Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование, распределение и использование прибыли




Рассматривая прибыль как экономическую катего­рию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планирова­нии и оценке хозяйственной и финансовой деятельнос­ти организации, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении организации, используются конкрет­ные показатели.

Емким информативным показателем является балан­совая прибыль.

Прибыль определяется как разница между доходами и расходами организации.

Из приведенного определения следует, что ее про­исхождение связано с получением валового дохода организации от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход организации – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом мате­риальных затрат – представляет собой форму чистой продукции организации, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рисунке

  Валовой доход
Материальные затраты Оплата труда Прибыль
Издержки производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации

Рисунок. Связь между валовым доходом и объемом реализации.

Трудовой коллектив заинтересован как в повыше­нии оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источни­ком не только выживания, но и расширения производ­ства, а следовательно, и роста благосостояния работни­ков организации, их жизненного уровня. Из этого так­же следует, что масса прибыли и валового дохода ха­рактеризует не что иное, как размер эффекта, получае­мого в результате производственно-хозяйственной дея­тельности организации.

В условиях рыночных отношений, как свидетельству­ет мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

• первый источник образуется за счет монопольно­го положения организации по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержа­ние этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других организаций;

• второй источник связан непосредственно с произ­водственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех организаций. Эффектив­ность его использования зависит от знания конъюнкту­ры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:

– во-первых, от правильности выбора производ­ственной направленности организации по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

– во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупате­лей, послепродажное обслуживание и т.д.);

– в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

– в-четвертых, от структуры снижения расходов; производства;

• третий источник проистекает из инновационной деятельности организации. Его использование предпо­лагает постоянное обновление выпускаемой продук­ции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации является балансовая при­быль.

Балансовая прибыль – это сумма прибылей (убыт­ков) организации как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимает­ся не только продажа произведенных товаров, имею­щих натурально-вещественную форму, но и выполне­ние работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как ко­нечный финансовый результат выявляется на основа­нии бухгалтерского учета всех хозяйственных опера­ций организации и оценки статей баланса. Использо­вание термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы организа­ции отражается в его балансе, составляемом по итогам отчетного периода.

Балансовая прибыль включает два укрупненных эле­мента:

– прибыль (убыток) от основной деятельности и от реализации имущества или имущественных прав;

– финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный в организации. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Рассмотрим подробно все составные части балансо­вой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продук­ции (работ, услуг) – это финансовый результат, полу­ченный от основной деятельности организации, кото­рая может осуществляться в любых видах, зафиксиро­ванных в его уставе и не запрещенных законом. Финан­совый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности организации, относящемуся к реа­лизации продукции, выполнению работ, оказанию ус­луг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затра­тами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добав­ленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвен­ными налогами, поступают в бюджет. Из выручки так­же исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым организациям, участвующим в сбыте продукции. Организации, экспор­тирующие продукцию, исключают и экспортные тари­фы, направляемые в доход государства. При этом де­нежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

Состав расходов на производство и реализацию про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Расходы, образующие се­бестоимость, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчис­ления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие.

По реализации продукции, имеющей натурально-ве­щественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемых на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предше­ствующем периоде, и выпуск товарной продукции от­четного периода за минусом той части продукции, ко­торая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал или год. Со­став остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного организацией ме­тода учета выручки – по поступлению денег на расчет­ный счет (в кассу) организации или по отгрузке про­дукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рас­считывается аналогично прибыли от реализации про­дукции. Формирование доходов тесно связано с особен­ностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.

Организация самостоятельно распоряжается своим имуществом. Она вправе списывать, продавать, ликви­дировать, передавать в уставные фонды других органи­заций здания, сооружения, оборудование, транспорт­ные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, то­варно-материальные ценности и другие виды имуще­ства. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в не­которых случаях. При реализации основных фондов фи­нансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесен­ных расходов по реализации.

Под иным имуществом организации понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, про­граммные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иност­ранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бы­товых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества организации и их балансовой стоимостью (с учетом по­несенных в связи с этим расходов) составляет финан­совый результат, влияющий на сумму балансовой при­были.

Финансовые результаты от внереализационных опе­раций – это прибыль (убыток) по операциям различ­ного характера, не относящимся к основной деятель­ности организации и не связанным с реализацией про­дукции, основных средств, иного имущества организа­ции, выполнением работ, оказанием услуг. Финансо­вый результат определяется как доходы (убытки) за ми­нусом расходов по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) организации разнороден и довольно обширен. Значи­тельный удельный вес могут составлять доходы от дол­госрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельнос­тью организации).

Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств организации в деятельность других организаций, которое дает возможность получить дохо­ды. Под долгосрочными финансовыми вложениями по­нимаются затраты организации по вкладу средств в ус­тавный капитал других организаций (товариществ, ак­ционерных обществ, совместных, дочерних организа­ций), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений отно­сятся приобретение краткосрочных казначейских обяза­тельств, облигаций и других ценных бумаг, предостав­ление средств взаймы на срок менее года. Денежные или другие имущественные средства участников дого­вора о совместной деятельности без образования для этой цели юридического лица также считаются финан­совыми вложениями – долгосрочными или краткос­рочными в зависимости от срока действия договора, поэтому доходы от них также включаются в состав внереализационных доходов.

Доходы от долевого участия в уставном капитале другой организации представляют часть его чистой при­были, которая поступает учредителю в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, па­кетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. Организация имеет право на получение дохода по пенным бумагам акционерных обществ, если они при­обретены не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их вышины. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения. По средствам, предоставляемым взаймы, организация по­лучает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.

 

Рисунок. Формирование и распределение прибыли организации

При рассмотрении прибыли как конечного финансо­вого результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается организации, так как подвергается обложению налогом.

Таким образом, важнейшая роль прибыли, усилива­ющаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, на­сколько достоверно определена плановая прибыль, бу­дет зависеть успешная финансово-хозяйственная дея­тельность организации. Прибыль является простым и понятным критерием для оценки эффективности хо­зяйственных решений. Это главный критерий выбора лучших решений. Максимизация прибыли - это фор­мальная цель, ради которой существует организация. Того, кто вложил капитал, интересуют не конкретные проекты, а прибыль. Прибыль - это конечная награда за эффективный труд и создание ценностей для потре­бителей.

Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений. Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного воспроизводства и с изменением задач, стоящих перед экономикой.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов российского государства. Меха­низм распределения прибыли должен быть построен та­ким образом, чтобы всемерно способствовать повыше­нию эффективности производства, стимулировать раз­витие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий обществен­ного производства на различных этапах развития рос­сийской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, ак­кумулируемой в доходах бюджета и остающейся к рас­поряжении фирмы.

С развитием приватизации и акционирования орга­низации имеют право использовать полученную при­быль по своему усмотрению, кроме той ее части, кото­рая подлежит обязательным вычетам, налогообложе­нию и другим направлениям в соответствии с законо­дательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на ста­дии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать вы­полнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, матери­альные и социальные нужды организаций.

Прибыль, получаемая организацией в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения является балансовая прибыль. Государство в законодательном по­рядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесению в соответствующие бюджеты в виде налогов и дру­гих обязательных платежей. Принципиально важно, что­бы при этом соблюдались интересы как государства, так и коммерческих организаций. Размер изъятия при­были в бюджет не должен снижать заинтересованность хозяйствующих субъектов в расширении объемов и улучшении финансовых результатов предприниматель­ской деятельности.

Разница между балансовой прибылью и суммой на­логовых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль организа­ции, или прибыль, остающуюся в ее распоряжении.

Чем больше прибыли, полученной органи­зацией, остается в ее распоряжении, тем меньше по­требность в привлечении средств из заемных источни­ков, тем выше уровень ее самофинансирования и фи­нансовой устойчивости.

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на две ос­новные группы:

а) внешние (генерируемые внешними условиями де­ятельности организации);

б) внутренние (генерируемые особенностями хозяй­ственной деятельности данной организации.

Внешние рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся следу­ющие.

Правовые ограничения. Законодательные нормы оп­ределяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использова­ния (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т. п.).

Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным обра­зом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан зна­чительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества организации, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала и наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направле­нию на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использова­ния прибыли.

Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесце­нивания будущих доходов, формируя склонность соб­ственников к росту текущих их выплат. Однако если организация выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать тем­пы инфляции) или его инвестиционные проекты обес­печивают высокий уровень материализации капитала, то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь. Главным условием при этом являет­ся выплата текущих доходов собственникам в предстоя­щих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

Стадия конъюнктуры товарного рынка. В период подъема конъюнктуры рынка, на котором организация реализует свою продукцию, эффективность капитали­зации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет по­лучить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предше­ствующие периоды.

