Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение плановой прибыли




В финансовом отношении каждая производственная корпорация или фирма выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.

Планирование прибыли на предприятии

Финансовое планирование

 

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связа­но с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или сово­купный доход. Развитие новых рыночных отношений требует усиления роли финан­сов в функционировании производственных предприятий и фирм.

Финансы предприятия представляют собой систему денежных от­ношений, выражающих формирование и использование производст­венных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Задачей каждого предприятия является планирование и использова­ние финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособ­ности и рыночной устойчивости.

Основой финансового механизма каждого производствен­ного предприятия служит система взаимодействия таких общеэконо­мических процессов, методов и расчетов, как организация, планиро­вание и стимулирование рационального использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.

Предприятие дела­ет потребление возможным, производя товары и услуги, а также обес­печивая других деньгами, на которые они могут приобретать товары и услуги. В конечном счете финансовые внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

1) обмен денег на труд наемных работников;

2) обмен денег на товары и услуги поставщиков;

3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сей­час от инвесторов и арендодателей;

5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;

6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования правительства.

Следовательно, доход предприятия или прибыль фирмы является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производст­венно-коммерческой деятельности корпорации и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования.

В современной рыночной экономике среди главных источников получения высших доходов первые места по праву занимают труд, капитал и организация. Существует множество организационных форм человеческой деятельности, когда источником возникновения прибыли является один и единственный фактор производства — труд людей. Труд здесь вкладывается в приобретение товара, его доставку на соответствующий рынок и в организацию его скорейшей продажи путем рекламирования и расхваливания, а при­быль образуется за счет разности в ценах первоначальной покупки и последующего сбыта.

Капитал и организация яв­ляются результатом труда человека. Отсюда вытекает, что настоящая прибыль, доход или избыток возникают лишь при условии взаимо­действия труда и капитала и сохранения основными факторами про­изводства, в особенности капиталом, их первоначальной стоимости. Это в свою очередь предполагает необходимость четкого различия между валовой и чистой прибылью. Валовая прибыль определяет ве­личину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесце­нивания капитала. Чистая прибыль представляет собой валовой до­ход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на вос­становление израсходованных средств производства.

Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем ум­ножения цены на соответствующее количество продукции, заплани­рованное к реализации. Предельный доход есть дополни­тельный или добавочный доход, который является результатом про­дажи еще одной единицы продукции.

В теории рыночной экономики существуют известные принципы планирования объема производства продукции, при котором любая фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убыт­ки. Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издер­жек, второй — предельного дохода и предельных издержек. Оба под­хода являются универсальными и могут быть применены не только в чисто конкурентных условиях, но и во всех других рыночных струк­турах. При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурент­ным производителем стоят три взаимосвязанных планово-управлен­ческих вопроса:

1) следует ли планировать производство данного продукта на пред­стоящий период;

2) какое количество продукции необходимо планировать к выпу­ску;

3) какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?

В процессе планирования прибыли на каждом предприятии долж­ны быть найдены экономически обоснованные ответы на все выше поставленные вопросы. На первый вопрос теория внутрифирменного планирования дает такой ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо максимальную прибыль, либо убытки будут минимальными и нахо­диться в пределах постоянных издержек. На второй вопрос ответ так­же совершенно очевиден: в планируемый краткосрочный период фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. На третий во­прос ответ состоит в выборе фирмой варианта максимизации прибы­ли за счет развития производства или минимизации убытков путем своевременного прекращения выпуска данной продукции.

Ва­ловая экономическая прибыль определяется" разностью соответству­ющих доходов и издержек по формуле

вп = вв - ви,

где ВП — валовая прибыль; ВВ — валовая выручка; ВИ — валовые издержки.

Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, основ­ных средств и иного имущества, а также доходы от внереализацион­ных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним рас­ходов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле

где П — прибыль от реализации продукции, руб.; п — номенклатура выпускаемой продукции; Ци — рыночная цена изделия; Си — себе­стоимость изделия; Nр — объем реализации продукции.

Выручка от реализации продукции рассчитывается по мере ее оп­латы либо по мере отгрузки товаров. Метод определения выручки ус­танавливается предприятием на длительный срок, исходя из условий хозяйствования и договоров, заключенных на ряд лет. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, исключают из выручки экспортные тарифы.

