Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы регулирования доходов и потребления




Доходы населения - это совокупность денежных и натуральных средств, направляемых на поддержание физического, морального и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей.

Денежные доходы населения, их дифференциация, кривая Лоренца и коэффициент Джини

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Натуральный доход включает, прежде всего, продукцию, произведенную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Реальный доход характеризует номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Таблица 2.

 

Классификация доходов по различным признакам

По форме получения дохода По отношению к налогообложению и ценам По факторам производства По способам получения дохода
Денежные Номинальные Заработная плата (номинальная, реальная) Доход от формальной экономики
Натуральные Располагаемые Рента (природные ресурсы, земля Доход от неформальной экономики
  Реальные Прибыль Фиктивная экономика
    Процент / капитал (ссудный доход на собственную прибыль корпораций: номинальная ставка; реальная ставка) Вторая экономика

 

Денежные доходы, составляющие основную часть доходов населения, определяются на основании баланса денежных доходов и расходов населения. Натуральные доходы включают все поступления в вещественной форме (продукция, выращиваемая на приусадебных и дачных участках, продукты рыболовства, охоты, расчеты нанимателей с работниками натуральными продуктами и др.). Их величина определяется на основе балансовых расчетов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и данных бюджетных обследований. Потребление в сфере общественного обслуживания включает материальные затраты учреждений и организаций здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры, социального обеспечения в виде продуктов питания, материалов, топлива, электроэнергии, медикаментов и др., а также стоимости износа основных непроизводственных фондов. Они определяются в соответствии с их планами-прогнозами.

Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. В связи с нестабильностью цен и для достижения сопоставимости результатов, оценки уровня жизни населения введено понятие реальных доходов. Реальные доходы – это величина номинальных доходов за вычетом платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен в прогнозируемом периоде. При росте цен реальные доходы снижаются, а при падении возрастают.

Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу населения. Рассчитываются темпы роста (снижения) реальных доходов.

Индекс изменения реальных доходов на душу населения рассчитывается по формуле:

,

где - сумма реальных доходов населения в прогнозируемом и базисном периодах соответственно;

- численность населения в прогнозируемом и базисном периодах соответственно.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регионального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий. Структура совокупных доходов населения представлена на рис. 1.

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые:

· первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства;

· располагаемые доходы населения – результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению.

 

 


Рис.1 Структура совокупных доходов населения

 

Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемы доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения:

· конечные доходы населения – это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны, представляет собой среднедушевой денежный доход.

· общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.

Таким образом, доходы населения представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный период времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления.

 

Как отмечалось выше, основными видами доходов населения являются оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), доход от предпринимательской деятельности, социальные трансферты, доход от собственности и др.

I. Оплата труда – это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами. Ее источником выступает фонд заработной платы. Эта часть денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральных формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Составной частью оплаты труда является заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:

· рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;

· специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.;

· владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Единая тарифная сетка РФ - система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы. ЕТС содержала в себе 18 разрядов и таким образом делила все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации. В ЕТС не входили должности высших государственных служащих (министры, зам министров). ЕТС введена постановлением РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда бюджетной сферы на основе Единой Тарифной Сетки»

С 1 июня 2011 г. в Российской Федерации повсеместно Единая Тарифная Сетка отменена. Во всех организациях бюджетной сферы РФ зарплата выплачивается по НСОТ. Оценка уровня квалификации персонала производится по правилам отраслевых систем сертификации. Например в сфере искусства по правилам Единой системы оценки творческих работников.

Новая система оплаты труда (НСОТ) - способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введенная в России с 1 декабря 2008 года. НСОТ заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников. При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Состав зарплаты по НСОТ делится на три части: оклад; компенсационные выплаты - доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы; стимулирующие выплаты - премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.

 

II. Доход от предпринимательской деятельности – это, в широком смысле, прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход, определяемые за вычетом уплаченных процентов и ренты и с добавлением полученных доходов от собственности.

Если в отношении корпораций направления использования прибыли достаточно четко определены, то в отношении предприятий, принадлежащих физическим лицам, затруднительно провести разграничение между активами и обязательствами предприятия и активами и обязательствами их владельцев. Соответственно трудно классифицировать отдельные виды доходов. Так, если рассматривается семейное торговое предприятие, владельцы которого одновременно являются его работниками, возникает вопрос, рассматривать ли доход владельцев как заработную плату или как предпринимательский доход. В таких предприятиях члены семьи осуществляют неоплачиваемые работы, а владелец и предприниматель совмещаются в одном лице, в связи с чем доход от трудовой деятельности неотделим от дохода владельца или предпринимателя. Получаемые ими доходы рассматриваются как смешанные доходы.

Под смешанными доходами понимаются доходы некорпоративных предприятий, которыми владеют домашние хозяйства индивидуально или в партнерстве с другими и в которых владельцы и другие члены домашних хозяйств могут работать, не получая при этом заработной платы.