«Прозрачность» фондового рынка. Возможность быст­рого использования акционерами информации о харак­тере распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию позволяет им оперативно принимать решения о реинвестировании капитала (при сни­жении уровня дивидендных выплат) или приобретении дополнительного числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в условиях высокой «прозрачности» фондового рынка необходимо учиты­вать последствия управленческих решений о распреде­лении прибыли, их влияние на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций. При отсут­ствии такой «прозрачности» влияние этого фактора проявляется в меньшей степени и со значительным «ла­гом запаздывания».

Среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал. Характер этого показателя формирует эффек­тивность пропорций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управлен­ческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возраста­ют тенденции повышения доли прибыли, направляе­мой на потребление. В то же время рост этого показате­ля создает предпосылки к более эффективному исполь­зованию реинвестируемого капитала, т. е. повышение доли капитализируемой части прибыли.

Альтернативные внещние источники формирования финансовых ресурсов.

Если организация имеет возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на усло­виях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ организации к внешним источникам формирования ка­питала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной сто­имости капитала, сложившийся в организации, более эффективным будет использование прибыли в инвести­ционных целях.

Внутренние факторы оказывают решающее воздей­ствие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкрет­ным условиям и результатам хозяйствования данной организации. К числу важнейших из этих факторов от­носятся следующие.

Менталитет собственников организации. Это один из важных показателей формирующих конкретный тип по­литики распределения прибыли организации (его диви­дендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожида­нием этих доходов в будущем периоде, они будут на­стаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их мента­литет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие организации с более приемлемой для них ди­видендной политикой). В то же время, если собственни­ки не нуждаются в высоких текущих доходах и предпо­читают еще более высокий уровень этих доходов в пред­стоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать (если их менталитет не будет удовлетворен, они также будут вынуждены реинвестировать свой капитал в дру­гие организации с соответствующей дивидендной по­литикой).

Уровень рентабельности деятельности. Этот показа­тель оказывает существенное влияние на свободу фор­мирования пропорций распределения прибыли. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятель­ности (а соответственно и меньшей сумме распределяе­мой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена. Это связано с тем, что определенная часть прибыли «связана» кон­трактными обязательствами с собственниками- (уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям) с персоналом (формы социальной защиты) или обус­ловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому остающаяся часть распределяемой прибыли на пропорции ее использования в этих усло­виях существенно влиять не будет.

Инвестиционные возможности реализации высокодо­ходных проектов. Если в портфеле организации имеют­ся готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзвешенную стоимость капитала, и такие проекты могут быть реали­зованы в относительно короткий период, доля капита­лизируемой прибыли (при прочих равных условиях дол­жна возрасти).

Стадия жизненного цикла организации. На ранних стадиях своего жизненного цикла организации вынуж­дены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат собственникам. В то же время организации в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирова­ния, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а сле­довательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат.

Уровень коэффициента финансового левериджа. Если организация имеет возможность повысить эффект фи­нансового левериджа за, счет роста его коэффициента, не снижая при этом существенно уровень своей финан­совой устойчивости, доля потребляемой прибыли в процессе ее распределения может быть повышена. И на­оборот, если коэффициент чрезмерно высок и не обес­печивает прирост финансовой рентабельности, а сни­жение объема используемого заемного капитала может вызвать существенное сокращение объемов операцион­ной деятельности, организация вынуждена капитали­зировать значительную часть своей прибыли.

Уровень концентрации управления. Если в процессе оп­тимизации структуры капитала возникает необходи­мость существенного увеличения доли собственной его части, а собственников волнует угроза потери финан­сового контроля над управлением организацией при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе распределения прибыли уровень ее капитали­зации должен существенно повышаться. Только при ус­ловии существенного возрастания объема внутреннего финансирования развития организации контролируе­мый объем капитала, обеспечивающий реальное управ­ление организацией, останется в руках прежних соб­ственников.

Уровень текущей платежеспособности организации. В условиях низкого уровня текущей платежеспособности высокого объема неотложных финансовых обязательств организация не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потреб­ление. Это привело бы к значительному снижению уровня ликвидности активов, поддерживающих теку­щую платежеспособность, а также к возрастанию угро­зы банкротства организации. С позиции финансового риска снижение платежеспособности более опасно, чем снижение уровня дивидендных выплат отрицательно влияющего на рыночную стоимость акций.

Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Чем выше численность персонала, тем больше объем контрактных обязательств организа­ции по участию персонала в прибыли, тем, соответ­ственно, выше должна быть доля потребляемой части прибыли. Этот фактор формирует и внутренние про­порции распределения потребляемой части прибыли – между собственниками и персоналом организации.

