Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика




Антимонопольная политика - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущения недобросовестной конкуренции.

Основные меры антимонопольной политики:

1. Mеры по коррекции поведения, запрещающие антиконкурентные действия. Подрывающие конкуренцию действия: соглашения о фиксировании цен и разделе рынков; соглашения об исключительном праве поставки или распределения продукции, которые навязываются доминирующими компаниями своим партнерам, демпинговые цены, разоряющие конкурентов.

2. Cтруктурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли. Например, разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм, запрещение слияния двух крупных фирм, чреватое получением доминирующего положения на рынке.

Наиболее типичными действиями монополий, подпадающих под определение ограничительной практики, являются:

1) монополизация рынка – это когда какая-то компания контролирует чрезмерно большую долю рынка;

2) фиксирование цен – когда в отрасли путем сговора предпринимаются согласованные решения об уровне цен и объеме производства;

3) слияние компаний - когда в результате вертикального или горизонтального слияния вновь организованная компания ограничивает конкуренцию в отрасли;

4) перераспределяющиеся директораты – когда у руководства двух или нескольких компаний стоят одни и те же люди, которые могут проводить одинаковую ценовую политику;

5) ценовая дискриминация – производители могут продавать свои товары разным группам потребителей по разным ценам. Закон обязывает их продавать всем по одним и тем же ценам, если разница в ценах не обусловлена разницей в издержках производства.

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.

Во Франции контроль над монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции. Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать "вето". Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности, создание или усиление доминирующего положения на рынке.

При проведении антимонопольной политики в странах с переходной экономикой следует иметь в виду, что структура производства в большинстве из них специфична. Это объясняется тем, что для командной экономики была характерна высокая степень монополизации. Поэтому конкурентная политика должна учитывать особенности экономической структуры этих стран.

Развитые страны (Великобритания, Германия, США) играли значительную роль в разработке и принятии законов о конкуренции, подготовке соответствующих кадров, начальном содействии антимонопольным органам в странах Центральной и Восточной Европы, в России, Украине, Казахстане, в странах Балтии. В этих странах еще на начальном этапе перехода к рынку были приняты антимонопольные законы, которые в целом следуют западноевропейским моделям.

Для стран с переходной экономикой в рамках антимонопольной политики для развития конкуренции особенно актуальны меры, ведущие к либерализации рынка: снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот, облегчение процедуры лицензирования деятельности, стимулирова­ние развития малого и среднего бизнеса, создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, государственная поддержка импортозамещающих и экспортных отраслей.

В экономике каждой страны существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна. Если производство сопровождается существенной экономией от масштаба, так что долгосрочные издержки всегда снижаются с ростом объема выпуска, то в данном случае более эффективно иметь единственного производителя, чем целую отрасль, состоящую из множества фирм. Этот единственный производитель называется естественной монополией.

Условия естественной монополии характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо-, тепло-, газоснабжения, телефон, телеграф, магистральные нефте- и трубопроводы, грузовые и автобусные перевозки и т.д. Как правило, в них высоки постоянные издержки. Это обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижение издержек на единицу продукции (средних) по мере увеличения объемов производства. Именно этим определяется эффективность сосредото­чения выпуска у единственного производителя. Государство защищает монополиста в такой отрасли.

В Казахстане деятельность естественных монополий регулируется Законом «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г. В нем определены сфера деятельности, субъекты, права и обязанности естественных монополий, обязанности потребителя услуг субъектов естественных монополий и другие юридико-правовые вопросы.

Подобная практика государственного регулирования естественных монополий имеет место в государствах, возникших после распада СССР, что делает актуальной проблему роли и форм государственного воздействия.

В настоящее время именно государственное регулирование - та альтернатива, которой наиболее широко придерживаются в мировой практике. И главная задача государства здесь административными методами добиваться тех же результатов (с точки зрения вклада этих отраслей в благосостояние общества и его отдельных граждан), которые в других сферах экономики достигаются под действием конкурентного механизма.

Основными правилами регулирования деятельности естественных монополий являются:

- цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;

- прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;

- производство должно быть эффективным.

Казахстан один из первых из стран СНГ принял Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» в июне 1991 года, сложившаяся экономическая ситуация того периода делала проблематичным не только успешное проведение антимонопольных мер, но и вообще создание основ нормальной рыночной экономики. Проведенная в 1993-1994 гг. реорганизация министерств и ведомств в акционерные компании в виде холдингов, национальных и государственных акционерных компаний (НАК и ГАК) усилили производственный монополизм организационно-управленческим монополизмом. Так, ГАК «Астык» монополизировала рынок зерна по всей технологической цепочке от поля до прилавка: она объединила в единой структуре все предприятия по заготовке, хранению и переработке зерно- продуктов.

Образовавшийся к настоящему моменту рынок в Казахстане имеет определенную специфику. Специалисты считают, что его можно назвать в значительной мере либерализованным, но отнюдь не конкурентным, поскольку:

а) число имеющихся производителей, покупателей и торговых посредников значительно ниже того минимума, при котором исключается возможность монопольного воздействия любого их них на уровень цен, товарное производство и предложение;

б) суммарная мощность товаропроизводящей и торговой сети не обеспечивает насыщения рынка на уровне среднего платежеспособного спроса.

в) пока еще не сформировалось общее рыночное пространство, существует множество локальных рынков различных групп товаров, ограниченных местными администрациями, информативными, налоговыми, транспортными и т.п. условиями, возможностями упаковки, хранения, доставки и другими сдерживающими факторами.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

· понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

· виды монополистической деятельности, подлежащей запрещению;

· определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

· меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Тема 7. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.