Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. История – синтезирующая наука, одна из древнейших разновидностей человеческого познания, возникшая в античной Греции уже к VI века до н




 

История – синтезирующая наука, одна из древнейших разновидностей человеческого познания, возникшая в античной Греции уже к VI века до н. э. Первоначально греки распространяли понятие «истории» как на весь свод достоверных знаний о природе, так и на безграничные сферы неизведанного. Геродот углубил это понятие, включив в него функции «распознавания», «разведывания», «спрашивания». В IV в. до н. э. Аристотель предпринял классификацию наук, в которой выделил историю как изучение человеческой деятельности в прошлом, отделив ее от поэзии. Однако на протяжении всей античности и средневековья термин «история» еще не устоялся и зачастую применялся для обозначения всякой научной деятельности.

Лишь к концу ХVIII в. утверждается современное понимание истории как науки, изучающей человеческое прошлое, но по-прежнему сохраняются несколько толкований данного понятия. Наиболее существенными из них являются два:

1) история как прошлая действительность;

2) история как рассказ об этой действительности, запечатленный в устной или письменной традиции. Сочетание данных определений истории делает очевидной основную проблему исторического познания: насколько сама прошлая действительность соответствует рассказу о ней?

В ХIХ столетии, в котором история-наука переживала свой «золотой век», существовало убеждение, что историки способны дать истинную картину прошлого, и для ее получения достаточно внимательного изучения источников и честного, непредвзятого отношения к предмету исследования. ХХ в. приносит в историческую науку существенные изменения: история теряет высокий статус «учительницы жизни», теряет во многом потому, что не смогла осмыслить коренные тенденции новейшего времени, не сумела предвидеть грядущие мировые войны и революции, не предупредила о нарастающей конфликтности будущего. В последнем веке второго тысячелетия в исторической науке появляются самоликвидаторские тенденции, она во многом утрачивает прежнее значение. Такого рода настроения были широко распространены на Западе в 1950–70-е гг., а в постсоветскую эпоху появились и в России.

Однако на фоне распавшихся символов и смыслов исторического познания существует другая тенденция, в которой видны перспективы будущего исторической науки. В ХХ в. не идеологии, не абстрактные схемы мирового развития, а именно сам человек становится центром, вокруг которого группируется вся система современных познаний. И только история дает ему необходимую историческую перспективу, без которой он не может быть понят.

История России является одной из наиболее значимых частей всемирной истории. При ее изучении можно увидеть и понять все основные этапы становления человеческого общества: первобытнообщинный строй, рабовладельческие города-государства, эпоху феодализма, смуту, расцвет абсолютизма, революционные потрясения, тоталитарную систему, становление демократического общества.

История нашей страны, наряду с общими чертами, характерными для мировой истории, имеет свои специфические особенности, которые показывают cамобытность и неповторимость России.

Известный русский историк М.П.Погодин писал: "История для нас есть еще поэма на иностранном языке, которого мы не понимаем и только знаем значение некоторых слов, много-много эпизодов. А сколько мест, искаженных в нашей рукописи от невежества, ограниченности переписчиков Историю надо восстанавливать (restaurare), как статую, найденную в развалинах Афин, как текст Вергилиев в монастырском списке".

Изучение истории необходимо для овладения тем духовным наследием, которое накопило в своем развитии человечество, для понимания настоящего и будущего. Ведь недаром В.О.Ключевский сказал, что история - magistra vitae (наставница жизни - лат.) наказывает за незнание уроков.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.