III. Социальные трансферты представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями населению, главным образом на безвозмездной основе.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:

· обеспечение населения социально значимыми услугами;

· сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;

· смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка – росту нищеты и бедности, безработице;

· обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты могут выступать в форме:

· социального вспомоществования, системы социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. Помощь получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода. В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности в пользу социально незащищенных слоев населения. Ее оказывают профсоюзы, религиозные и другие общественные организации;

· социальных гарантий, которые включают систему социально значимым благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий;

· социальных льгот, представляющих собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носящих универсальный характер;

· социального страхования, которые призваны защищать население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, – болезней, производственных травм, профзаболеваний, несчастных случаев, рождения детей, безработицы, старости, смерти кормильца. Особенность этой формы заключается в своеобразном предварительном накоплении средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующих выплат определенных средств при наступлении страхового случая.

Наиболее обширная часть социальных трансфертов в РФ – пенсии, пособия, стипендии.

Пособие – это форма денежных выплат, регулярных и разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. Предусмотрены также пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице, пособия по беременности и родам и др.

Стипендия – это форма регулярных денежных выплат студентам высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.

Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здравоохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально незащищенным слоям населения.

IV. Доходы от собственности – этосуммы, выплачиваемые предприятиями за использование экономических ресурсов. Рассмотрим доходы от предоставления фирмам капитала, земли и других природных ресурсов, а также денежных средств.

Доходы от собственности на капитал – дивиденды по акциям. Их можно рассматривать в качестве процентного дохода на реальный капитал, приобретаемый предприятием на деньги, предоставленные лицом, купившим акции. В то же время владелец акций может рассматриваться в качестве владельца доли уставного капитала предприятия, и тогда дивиденд может трактоваться как часть дохода от предоставления этой доли в пользование предприятия. Будем придерживаться второй трактовки.

Доходы от собственности на землю и недра – это рента, т.е. получаемые владельцем за передачу их в пользование другим институциональным единицам – предприятиям. Владельцы земли и недр предоставляют их на основе контрактов или арендных договоров, по которым пользователи обязуются выплачивать доход.

Часть доходов домашние хозяйства получают за счет предоставления взаймы денежного капитала в виде процентов по займам. Привлекая денежный капитал, предприниматели получают, таким образом, возможность пользования реальными факторами производства и получения связанных с этим доходов.

Процент – это цена, которую приходится платить за привлечение денег. Он является, таким образом, доходом от собственности на денежные средства, который получают владельцы депозитов, облигаций, ценных бумаг, заемных средств и некоторых других аналогичных активов.

Данные, характеризующие изменения количественных соотношений элементов совокупных доходов населения приведены в таблице 3

Таблица 3

 

СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
(в процентах от общего объема денежных доходов)

             
Структура денежных доходов населения            
в том числе:            
доходы от предпринимательской деятельности 17,8 8,7 8,8 8,7 7,2 8,4
оплата труда 17,5 24,7 28,6 30,8 34,9 48,5
Социальные выплаты 4,7 8,6 7,2 6,8 6,2 9,7
доходы от собственности 7,0 13,9 22,6 18,3 14,0 16,0
другие доходы (включая скрытую заработную плату) 53,0 44,2 32,8 31,2 35,4 37,7

 

Приведенные данные свидетельствуют, что в связи с существенным увеличением в составе доходов населения доли поступлений от предпринимательской деятельности и доходов от собственности произошло снижение доли основного дохода работников наемного труда – заработной платы. Поступления в виде социальных трансфертов остаются практически стабильными в части их удельного веса в общей сумме доходов. В то же время следует отметить, что в абсолютных суммах все виды доходов имеют тенденцию к росту. Это связано с изменениями в экономической политике, однако падение доли оплаты труда вряд ли можно считать экономически целесообразным. Только курс на рост оплаты труда, ускоренные темпы повышения ее абсолютных размеров будут содействовать повышению эффективности труда, а следовательно, и экономики в целом.

Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.)

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших “теневых” доходов).

Неравенство доходов проявляется в двух формах: концентрации и дифференциации. Объектами исследования могут быть группы населения или регионы. (Для иллюстрации способа построения кривой Лоренца использованы материалы из книги К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю «Экономикс»). Для выявления дифференциации совокупности домохозяйств исследуются по уровню их среднего дохода на хозяйство или среднедушевого дохода.

Наилучшим образом доходная дифференциация населения может демонстрироваться его распределением по уровню среднедушевых денежных доходов и представляет собой показатели численности постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах этих доходов.

Дифференциация оценивается не только по уровню доходов в целом, но также и по размеру домохозяйств и по их социально-демографическим типам, занятости, соотношению числа занятых и иждивенцев, числу детей, половозрастным характеристикам его членов. Но главными дифференцирующими признаками остаются уровень оплаты труда и других первичных доходов и степень «иждивенческой нагрузки».

Одним из серьезных факторов нарастания дифференциации служит инфляция, при которой выплаты практически не индексируются по мере роста цен, а удорожание потребительской корзины происходит темпами, опережающими общий рост цен.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через проценты общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из 10-(20) процентных групп населения, распределенных по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Основными измерителями дифференциации доходов населения являются коэффициенты фондов и Джини.

