Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкретный вид этих процессов обусловлен характеристиками группы




Классификации малых социальных групп

Понятие малой социальной группы, границы, структура

Социально-психологические особенности взаимодействия членов малой группы.

Тема 5.1. Понятие малой группы. Виды малых групп.

Содержание:

1. Понятие малой социальной группы, границы, структура

2. Классификации малых социальных групп

3. Динамические процессы в малой группе: групповая сплоченность, лидерство, принятие группового решения

4. Личность в малой группе: качества личности, социальная идентичность личности

 

С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малая группа – это группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». От больших групп ее отличает такой специфический признак, как наличие общественных отношений в форме непосредственных личных контактов.

Количество членов малой группы от 2 (в некоторых источников – 3) до… – если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реальной существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельностью. То есть, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании за «верхний». Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически.

 

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. Существует множество оснований для классификации малых групп: они различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. (известно около 50 оснований для классификации). Наиболее распространенными являются три классификации:

1) Первичные и вторичные:

§ первичные группы – это семья, группа друзей, группа ближайших соседей (им свойственна непосредственность контактов);

§ вторичные группы – для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи (Ч.Кули).

2) Формальные и неформальные:

§ в формальной группе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов;

§ неформальные группы возникают стихийно, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, статусы и роли не предписаны. Неформальная группа может возникнуть как внутри формальной, так и сама по себе. Существуют понятия формальной и неформальной структуры групп, различаются не группы, а тип, характер отношений внутри них (Э. Мэйо).

3) Группы членства и референтные группы – часть членов определенных малых групп разделяют нормы поведения, принятые в какой-то иной группе, на которую они ориентируются. Такие группы, в которых индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, называются референтными. Референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его (Г.Хаймен).

3. Динамические процессы в малой группе: групповая сплоченность, лидерство, принятие группового решения

Рассмотрение процессов, которые происходят в жизни группы, важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Важно знать, что происходит в малых группах и как развивается группа, какие этапы она проходи в своем развитии, как модифицируются на каждом этапе разные групповые процессы.

Важнейшие процессы: образование малых групп, феномен группового давления на индивида, групповая сплоченность, лидерство, принятие групповых решений.

§ Образование малой группы – способы образования весьма различны. Чаще всего, они определяются внешними по отношению к группе факторами (условия развития какого-либо социального института и т.п.). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества.

§ Феномен группового давления – феномен конформизма (приспособленчество). Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность (мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться) и внутреннюю (индивид действительно усваивает мнение большинства). Возможна еще одна позиция – негативизм (группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы).

Существует три типа поведения:

Ø а) внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное признание мнения группы;

Ø б) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

Ø в) коллективизм – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

§ Групповая сплоченность. Сплоченность может анализироваться на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе (сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней).

Групповые цели:

Ø а) операционные – это построение оптимальной системы коммуникаций;

Ø б) символические цели – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы (А.Бейвелас).

Определенный процесс развития внутригрупповых связей может соответствовать развитию групповой деятельности. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности три уровня развития групповой сплоченности:

Ø на первом уровне (поверхностный слой внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов;

Ø на втором уровне (ценностно-ориентационное единство) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности;

Ø на третьем уровне («ядро») интеграция группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.

Развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики, но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Отсюда вытекает единство целей групповой деятельности как выражение сплоченности.

В ходе развития групповой сплоченности группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность.

§ Лидерство – лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, лидерство можно констатировать в условиях микросреды, лидерство возникает стихийно, явление лидерства менее стабильно (в сравнении с руководством), выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером. Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство (строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми).

Существует три основных теоретических подхода к изучению феномена лидерства:

1) теория черт «харизматическая теория», (Гизели, Креч, Крайфилд);

2) ситуационная теория лидерства, (Блангард, Фидлер, Митчелл, Хаус);

3) системная теория лидерства (Левин) – лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров не должна сбрасываться со счетов. Отличие лидера от других членов группы проявляется в наличии более высокого уровня влияния. Концепция ценностного обмена – ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

§ Процесс принятия группового решения – тесно связан с проблемой лидерства, т.к. принятие решение – одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция. Групповые решения, групповые дискуссии во многих случаях более эффективные, чем индивидуальные.

 

4. Личность в малой группе:

качества личности, социальная идентичность личности

Существует как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация.

Для социальной психологии важно изучать личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль именно малой группы очень велика: социальные детерминанты более высокого порядка (общество, культура) как бы преломляются через ту непосредственную «инстанцию» социального, каковой выступает малая группа.

Систему качеств личности можно построить, расположив их в соответствии с такими основаниями, как: что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им. Весьма важно здесь учитывать такие факторы, как: фактор «вхождения» личности в группу и «статусный опыт» индивида.

Через долю в общем объеме деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, а следовательно, оценивается ими. Выделяется четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание:

1) интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы);

2) социальное сравнение (прежде всего с другими членами группы);

3) самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов);

4) смысловая интерпретация жизненного переживания.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обуславливают эффективность деятельности личности в группе. Вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность, либо не принимает ее. Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов, или сдерживает ее.

Существует ряд особенностей функционирования личности в группе:

§ Механизм перцептивной защиты.

§ Феномен «Вера в справедливый мир».

§ Эффект «ожиданий».

§ Феномен когнитивной сложности.

 

Контрольные вопросы темы

1. В чем сущность категории «малая группа»? Чем обусловлены размеры и структура малой группы в системе общественных отношений? Какие потребности обуславливают создание индивидами групп?

2. Каковы основные классификации малых социальных групп? Какой критерий положен в основу каждой из них?

3. Каковы основные процессы в малой группе? В чем суть каждого из них?

4. Какие подходы к изучению лидерства существуют в науке? Раскройте сущностные характеристики каждого из них.

5. Каковы основные механизмы взаимодействия личности и группы?

6. Какое значение имеет группа для формирования личности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.