Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок совершенной конкуренции




Конкуренция как элемент рыночного механизма

Тема 6. Конкуренция и монополия

Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.

Сущность конкуренции проявляется в следующих ее функциях:

  • регулирующая – обеспечение нацеленности производителя на потребности общества, так как без этого нельзя получить доход (производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести);
  • инновационная – стимулирование роста эффективности производства за счет использования достижений НТП;
  • аллокационная (функция размещения) – эффективное распределение ресурсов между отраслями производства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • санирующая – ликвидация неконкурентоспособных предприятий;
  • стимулирующая – снижения цен и повышения качества продукции.

Различают следующие виды конкуренции:

  • функциональная (конкуренция определенного товара);
  • конкуренция по цене и качеству;
  • межфирменная (среди отдельных фирм, предприятий);
  • внутриотраслевую и межотраслевую;
  • совершенную и несовершенную.

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Связано это с тем, что изучение рынка совершенной конкуренции объясняет ситуации, которые не от­вечают требованиям такой структуры. Рынок совершенной (или как еще часто говорят — чистой) конкуренции выступает отправной точкой и эталоном для сравнения с другими типами рынка и поэтому оценивается как идеальная рыночная структу­ра. Это позволяет четко обозначить систему ограничений, с которой сталкивается каждая фирма на путях максимизации прибыли.

Совершенная конкуренция «совершенна» именно в том смысле, что при данной организации рынка каждая фирма моет продать по рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, и на уровень цены не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

1. На рынке одновременно присутствует множество фирм, каждая из которых занимает незначительную долю рынка

«Малость» экономических агентов означает, что объемы спроса и предложения крайне незначительны относительно масштабов рынка и их изменение не может повлиять на ры­ночную цену продукции. Последняя определяется лишь сово­купностью продавцов и покупателей, т. е. спросом и предло­жением, и может быть признана равновесной. Понятно, что «множество» субъектов рынка предполагает и их огромное коли­чество, что не может повлечь за собой сговора между ними с целью приобретения монопольных преимуществ.

 

2. Однородность продукции

В представлении покупателя и продавца все единицы това­ра абсолютно одинаковы, совершенно идентичны и рынок пол­ностью обезличивается. Покупателю все равно, у какого про­давца приобретать товар, ведь продукт одинаков. Поэтому един­ственным стимулом для привлечения покупателя у продавца выступает цена.

Совершенно-конкурентный рынок — рынок ценовой кон­куренции.

Однородность продукции, множественность и малость не­зависимых экономических субъектов на рынке совершенной конкуренции становится основанием для следующего важного предположения.

 

3. Свобода входа и выхода из отрасли.

Все экономические субъекты этого рынка обладают полной свободой входа на рынок и выхода из него, т. е. вольны начать производство, продолжать или прекратить его, если сами счи­тают это целесообразным. Такой же свободой обладают поку­патели в объемах и самом факте покупки. Отсутствуют барье­ры (законодательные или экономические) для вступления в отрасль, что делает этот рынок чрезвычайно мобильным, спо­собным осуществлять перелив ресурсов.

 

4. Существует равнодоступность информации

Покупатели мгновенно и бесплатно узнают все параметры рынка и поэтому свободно перемещаются от одного продавца к другому по собственному усмотрению.

Фирмы точно знают свои доходы и издержки, цены на все ресурсы и различные технологии. Решения принимаются только в условиях определенности.

Ясно, что эти четыре характеристики настолько строги, что им едва ли может удовлетворять реальный рынок. Тем не менее, изучение рынка совершенной конкуренции есть дело не­бесполезное, ведь предложенная модель совершенной конку­ренции позволяет делать верные выводы, даже если она осно­вана на нереалистичных допущениях.

 

Монополия: сущность и последствия

Монополией в экономической теории называют такой тип рынка, на котором существует единственный продавец опре­деленного товара. Это крайняя противоположность совершенной конкуренции. Будучи единственным поставщиком товара, пред­приятие-монополист фактически воплощает целую отрасль. Это предопределяет отличие его поведения от поведения совершен­ного конкурента.

Существование монополии связано с наличием четырех ос­новных условий.

1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Если на рынке единственному продавцу противо­стоит и единственный покупатель, то такой рынок называется «двусторонней монополией».

2. Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем единичной уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близ ких товаров-субститутов, что вынуждает покупателей при­обретать товар только у него.

 

3. Отсутствие свободы входа на рынок.

Монополия суще­ствует тогда, когда другим фирмам представляется невы­годным или невозможным войти в отрасль. Входные барь­еры многочисленны и разнообразны:

♦ наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров;

♦ контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов;

♦ высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков.

Монополия может быть оправдана с точки зрения наивыс­шей экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Отрасли, в которых такая ситуация имеет место, называются «естественными моно­полиями». Здесь барьеры для входа основаны на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Благоприятность рыночных условий для естественной монопо­лии требует их государственного регулирования.

В разных странах по-разному решают проблему регулиро­вания естественных монополий. Так, в США естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами. В Казахстане большинство управляется непосредственно государством, а во Франции они получают относительно самостоятельный статус в рамках общественно­го сектора экономики.

 

4. Совершенная информированность о параметрах рынка

Манипулируя в целях максимизации прибыли объемом или уровнем цены, монополист должен знать все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами.

Итак, фирма имеет монопольную силу (власть), если она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объ­емы производства продукции. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в об­щих продажах на рынке. Поэтому, чтобы обладать монополь­ной властью, необязательно быть чистым монополистом, но при этом именно чистая монополия представляет собой край­ний случай рыночной власти.

В заключение можно сделать несколько выводов о рыноч­ных результатах в условиях монополии по сравнению с конку­ренцией:

1) монопольная цена выше, чем конкурентная;

2) объемы производства на монопольном рынке выше, чем на конкурентном рынке;

3) монопольный рынок менее эффективно использует име­ющиеся ресурсы;

4) монополист обладает монопольной властью, которая
позволяет ему диктовать цены и объемы продаж.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.