Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение повышения конкурентоспособности продукции для экономики организации. Основные факторы повышения конкурентоспособности продукции




Конкуренция - это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Конкуренция, ее сущность и виды

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет довольно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:

· конкуренты не могут устанавливать рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней;

· каждое предприятие не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле;

· ни один участник конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;

· информация о ценах, количестве продукта, технологии производства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;

· вход на рынок и выход из него свободен в долгосрочной перспективе.

Несовершенная конкуренция - это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, в котором довольно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги.

Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия означает наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (работ, услуг), взаимодействующих друг с другом.

Методы конкуренции можно условно разделить на добросовестные и недобросовестные.

Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или просторно распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные отношения и обмен информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам.

Добросовестная конкуренция - это:

· повышение качества продукции;

· снижение цен;

· реклама;

· послепродажное обслуживание;

· создание новых товаров;

· равенство с конкурентом в достижении выгоды и др.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.

К недобросовестным методам конкуренции относятся:

· демпинговые цены;

· установление контроля над конкурентом;

· экономический и промышленный шпионаж;

· злоупотребление господствующим положением на рынке;

· незаконное использование марок известных предприятий;

· подкуп и шантаж официальных лиц с поставленной задачей захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;

· тайные сговоры на торгах;

· недобросовестное копирование товаров и продукции конкурентов;

· нарушение стандартов и условий поставки товаров;

· ложная информация и реклама, вводящие конкурента в заблуждение;

· сокрытие дефектов;

· нарушения в финансовой и бухгалтерской отчетности, позволяющие снизить долю официальных доходов и, таким образом, сократить налоговые расходы.

 

Классификация рынков, а также типов и методов конкуренции позволяет более действенно осуществлять маркетинговые разработки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлечении покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение.

 

Конкурентоспособность продукции – это комплексная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от аналогичного товара конкурента на рынке по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

 

Комплекс конкурентоспособности продукции состоит из трех групп элементов: экономические параметры, технические параметры и социально-экономические параметры.

Экономические параметры представляются величиной затрат на производство и реализацию продукции. Отношение цены производства (Цп) и рыночной цены (Цп) может быть представлено одним из следующих выражений:

Цп > Цр – хозяйствующий субъект будет иметь убытки;

Цп = Цр – равенство затрат на производство и полученных результатов;

Цп < Цр – максимализация прибыли.

 

Технические параметры, - это характеристики, отражающие технико-конструкторские решения: стандарты, нормы, правила, технические условия. Они выражают надежность, технологичность, стандартизацию, энергоемкость, экологичность и другие свойства, образующие полезный эффект от использования продукции.

Социально-организационные параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара. Они выражаются в дизайне – художественном конструировании эстетического облика товара.

Большей конкурентоспособность (К) на рынке обладает тот товар, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Э)по отношениию к цене потребления (Ц):

Э

К = ------- -----> max

Ц

 

Конкурентоспособность занимает центральное место в экономической политике страны, становится ключевой для любой формы и уровня хозяйствования, заставляет улучшать качественные параметры продукции, повышать производительность труда и эффективность производства. Конкурентоспособность продукции в странах с рыночными отношениями является основой выживания товаропроизводителей.

 

Качество продукции является одним из важнейших фактов, влияющих на конкурентоспособность продукции и, в обобщающем виде, его следует оценивать как показатель научно-технического прогресса, уровня организации производства, культуры земледелия и животноводства, дисциплины труда, как важнейший источник экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Достоверным является то, что на качество труда, работ и продукции оказывает влияние множество факторов:

- квалификация исполнителей;

- климатические условия;

- качество используемых средств производства;

- уровень механизации и автоматизации производства и др.

 

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности продукции является внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. НТП играет важную роль в улучшении потребительских свойств продукции, в создании новой техники, улучшении технологии, в совершенствовании форм и способов организации производства, расширении номенклатуры и ассортимента товаров.

Влияние достижений НТП на повышение конкурентоспособности продукции в сельском хозяйстве осуществляется посредствам использования новейшей техники, машин, технологического оборудования, породного скота, высокоурожайный состав сельскохозяйственных культур и их защиты от болезней и вредителей, а также внедрение биотехнологий, генной и клеточной инженерии.

 

Требования к качеству продукции формируются потребителем (покупателем, заказчиком), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.

Роль конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса значительно выше в связи с тем, что производимые продовольственные товары выполняют особую функцию - используются населением в пищевых целях. Поэтому конкурентоспособность продовольственной продукции от многих показателей качества, в их числе: сбалансированности по питательным веществам и калориям, содержания в допустимых пределах загрязнения нитратами, радионуклидами и другими вредными для здоровья людей элементами. Эти составляющие должны быть на соответствующем уровне и выдерживать конкуренцию на внутренних и зарубежных рынках, т.е. бать конкурентоспособными.

 

Для Беларуси повышение конкурентоспособности продукции АПК имеет большое значение исходя из двух основных позиций:

· Во-первых, ставится задача увеличения производства на экспорт продукции из местного сырья.

· Во-вторых, необходимо обеспечить замещение импорта ввозимой продукции за счет производства в Беларуси конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем рынке продукции.

К сожалению, уровень конкурентоспособности большинства видов продукции АПК Беларуси еще недостаточный, поэтому она не может конкурировать даже на рынке Российской Федерации. Это является серьезным сигналом опасности для экономики.

 

Причины низкой конкурентоспособности продукции:

- недостаточный учет базисных условий и возможностей производства АПК;

- отсутствие конкурентной рыночной среды и конкуренции как таковой;

- значительная замкнутость республиканской агросистемы;

- недостаточное качество и высокая стоимость исходных ресурсов для производства продукции;

- просчеты в аграрной политике;

- упрощенные или отсталые технологии производства продукции;

- недостаточная мотивация товаропроизводителей в получение продукции для экспорта и другие нерешенные проблемы.

 

Изучение зарубежного опыта, анализ и оценка ситуации в Беларуси показывают, что на повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства оказывают влияние ряд факторов: ресурсы, НТП, потребительский спрос, конкуренция, проводимая аграрная политика и др. Влияние ресурсов проявляется, в первую очередь, через качественные характеристики каждого его вида. Так, уровень плодородия земельных ресурсов, механический состав, степень их загрязнения радионуклидами, нитратами, ядохимикатами и другими вредными веществами оказывают прямое воздействие на качество растениеводческой продукции.

Трудовые ресурсы АПК Беларуси являются сравнительно «дешевыми», что положительно влияет на уровень себестоимости продукции. Однако, действующая система материального вознаграждения за труд не стимулирует рост его производительности, не нацеливает на достижение лучших результатов в производительной деятельности и повышение конкурентоспособности продукции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.