Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №5. Тема лекции: «Происхождение языка»

 

Тема лекции: «Происхождение языка»

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании, ибо он тесно связан с происхождением самого человека. Языки, существую­щие сегодня на земле (даже самых примитивных по своей куль­туре народов), находятся уже на достаточно высоком уровне развития. Тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей.

Становление человека как биологического вида относят к периоду кроманьонца (40—50 тыс. лет назад), когда Homo sapiens уже вполне приблизился к современному человеку и по внеш­нему физическому облику (форме черепа и чертам лица), и по уровню интеллекта (по способности организовывать коллектив­ные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготов­лять орудия труда, оружие, одежду и т.п.). По-видимому, в это же время происходит формирование языка, складываются на­выки пользования речью. Таким образом, возникновение пер­вого языка отделяют от самой «глубинной» языковой реконст­рукции значительно более протяженные периоды (сегодня лин­гвистические методы позволяют проникнуть в глубину веков не более, чем на 10 тысяч лет). Поэтому все теории происхождения языка (как философские, так и филологические) в известном смысле гипотетичны.

В существующих теориях происхождения языка условно мож­но выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык по­явился естественным путем; 2) язык был создан искусственно не­коей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по при­роде вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установле­нию, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

Наибольшее число гипотез породил первый вопрос — кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жест и мимика.

На ранних этапах развития цивилизации существовала логосическая теория (< лат. многозначного слова logos 'слово', 'язык') происхождения языка. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое обозначалось разными словами — «Бог», «Логос», «Дух», «Слово». Дух, воздей­ствуя на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, тво­рил мир. Конечным актом этого творения явился человек. Ду­ховное начало или «Логос» существовало, таким образом, до человека, управляя инертной материей.

В традициях многих религий Слово существует до появления человека, упорядочивает формы материи, находящейся в хаоти­ческом состоянии, создавая в конечном итоге самого человека. В египетском Мемфисском богословском трактате за много веков до христианства высказывалась мысль о Логосе-Слове, созидаю­щем мир. В священных книгах Тота, египетского бога мудрости и письма, утверждалось, что «Мысль есть Бог-Отец, Слово — его Сын, они неразрывны и связаны в вечности, и их единение есть жизнь. Мысль и Слово создают действие всемогущества». Анало­гичная космологическая идея встречается у многих народов мира: например, аборигены Маршалловых островов считают, что в акте творения основную роль играли магические заклинания бога Лоа — небо, земля и люди порождаются его словом. Космологические представления африканского племени догонов основаны на том, что мир создан богом Амма не просто словом, а из его имени.1

Идея Слова как творящего начала, первичности всего духов­ного в мире характерна и для библейской традиции: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», — говорится в Евангелии от Иоанна, т.е. и в библейской традиции но­сителем слова был Бог (каждый день творение мира освящалось словом Бога). 1Гируцшй А.А. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 14.

Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. до н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др. Слово, согласно этой теории, имело, однако, не только боже­ственное, но и человеческое происхождение, поскольку человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым»,— говорится в Библии (Ветхий завет, ст. 3,6). Но доверия к человеку и его разуму все же не было. Сло­во, созданное им, было несовершенно, поэтому оно должно было пройти через «суд старейшин». Более того, слово человека гос­подствовало над ним, подрывало силу его духа и разума.

Развитие науки (и прежде всего астрономии, физики, биоло­гии) способствовало утверждению новых знаний о земле, ее био­логических, физических и социальных законах. «Творящая функ­ция» божественного слова — Логоса — не соответствовала новым воззрениям на человека. С точки зрения этики новой философии человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. Язык в этом контексте рассматривался как продукт его деятель­ности. Ярче всего эти взгляды выразились в доктрине обществен­ного договора. Эта доктрина объединяла разные теории, по-свое­му объясняющие происхождение языка, — звукоподражательную, междометную, теорию трудовых команд. В соответствии со зву­коподражательной теорией (которую отстаивали, в частности, древ­негреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ и ученый Г. Лейбниц, американский лингвист У. Уитни и др.) пер­вые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (например, ку-ку, гав-гав) и производ­ные от них (ср. куковать, гавкать), но этих слов очень немного, и с помощью их невозможно объяснить появление «безгласных» на­званий предметов (ср. река, даль, берег).

Междометная теория (которую развивали немецкие ученые Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувствен­ным восприятием мира. Первоисточником слов были чувства, внутренние ощущения, которые побудили человека использо­вать свои языковые способности, т.е. сторонники этой теории главную причину возникновения слов видели в чувственном восприятии мира, одинаковом у всех людей, что само по себе является дискуссионным. Конечно, междометия и их производ­ные входят в словарный состав любого языка, но этих слов очень немного, а как быть со словами, лишенными экспрессивно-эмо­циональной окраски? Кроме того, ни один ребенок не загово­рит до тех пор, пока не окажется в среде говорящих людей.