Уровень рисков осуществляемых операций и видов дея­тельности. Если организация ведет агрессивную поли­тику в отдельных сферах своей деятельности или осу­ществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирова­ние резервного и других страховых фондов. Без обеспе­чения такого минимального внутреннего страхования высокорисковой хозяйственной деятельности возраста­ет неотвратимая угроза банкротства организации.

Альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов.

Если потребность в инвестиционных ресурсах, обес­печивающих прирост намеченных объемов операцион­ной деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирова­ния (амортизационных отчислений, реализации неис­пользуемых машин и оборудования, продажи финансо­вых активов при их низкой инвестиционной отдаче и т. п.), то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются, И наобо­рот – если прибыль является преимущественным внут­ренним источником формирования финансовых ресур­сов, обеспечивающих развитие организации, доля ка­питализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого досту­па к внешним источникам финансирования).

Необходимость ускорения завершения начатых инвес­тиционных программ и проектов. Ряд ранее начатых ин­вестиционных программ и проектов, связанных с реги­ональной или товарной диверсификацией хозяйствен­ной деятельности, переходом на новые технологии, об­новлением состава операционных основных фондов и другими направлениями стратегического развития орга­низации, могут требовать ускоренного завершения в ус­ловиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка и т. п. При недостатке инвестици­онных ресурсов для ускорения завершения их реализа­ции следует отказаться от высокого уровня потребле­ния прибыли в пользу ее капитализации.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать в органи­зации конкретный тип политики распределения при­были (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития организации в предстоящем периоде.

Определение порядка распределения и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции коммерческой организации.

Цель анализа распределения прибыли – установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемос­ти) капитала и самофинансирования торговой органи­зации. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Рисунок. Распределение и использование прибыли

В России резервный капитал создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Средства этого фонда имеют целевое назначение – для покры­тия непредвиденных потерь, компенсации риска, дру­гих расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различ­ные фонды организации. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов но акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно го­ворить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие организации. Уравнивание соотно­шения этих сумм свидетельствует о предкризисном со­стоянии.

Выявленные пропорции (в процентном соотноше­нии) использования чистой прибыли характеризуют распределительную политику руководства организации. Так, соотношение фондов потребления и фондов на­копления один к четырем свидетельствует о значитель­ном инвестировании.

Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, организация снижает темпы эко­номического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направлен­ная на инвестирование (капиталовложения), способ­ствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении организации, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по при­надлежности к собственникам. В акционерном обществе фонды потребления находятся в собственности трудо­вого коллектива организации, а фонды накопления – в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фон­ды потребления не могут быть отнесены к капиталу организации. Различие Капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления – в результате рас­пределения чистой прибыли.

Российское законодательство предоставляет органи­зациям независимо от организационно-правовой фор­мы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокуп­ной величиной прибыли по всем видам деятельности организации и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль.

Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая предназначена для строительства и приобретения ос­новных фондов, т. е. создания нового имущества орга­низации. При создании этого фонда организации ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, ис­пользуется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного на­значения и осуществление других капитальных вложе­ний. Часть средств фонда накопления, направленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые чис­лились в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалентная стоимость другого имущества, созданно­го на эти средства и также отраженного в активе, но по другой статье (например, «Основные средства», «Нематериальные активы» и др.).

Кроме того, за счет фонда накопления финансируют расходы, которые носят безвозвратный характер.

Для контроля за движением средств в составе фонда накопления рекомендуется выделять фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.

Средства фондов Потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и ма­териальное стимулирование коллектива организации. За счет средств фондов потребления работникам выплачи­ваются премии, не связанные с производственными ре­зультатами, различного вида поощрения, вознагражде­ния за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Со­циальные и компенсационные выплаты, произведен­ные организацией сверх норм, установленных законо­дательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся: материальная помощь, оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых, приобретение за счет организации медикаментов и т. п.

Бесфондовый метод чаще всего используют малые организации.

Фондовый метод использования прибыли предпола­гает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок форми­рования и расходования средств фондов определяется организацией самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике организации.

С расширением спонсорской деятельности часть чис­той прибыли может быть направлена на благотвори­тельные нужды, на оказание помощи театральным кол­лективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стиму­лирующие условия хозяйственного развития организа­ций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерчес­кой деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.