Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная поддержка кооперации и агропромышленной интеграции




Развитие вертикально интегрированных формирований в регионах России

Кооперация личных подсобных хозяйств

Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств

Развитие межхозяйственной кооперации

Государственная поддержка кооперации и агропромышленной интеграции

План

 

По оценке экспертов Ассоциации кооперативных организа­ций РФ, в настоящее время примерно 60 млн. жителей страны так или иначе вовлечены в различные виды и формы кооперации. Активизировалось преобразование предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и агросервиса в сельскохозяй­ственные потребительские кооперативы. В отличие от производ­ственных количество потребительских кооперативов увеличива­ется медленно.

В 2002 г. насчитывалось свыше 1100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе перерабатываю­щих – 270, обслуживающих – 260, сбытовых – 400, кредит­ных – 230. Наибольшее количество потребительских кооперати­вов работает в Тюменской области, где ведется последовательная работа по формированию кооперативного сектора аграрной эко­номики. Набирает силу этот процесс в Волгоградской, Саратовс­кой, Ростовской, Свердловской, Кировской, Калужской, Кали­нинградской областях, в Удмуртской Республике. Однако в ряде регионов России кооперативы не создаются вовсе. Основная при­чина – отсутствие государственной поддержки.

В Тюменской области с помощью региональных органов влас­ти организованы и успешно функционируют три сельскохозяй­ственных потребительских кооператива: «Мясное скотоводство», «Травы Сибири», «Лён Тюмени». Кооператив «Мясное скотовод­ство» специализируется на выращивании и откорме скота. Органи­зационно-технологические и биологические особенности отрасли предполагают длительный период окупаемости затрат (5–6 лет). Однако разведение мясных пород скота может быть эффективно в хозяйствах, имеющих большие площади естественных пастбищ и сенокосов, при условии их кооперирования.

За период работы кооператива в 17 районах области созданы условия для разведения и скрещивания скота мясных пород. Коо­ператив является учредителем сельскохозяйственных организа­ций, специализирующихся на мясном скотоводстве, принимает участие в строительстве и реконструкции животноводческих помещений, оптимизирует кормовую базу, контролирует технологию содержания скота, поставляет в хозяйства чистопородный высоко­продуктивный скот, оказывает консалтинговые услуги, организует реализацию выращенного молодняка и произведенного мяса. Коо­перативом закуплено 770 голов высокопродуктивного мясного скота на сумму 49 000 тыс. руб. В 2002 г. на закупку молодняка мясных пород в рамках областной программы развития кооперации коопе­ративу выделены субсидии на сумму 1945 тыс. руб.

Формированием устойчивой кормовой базы в Тюменской об­ласти занимается потребительский кооператив «Травы Сибири», созданный в 1999 г. Создание кооператива обусловлено тем, что за последние годы в области резко снизилось производство семян многолетних трав, а это, в свою очередь, отрицательно отразилось на состоянии кормовой базы животноводства. Учредителями коо­ператива стали 11 юридических лиц.

Кооперативом заключено более 60 договоров с сельскохозяй­ственными организациями Тюменской области на посев семен­ников многолетних трав. В 2000 г. проведен посев семенников на площади 5422 га, в 2001 г. – 6514 га, в 2002 г. – более 6000 га. Получено семян в 2000 г. – 42,7 т, в 2001 г. – 160 т, в 2002 г. – 236 т. В 2002 г. на пополнение оборотных средств кооператива «Травы Сибири» в рамках областной целевой программы «Раз­витие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграции в Тюменской области» выделены субсидии на сум­му 2 млн руб. Кроме того, на формирование материально-тех­нической базы из областного бюджета выделен кредит в разме­ре 4 млн. руб.

В целях восстановления и развития отрасли льноводства в Тю­менской области в 1997 г. был создан сельскохозяйственный перерабатывающе-сбытовой потребительский кооператив «Лён Тюмени». Участниками кооператива являются семь организа­ций. В настоящее время кооперативом заключено 14 договоров с хозяйствами на выращивание льна. В 2002 г. кооперативом «Лён Тюмени» было произведено и переработано 500 т льнотресты, площадь посевов льна увеличена до 400 га. В рамках областной целевой программы кооперативу выделено субсидий на сумму 1320 тыс. руб. (на пополнение оборотных средств для закупки и производства льнотресты). На собственные средства кооперати­вом была смонтирована линия для производства длинного и ко­роткого льноволокна.