Вариантом междометной теории была теория трудовых ко­манд и трудовых выкриков (ее выдвинули немецкие ученые — историки Л. Нуаре и К. Бюхер). Согласно этой теории, междо­метный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью.

Все три теории, таким образом, исходили из представлений о единстве человеческой психики, разума и рационального зна­ния, что влекло за собой предположение о возникновении од­ной и той же первоначальной звуковой формы у всех членов об­щества в одинаковой ситуации. Поэтому первыми, наиболее простыми с точки зрения информативности были звукоподра­жательные слова, междометия и трудовые выкрики.

Позднее, по общественному договору эти первые звуки-слова были закрепле­ны за предметами и явлениями, которые не воспринимались слухом.

Прогрессивная роль доктрины общественного договора со­стояла в том, что она провозглашала материальный, человечес­кий источник происхождения языка, разрушая построения логосической теории. Однако в целом эта теория не объясняла происхождения языка, поскольку для того, чтобы звукоподражать, надо в совершенстве управлять речевым аппаратом, а у первобытного человека гортань была практически не развита. Кроме того, междометная теория не могла объяснить и появле­ние слов, лишенных экспрессивности, являвшихся нейтральны­ми обозначениями предметов и явлений внешнего мира. Нако­нец, эта теория не объясняла и факта договоренности о языке при отсутствии самого языка. Она предполагала наличие созна­тельности у первобытного человека до становления этой созна­тельности, развивающейся вместе с языком.

Критическое отношение к доктрине общественного договора вызвало к жизни новые теории, среди которых наиболее заметной была эволюционная теория происхождения языка. Представители этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт) зарождение языка связывали с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выра­жения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Появление языка, таким образом, произошло в результате развития чувств и разума человека. Наиболее яркое выражение эта точка зрения нашла в тру­дах В. Гумбольдта. Согласно его теории, рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе и необходим для духовного развития человека. «Народ создает свой язык как орудие человеческой деятельности,— пишет В. Гумбольдт, — поэтому язык следует рассматривать не как мерт­вый продукт, а как созидающий процесс, как беспрерывную де­ятельность духа».1 Происхождение и развитие языка, по Гум­больдту, предопределяется, таким образом, необходимостью развития общественных отношений и духовного потенциала че­ловека. Рассматривая язык как нечто непосредственно заложен­ное в человеке, как своеобразный дар человечеству от его внут­ренней природы, эта теория, однако, не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей, хотя некоторые ее положения получили раз­витие в социальной или трудовой теории происхождения языка.

Концепция социальной теории происхождения языка была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Воз­никновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и разви­вается только в человеческом обществе и усваивается каждым отдельным человеком благодаря его общению с другими людь­ми. 1 Гумбольдт фон В. О различии строения человеческих языков, с. 69.

Главная идея его теории — неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного челове­ческого коллектива, развитием сознания формирующегося че­ловека и развитием форм и способов общения. Он разработал следующую теоретическую модель соотношения языка и обще­ства: 1) общественное производство, базирующееся на разделе­нии труда; 2) воспроизводство этноса как основы общественно­го производства; 3)становление членораздельной речи из нечленораздельных сигналов; 4) возникновение общественного сознания на базе индивидуального мышления; 5) формирование культуры как отбора и передачи из поколения в поколение важ­ных для жизнедеятельности общества умений, навыков, мате­риальных предметов. Говоря о происхождении языка, Энгельс пишет: «... подобно сознанию, язык возникает лишь из потреб­ности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них по­явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медлен­но, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций, а орга­ны рта постепенно научились произносить один членораздель­ный звук за другим».1 Появлению языка, таким образом, предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологичес­кой, а затем биологическо-социальной. Основными биологичес­кими предпосылками были следующие: освобождение передних конечностей для труда, выпрямление походки, появление пер­вых звуковых сигналов. Биологическая эволюция затрагивала, прежде всего, легкие и гортань. Она требовала выпрямления тела, хождения на двух конечностях, высвобождения рук для выпол­нения трудовых функций. В процессе трудовой деятельности происходило дальнейшее развитие человеческого мозга и орга­нов артикуляции: непосредственный образ предмета замещался его звуковым символом (словом). «Сначала труд, — пишет Эн­гельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 20, с. 489.

