Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественные методы. Качественные методы (КМ) позволяют выявить наиболее су­щественные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них




Качественные методы (КМ) позволяют выявить наиболее су­щественные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, как клас­сификация, типологизация, систематизация, периодизация, казу­истика..

Классификация (лат. classic — разряд, facere — делать) — это распределение множества объектов по группам (классам) в зависи­мости от их общих признаков. Сведение в классы может произво­диться как по наличию обобщающего признака, так и по его от­сутствию. Результатом подобной процедуры становится совокупность классов, которую как и сам процесс группировки называют классификацией. Классификационная процедура — это, по существу, дедуктивная операция деления (декомпозиция): известное множество элементов по некоторому критерию делит­ся на подмножества (классы). Классы строятся путем определе­ния границ подмножеств и включения в эти границы тех или иных элементов. Элементы с характеристиками, выходящими за гра­ницы данного класса, помещаются в другие классы или выпада­ют из классификации.

Классификации может подлежать только какое-то известное множество объектов, т. е. «закрытая» совокупность, поскольку классифика­ционный критерий выбирается заранее и он для всех элементов множества един. Следовательно, на классы можно только делить. «Прибавлять» один класс к другому невозможно, поскольку в ходе такой процедуры заранее неизвестно, будут ли последующие объекты обладать признаками, соответствующими выбранному критерию. И процесс такого группообразования становится не­целесообразным и бессмысленным. Но если при этой процедуре возможно менять критерии объединения (или разведения) эле­ментов, то получаем процесс специфического группообразова­ния, основанный не на индукции (а тем более не на дедукции), а на традукции. Именно поэтому такая процедура дает «рядоположные группировки», а дедуктивная — преимущественно «иерархические классификации». Если в основании классифицирования кладется признак, су­щественный для данных объектов, то классификация называет­ся естественной. Например, предметный каталог в библиотеках, классификация ощущений по модальности. Если же критерий не существенен для самих объектов, а только лишь удобен для како­го-либо их упорядочивания, то получают искусственную класси­фикацию. Например, алфавитный библиотечный каталог, клас­сификация ощущений по расположению рецепторов.

Типологизация — это группировка объектов по наиболее суще­ственным для них системам признаков. В основе такой группиров­ки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действи­тельности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов. Процесс типологизации в противоположность классификации есть операция индуктивная (композиционная): элементы некоторого множества группируют­ся вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталон­ными характеристиками. При выявлении типов границ между ними не устанавливается, а задается структура типа. С ней со­относят по признакам равенства или подобия другие элементы. Таким образом, если классификация — это группировка на ос­нове различий, то типологизация — это группировка на основе сходства.

Известны два принципиальных подхода к пониманию и опи­санию типа:

1) тип как среднее (предельно обобщенное)

2) тип как крайнее (предельно своеобразное).

В первом случае типичным является объект со свойствами, близкими по своей выраженности к среднему значению выборки. Во втором — с мак­симально выраженными свойствами. Тогда в первом случае го­ворят о типичном представителе той или иной группы (подмно­жества), а во втором — о ярком представителе группы, о представителе с сильным проявлением специфических для этой группы качеств. Так, определение «типичный представитель ин­теллигенции» нужно отнести к первому варианту, а «рафиниро­ванный интеллигент» ко второму. Первое понимание типа харак­терно для художественной литературы и искусства, где выводятся типажи. Вторая трактовка присуща научным описаниям типа. В житейской практике наблюдаются оба подхода.

Психоло­гические научные типы имеют ряд специфических особенностей. У них нет метрики, т. е. меры выраженности характеристик — все описания качественные. Отсутствует иерархия признаков, нет указаний на ведущие и соподчиненные, основные и дополнитель­ные качества. Образ аморфен и субъективен. Поэтому реальный объект отнести к какому-либо одному типу весьма трудно. Для подобных описаний характерна терминологическая неоднознач­ность. Обычен так называемый «ореол», когда за характеристики типа берутся не его качества, а вытекающие из них следствия. На­пример, при описании типов темперамента приводятся сферы эффективной деятельности людей с подобным темпераментом. В психологической науке известны четыре вида типологий:

1) конституциональные (типологии Э. Кречмера и У. Шедцона);

2) психологические (типологии К. Юнга, К. Леонгарда, А. Е. Личко, Г Шмишека, Г. Айзенка);

3) социальные (типы руководства и лидерства);

4) астропсихологические (гороскопы).

Понимание психологического типа как совокупности макси­мально выраженных свойств «позволяет представить психологи­ческий статус любого конкретного человека как результат пере­сечения свойств общечеловеческих типов».

Как видим, классификация и типология — два разных пути качественной обработки эмпирических данных, приводящих к двум совершенно разным видам представительства результатов исследования — классификации как совокупности групп (клас­сов) и типологии как совокупности типов. Поэтому никак нельзя согласиться с довольно распространенным смешением этих по­нятий, а тем более с их отождествлением. Класс — это неко­торое множество сходных реальных объектов, а тип — это иде­альный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты. Принципиальное отличие класса от типа предопределяет и принципиальное разведение процедур типологизации и классификации и категорическое различение итогов этих процедур — типологии и классификации.

Систематизация — это упорядочивание объектов внутри клас­сов, классов между собой и множества классов с другими множе­ствами классов. Это структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т. д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми система­ми, что позволяет получать системы более высокого уровня орга­низации и обобщенности. В пределе систематизация есть выяв­ление и наглядное представление максимально возможного числа связей всех уровней в множестве объектов. На практике это вы­ливается в многоуровневую классификацию. Примеры: системати­ки растительного и животного мира; систематика наук (в частно­сти, наук о человеке); систематика психологических методов; систематика психических процессов; систематика свойств лич­ности; систематика психических состояний.

Периодизация — это хронологическое упорядочивание существо­вания изучаемого объекта (явления). Заключается в разделении жиз­ненного цикла объекта на существенные этапы (периоды). Каждый этап обычно соответствует значительным изменениям (количе­ственным или качественным) в объекте, что можно соотнести сфилософской категорией «скачок».

Примеры периодизации в психологии: периодизация онтоге­неза человека; этапы социализации личности; периодизация ан­тропогенеза; этапы и фазы развития группы (групповая динами­ка) и др.

Психологическая казуистика — это описание и анализ как наи­более типичных, так и исключительных случаев для исследуемой ре­альности. Этот прием характерен для исследований в области диф­ференциальной психологии. Индивидуальный подход в психологической работе с людьми также предопределяет широ­кое использование казуистики в практической психологии.

Наглядным примером применения психологической казуис­тики может служить используемый в профессиографии метод инцидентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.