В области продолжается активная работа по созданию и под­держке уже существующих сельскохозяйственных потребительс­ких кооперативов, объединяющих мелкотоварные сельскохозяй­ственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан.

В России развивается система кредитной кооперации в сельс­ком хозяйстве. В настоящее время действуют 230 кредитных кооперативов и их союзов в более чем 40 регионах страны, охватыва­ющие около 8 тыс. членов. В основном это крестьянские (фермер­ские) хозяйства, малые сельскохозяйственные организации и лич­ные подсобные хозяйства населения.

В последнее время ведется активная работа по созданию кре­дитных кооперативов в Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Пермской, Ярославской, Тюменской и других областях. Сельские кредитные кооперативы объединились в межрегиональный Союз сельских кредитных кооперативов.

Организационную и финансовую поддержку кооперативам оказывает Фонд развития сельской кредитной кооперации, управ­ление которым осуществляется с участием Минсельхоза России. За 1999—2002 гг. он выдал кооперативам займов на сумму около 350 млн. руб. При этом следует отметить, что возвратность займов составила 99,6 %.

В России ведется работа по созданию обслуживающих кооперативов, среди которых значительную часть составляют кооперативные машинно-технологические станции (МТС). Одна из функций кооперативных МТС – оказание услуг производственным кооперативам и другим сельскохозяйственным орга­низациям.

Несмотря на содействие со стороны государства, деятельность многих сельскохозяйственных производственных кооперативов остается пока недостаточно эффективной из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, небла­гоприятной конъюнктуры рынка, особенно для продукции жи­вотноводства. В итоге многие кооперативы имеют долгосрочную задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, дру­гими кредиторами, утратили оборотные средства, в течение дли­тельных сроков не выплачивают заработную плату, не имеют воз­можности инвестировать в производство и обновлять машинно-тракторный парк.

Убыточные кооперативы не выполняют своих обязательств пе­ред ассоциированными членами и пенсионерами за арендованные у них земельные участки и имущественные паи. Имеет место изъятие имущественных паев по суду.

Дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации в на­шей стране предполагает соединение богатейшей исторической практики формирования и деятельности сельскохозяйственных кооперативов с критическим отбором организационных, эконо­мических, социальных и правовых решений при поддержке госу­дарственных органов.

В дальнейшем при содействии развитию кооперации на селе производственные и потребительские кооперативы будут играть значительную роль в агропромышленном производстве. Это обусловлено тем, что кооперативные формы избираются товаро­производителями благодаря понятности, простоте и демократичности, возможности для всех принимать участие в управлении делами организации. При этом у людей активнее развивается чувство хозяина и ответственности за результаты работы. Имеет значение и относительная простота подготовки учредительных документов, регистрации или перерегистрации в государствен­ных органах.

В Концепции основных направлений агропромышленной по­литики на 2001 – 2010 гг., одобренной Правительством России, признаются ограниченные ресурсные возможности государства. На первое место выходит совершенствование экономических от­ношений внутри АПК, в частности создание горизонтальных и вертикальных интегрированных структур – конкурентоспособных отечественных производителей продовольствия.

В настоящее время во многих регионах действуют такие объе­динения. Они отличаются большим разнообразием по организа­ции, взаимодействию участников и формам собственности. Например, в Ленинградской, Омской, Саратовской и других об­ластях интеграция идет на основе договоров о совместной дея­тельности в рамках некоммерческого партнерства, ассоциаций и др. В Пензенской и Ярославской областях успешно действуют фи­нансово-промышленные группы. В Орловской области крупные формирования холдингового типа объединили в одну финансово-технологическую систему сельхозтоваропроизводителей, пред­приятия переработки, агросервиса и торговли. В Курской области создана холдинговая структура, где головная организация ОАО «Группа компаний «Агрохолдинг» сконцентрировала капитал 50 участников этого объединения.