Разви­тие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясня­ющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».1 Возникнове­ние языка, по Энгельсу, было, таким образом, связано и с про­цессом познания внешнего мира, и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Потребность в разумном общении (в котором осуществлялась коммуникатив­ная и когнитивная функции языка, без которых язык не может быть языком) и вызвала его появление.

Современная антропологическая теория развивает биосоци­альную концепцию происхождения человека и его языка, выде­ляя в качестве отдельных этапов прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий производ­ства», развитие речи и мышления, сложных форм трудовой дея­тельности и социальность. Появление языка она связывает с эво­люционными анатомическими изменениями человека, с формированием у него голосового аппарата и изменениями коры головного мозга. Так, в частности, археологические данные гово­рят о том, что речевой аппарат неандертальца (жившего около 230 тыс.—30 тыс. лет назад) отличался от речевого аппарата современного человека, поскольку гортань у него была расположена выше, чем у современного человека, что делало его язык гораздо менее подвижным, а следовательно, он говорил менее членораздельно, чем современные люди (интересно, что и у младенцев гортань расположена выше, чем у взрослых людей, и только потом она постепенно опускается до того положения, в котором находится у взрослого человека). Объем мозга «человека прямоходящего» (от 800—1200 см3) также отличался от мозга современного человека, объем которого колеблется от 1200—1600 см3).2 Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000, с. 31.

В этом эволюционном процессе, занявшем более 500 тыс. лет, важную роль играла и групповая форма жизнедеятельности пер­вобытного человека, потребность в координации совместных действий (например, загонной охоты, строительства хижин и ям для хранения еды, защиты от врагов и т.п.), которая вызывала потребность в речи.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 20, с. 490. В слове стал фиксироваться опыт человека, который усваивался последующими поколениями, передаваясь им по наследству. Имеющиеся научные данные (в частности, случаи воспитания детей животными) говорят о том, что пред­посылки формирования речи наследуются человеком: если на определенном этапе развития ребенка он не имел человеческого общения, то в последующем у него уже невозможно развить пол­ноценную речь.

Язык, таким образом, стал одной из самых существенных ха­рактеристик, отличающих человека от других живых существ. Интересно, что попытки ученых из Университета Джорджии обучить приматов языку, в частности, шимпанзе, не привели к положительным результатам, так как шимпанзе так и не смогли достичь уровня, которым обладает двухлетний ребенок, а дикие, необученные приматы спонтанно не проявляют языковых на­выков даже двухлетнего ребенка.

Первый человеческий язык еще не был языком в полном смысле этого слова: общение, по-видимому, больше проходило на уровне жестов и нечленораздельных выкриков с целью регу­лирования совместной трудовой деятельности (в основном это был призыв к действию и указание на орудие или продукт тру­да). И лишь со временем труд, общение и сознание, формирова­ние новых, более сложных общественных отношений способ­ствовали становлению языка. В своем развитии он претерпел многочисленные перестройки, важнейшими среди которых были следующие: 1) человек усвоил линейный принцип речи: он на­учился располагать слова одно за другим и понимать их во взаи­мосвязи; 2) овладев принципом последовательного расположе­ния слов, человек распространил его и на организацию звуков в слове: слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов, речь стала членораздельной; 3) усложнилась фонетика; 4) рас­ширился лексический запас; 5) из последовательности слов воз­никли сначала простейшие, а затем и более сложные синтакси­ческие конструкции. 1 Атлас языков мира. М., 1998, с. 10.

Кроме коммуникативной и когнитивной, у языка возникла новая функция — магическая, связанная со способностью слова воздействовать на человека, явления природы или общества (эта функция сохраняется и сегодня в некоторых архаических обще­ствах Австралии и Новой Зеландии, где человек, обладающий необыкновенной физической выносливостью, узнав, что он околдован, погибает через сутки).

Контрольные вопросы

 

1. Почему вопрос о происхождении языка является одним из наибо­лее сложных и до конца не решенных в языкознании?

2. Какие теории происхождения языка вы знаете?

3. В чем сущность логосической теории происхождения языка?

4. Что такое доктрина общественного договора и в чем несостоятель­ность этой доктрины?

5. В чем сущность эволюционной теории происхождения языка?

6. Изложите основные положения социальной (или трудовой) тео­рии происхождения языка.

Рекомендуемая литература

 

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.,1983, гл. 12.

2. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новоси­бирск, 1984.

3. Леонтьев А.А. Происхождение языка//Энциклопедия «Русский язык». М., 1997.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967, гл. VII.

6. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975, гл. 1.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обе­зьяны в человека. Соч. К. Маркс, Ф. Энгельс, 2-е изд., т. 20.

8. Якушкин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусственные международные языки, эсперанто | Лекция 6. Тема лекции: «Закономерности исторического развития языка»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.