К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реа­лизации, относятся следующие доходы:

1) доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других фирм, дивиденды по акциям и доходы по обли­гациям и другим ценным бумагам;

2) доходы от сдачи имущества в аренду;

3) доходы от дооценки производственных запасов и готовой про­дукции;

4) присужденные или признанные должником штрафы, пени, не­устойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

6) положительные курсовые разницы по валютным счетам, а так­же операциям в иностранной валюте;

7) другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Разработанный на предприятии годовой план доходов должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина кото­рой покрывает все годовые расходы на производственную и социаль­ную деятельность.

Разработка финансового плана предприятия предусматривает оп­ределение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоя­щий период. С точки зрения бухгалтерского подхода прибыль состо­ит из двух компонентов. Первый является доходом от основной дея­тельности фирмы и представляет собой разность между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и всеми иными затратами. Второй вид дохода проистекает из факта владения предприятием определенными видами активов, приносящими при­быль, например ценные бумаги, деловые обязательства и пр. К этому же виду прибыли относятся активы, стоимость которых может изме­ниться в ходе планируемого или отчетного периода. Это могут быть материальные запасы, технологическое оборудование, земельные уча­стки и т.д. Прибыль в планируемом и отчетном периоде должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.

Если фирма не располагает на начало планируемого периода своими запасами сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресур­сов, то все закупки и расходы относятся на данный год, квартал или месяц. При этом предполагается, что выпущенные изделия и выпол­ненные работы будут полностью реализованы и оплачены в предсто­ящий период. В этом случае годовая прибыль от реализации продук­ции определяется как разница между объемом продаж и суммой про­изводственных издержек и расходов на сбыт товаров и услуг. К их числу, помимо затрат на закупку сырья и материалов, следует отнести расходы на содержание персонала и транспортные перевозки, суммы амортизационных отчислений и налоговых выплат, а также затраты предприятия, связанные с управлением и финансовыми операциями, и т.д. Сложнее обстоит дело с определением изменения стоимости множества элементов активов предприятия, различных материальных ресурсов, ценных бумаг и др. Если рыночная стоимость активов за отчетный срок возросла, то необходимо учесть эту добавочную стои­мость, которая представляет собой по существу потенциальную при­быль.

Балансовая, или общая, прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникаю­щих в планируемом или отчетном году:

где Пб — балансовая или общая годовая прибыль; Пр — прибыль от реализации продукции; Ппр прибыль от прочей реализации; Пвр — прибыль от внереализационной деятельности.

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоя­щий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (рис.).

Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяет­ся в установленном действующим законодательством порядке: пере­числение в государственный и муниципальный бюджет и другие фон­ды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, потребления, резервных и других на предприятии; созда­ние фондов оплаты труда, выплата вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и др.

Расчетная, или чистая, прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:

где Прас — расчетная годовая прибыль; Но — общая сумма налоговых отчислений в год.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расхо­дуется на оплату труда персонала и образование финансовых фондов.

 

Рис. Планирование и распределение прибыли на предприятии

 

Необходимо совершенствовать планиро­вание и распределение балансовой прибыли, а также применение но­вых методов налогового планирования. Оно предусматривает мини­мизацию налоговых обязательств в рамках действующего законода­тельства. Налоговое планирование основано на праве каждого налого­плательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обяза­тельств перед государственными и муниципальными органами управ­ления. Процесс налогового планирования включает следующие эта­пы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менед­жеров:

1) принятие решения о создании нового предприятия соответству­ющей организационно-правовой формы;

2) выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;

3) обеспечение текущего налогового планирования на основе ис­пользования имеющихся налоговых льгот и передовых методов хо­зяйствования и механизма финансирования;

4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

В процессе налогового планирования для каждого предприятия является весьма важным использование различных источников по­крытия установленных налогов. В зависимости от назначения дейст­вующих налогов предприятие может использовать следующие финан­совые источники их покрытия:

— налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земель­ный налог, транспортный налог, налог на использование автомобиль­ных дорог, налог с владельцев транспортных средств;

— налоги, относимые на выручку от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;

— налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия, целевые сборы на содер­жание милиции, нужды образовательных учреждений;

— налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятий: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензион­ный сбор за право торговли и др.

За счет чистой прибы­ли на предприятиях и фирмах формируются фонды, необходимые для развития производства и потребления. Фонд потребления является источником материального поощрения и социального развития пер­сонала предприятия. Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных фондов и оборотных средств, дальнейшего развития предприятия. Резервный фонд служит для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращения деятельности фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.