На региональном уровне деятельность предприятий интегри­рованных формирований в значительной степени обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий и по­тенциальных участников интеграции с районными и областными административными органами. Практика показывает, что в тех регионах, где интегрированным хозяйственным структурам ока­зывается административное содействие, как правило, оказывается и государственная материально-финансовая (особенно в началь­ный период) поддержка.

Примером эффективного взаимодействия с государственными органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне служит Каменская аграрная финансово - промышленная группа (АФПГ) Пензенской области, которая со­здана при активном содействии государственных органов и полу­чает определенную поддержку с их стороны.

В Саратовской области в рамках Программы развития коопе­рации и интеграции предприятий и организаций АПК до 2005 г. разрабатываются и предлагаются участникам интеграционных процессов различные модели кооперации и интеграции сельско­хозяйственных организаций с перерабатывающими, обслуживающими и торговыми предприятиями, а также создаются организа­ционно-управленческие структуры и механизмы экономических взаимоотношений государственных органов и интегрированных структур.

В Орловской области на втором этапе реализации областной программы аграрной реформы проведена целенаправленная рабо­та по агропромышленной интеграции и кооперации в сельском хозяйстве. Многие позитивные перемены в АПК области связаны с созданием крупных интегрированных агропромышленных структур. Первым из них стало образованное в 1994 г. открытое акционерное общество «Орловская Нива», затем ОАО «Орловский агрокомбинат» и «Орловщина». В настоящее время здесь действу­ет 40 районных агропромышленных формирований и 6 формиро­ваний областного значения, которые одновременно выполняют часть функций по управлению АПК и взаимодействию с государ­ственными органами, Деятельность таких интегрированных фор­мирований является эффективной, так как строится на принципах внутреннего хозрасчета и самоокупаемости с выходом на единый расчетный счет.

В Ярославской области при содействии администрации Рос­товского муниципального округа была создана и успешно функ­ционирует аграрная финансово-промышленная группа «Ростов Великий». В Белгородской области из 1,5 млн га пашни 950 тыс. га входят в состав агрохолдингов. Благодаря этому внесение удобрений и средств защиты в хозяйствах области увеличилось в 5—10 раз, также было куплено около 100 комбайнов. В Оренбур­гской области функционирует ПО интеграционных объедине­ний. В 2000—2002 гг. в сельское хозяйство инвесторами вложено около 2 млрд. руб.

Как показывает практика, эффективность деятельности агро­промышленных формирований зависит от общей обстановки в регионе, решений административных органов, возможностей го­ловного предприятия, состояния рынка сельскохозяйственной продукции, привлечения инвестиций и других условий. С другой стороны, важное значение имеет влияние самих агропромышлен­ных формирований на эти процессы. Прежде всего, это регулиро­вание рынка, координация предпринимательской деятельности предприятий и организаций в районе, области или на межрегио­нальном уровне. Это особенно важно в современных условиях, когда органы государственной власти не вправе вмешиваться в хо­зяйственную деятельность субъектов рынка. Очень важно взаимо­действие государственных органов власти с предприятиями и организациями АПК на основе отраслевых союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств. Союзы, ассоциации и некоммер­ческие партнерства как объединения предприятий и организа­ций защищают и представляют интересы своих участников и ко­ординируют их предпринимательскую деятельность, оказывая существенное влияние на регулирование рынков агропромыш­ленной продукции и материальных ресурсов. Такие объединения нередко взаимодействуют с государственными органами власти на основе соответствующих соглашений. Эффективность такой сис­темы взаимодействия с государственными органами подтвержда­ется опытом работы союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств в Саратовской, Омской, Московской областях и в других регионах.

Во многих субъектах РФ региональные правительства в страте­гию социально-экономического роста своего региона включают задачу развития межхозяйственной кооперации и агропромыш­ленной интеграции. Соответствующий нормативно-правовой акт принят в Удмуртской Республике, он предусматривает развитие кооперации и агропромышленной интеграции на 2005 – 2009 гг. и на период до 2014 г.

Формы и механизмы процессов осуществления кооперации и агропромышленной интеграции зависят как от общих макроэко­номических условий в стране, так и от региональных особеннос­тей, возможностей и методов поддержки данной инициативы ре­гиональными властями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.