоновые дыры – сведения не нужны; «животные умирают, погибают», «кровь животных» и т.д. – не нужны; не должно быть тревоги, воспитывается положительное отношение к слову «экология»; средства массовой информации и движения в защиту природы намеренно сгущают краски и подают отрицательную информацию с преувеличениями, чтобы привлечь внимание к проблеме; детям это не нужно.

9. Регионализм

Знакомство с природой на объектах ближайшего окружения, не всей планеты, а хотя бы территории детского сада, это связано с конкретным мышлением детей.

10. Системность -

должна быть логика изложения материала (можно программу дополнять, изменять, но принцип ее формирования должен сохраняться) и система подачи материала, лучше всего в использовании спец. программ; раньше каждого воспитателя заставляли выбирать программы, сейчас д/с работает, как правило, по одной или нескольким общим программам..

11. Преемственность

экологическое образование должно быть непрерывным и сохранять преемственность – например, программ детского сада со школой.

 

Тема Содержание временного стандарта по экологическому образованию детей (1996).

Э — РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Э 1. Педагоги создают условия для развития у де­тей биологических представлений.

Э 1.1. Педагоги знакомят детей с развитием жизни на Земле (происхождением и многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, растениях, животных, их особенностях, жиз­ни, среде обитания и т.п.).

Э 1.2. Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме (привлекают с этой целью художественную ли­тературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии в лес, парк, луг и т.д.).

Э 1.3. Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к живой природе (обращают внимание на красоту, совершенство живых форм — растений, насе­комых, рыб, птиц, диких и домашних живот­ных и др.).

Э 1.4. Создают условия для творческой самостоятель­ной деятельности детей (тематических рисун­ков и поделок, составления гербариев, игр, сочинения рассказов и сказок о жизни живот­ных и растений и т.п.).

Э 2. Педагоги знакомят детей с природными особен­ностями человека.

Э 2.1. В доступной для детей форме, привлекая ил­люстративный материал, рассказывают об ос­новных биологических системах человека (об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, нервной системе, кровообращении, дыхании, его органах чувств и др.).

Э 2.2. Создают условия для формирования у детей эле­ментарных представлений о работе своего орга­низма и приобщают к ценностям здорового об­раза жизни (обращают внимание на его совер­шенство, сложность, хрупкость, необходимость бережного отношения и пр.).

Э 3. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания.

Э 3.1. Знакомят детей с различиями живого и нежи­вого.

Э 3.2. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя фор­мированию понимания ребенком того, что Зем­ля — наш общий дом, а человек — часть при­роды, (знакомят детей с влиянием воды, водо­емов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, расте­ний).

Э 3.3. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни чело­века и живой природы, знакомят с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.).

Э 3.4. Сотрудники способствуют развитию у детей от­ветственного, бережного отношения к окружаю­щей природе (не ломать ветки деревьев, кор­мить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор в лесу и пр.).

Э 3.5. Педагоги создают условия для самостоятель­ной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уходу за жи­вотными и растениями, высаживанию деревь­ев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1746; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.147.6
Генерация страницы за: 0.089 сек.