Коэффициент фондов (дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% с самыми высокими доходами и10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (коэффициент концентрации доходов) характеризует степень отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Высокая дифференциация доходов населения подвергает общество разделению на очень богатых и очень бедных. Вторая из этих групп составляет подавляющее большинство населения страны, а у небольшого числа богатых сосредоточено более половины всех денежных доходов населения. Следствием такого расслоения общества является экономический кризис. Поэтому важнейшей задачей государства является решение проблемы обеднения населения страны.

Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца. «Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» — на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60%—60% и т. д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

 

 

Рис. 2. Кривая Лоренца

 

Кривая Лоренца, демонстрирует фактическое распределение дохода. Как указывает точка a, 20% всех семей с самыми низкими доходами получили 4,6% дохода; точка b указывает, что 40% семей с низкими доходами получили 15,4% (4,6 - 10,8), и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. На границе рисунка, противоположной началу системы координат, показана ситуация абсолютного неравенства, когда 1% семей имеет 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадет с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f, как показывают жирные линии на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризует эту крайнюю степень неравенства.

Кривая Лоренца наглядно показывает степень неравенства доходов. Точнее говоря, область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов.

5. Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий развития общества. Оно направлено на создание условий, необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма). Этот принцип имел место в России в первые годы реформ («шоковая терапия»). Но сейчас эти понятия стали идентичными.

В современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. В рыночных условиях не обеспечивается соблюдение принципа «каждому - доход, обеспечивающий достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности». Поэтому возникает необходимость во вмешательстве государства.

В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно решает задачи, например, стимулирования экономического роста, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевых и региональных структурах, поддержки экспорта, регулирования занятости, налогообложения, цен. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. Наиболее развитый механизм государственного регулирования доходов сложился во Франции, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, Японии, нескольких странах Азии и Латинской Америки. Слабее оно развито в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных экономических потрясений, связанных со второй мировой войной.

Основные объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение их через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.

Эти непростые задачи решаются государством во взаимоувязке экономических возможностей с социальными потребностями, при нейтрализации отрицательных эффектов на микро- и макроуровнях.

 

6. Государственное регулирование доходов - это сложный социально-экономический процесс, предполагающий взаимодействие различных уровней:государство - отрасли и регионы - предприятия (рис. 2.)

 
 

           
   
ГОСУДАРСТВО
 
     
 


 
 


 



 
 

 


Рис. 2. Уровни регулирования доходов в России

 

Все эти уровни взаимосвязаны, взаимозависимы, но каждый имеет свою специфику и свое место в иерархии. Государство является ведущим звеном - именно оно вырабатывает стратегию и тактику, методы и механизмы регулирования, приоритеты и т.д. Социальная ориентация экономики предполагает сознательное подчинение хозяйства задачам развития личности. В политике доходов реализуется (не реализуется) равновесие между эффективностью экономики и социальной справедливостью. Она, с одной стороны, смягчает стремление к чрезмерной эффективности за счет ущерба справедливости, с другой - соблюдая справедливость, повышает эффективность.

В любом обществе политика доходов строится на определенных принципах,закрепленных в конституции и других, приравненных к ней законодательных актах.

Такими принципами являются:

- социальная справедливость;

- социальное партнерство и солидарность всех слоев населения;

-индивидуальная ответственность за свое материальное положение
(самозащита населения);

- право на труд и достойное его вознаграждение;

- право на профессиональные объединения;

- экономическая целесообразность и др.

На практике эти принципы реализуются с использованием определенных методов, среди которых различают:

1.Законодательные - вопросы разработки законодательной и
нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса
регулирования.

2. Экономические методы - определение минимальной оплаты труда, налоговая политика, регулирование цен, оплаты труда работников госпредприятий и государственных служащих, занятости, др.

3. Административные методы - эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения.

4. Согласительные методы (социальное партнерство) - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

В свою очередь, каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников и т.д.

К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение малоимущих слоев населения, избирательность процедуры распределения бесплатных благ (бедные, например, получают преимущественное право доступа к государственному образованию, медицинскому обслуживанию, развитие акционерных форм собственности и участие работников в распределении прибыли, государственный контроль над ценами на монопольных рынках и др.).

Методы государственного регулирования доходов и потребления

населения, применяемые в российской переходной экономике, представлены в табл. 4.

Таблица 4

 

Прямые - административные Косвенные - экономические
Трансфертные платежи   Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины
Социальные гарантии (прожиточный мин., мин. размер заработной платы, мин. размеры помощи в сферах здра­воохранения и образования) Налоговые льготы малоимущим гражданам  
Административное регулирование цен Государственный контроль цен  
Индексация и компенсация доходов   Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды
Социальные программы Благотворительные фонды  

 

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пен­сионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной зашиты, государство проводит широкомасштабное перераспределе­ние и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, район­ном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит федеральный закон «О прожиточном минимуме». Опираясь на его положения, необходимо увязывать и по­степенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффек­тивно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Высшей формой государственного экономического регулирования является государственное экономическое программирование, задача которого - комплексное использование в глобальных целях всех элементов экономической политики государства. Объектами таких программ являются отрасли, регионы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.