Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотическая концепция культуры




Главным трудом немецкого философа Эрнеста Кассирера (1874-1945) стала «Философия символических форм» (1929). Это выдающееся произведение представляет собой ряд взаимосвязанных исторических и систематических исследований, посвященных языку, мифу, религии и научному познанию. Для «позднего» Кассирера научное (естественнонаучное) мышление – лишь «особая форма выражения творческой энергии духа». Общим понятием для него становится «дух», отождествляемый с «духовной культурой» и «культурой» в целом в противоположность «природе».

Средство, с помощью которого происходит всякое оформление духа, он находит в знаке, символе, или «символической форме». Функция символизации, означения представлена равным образом во всех формах духа – в словах и выражениях языка, в конструкциях мифического мышления, в притчах и аллегориях религии, в образах и метафорах искусства, в понятиях и формулах науки. Более того, в «символической функции», полагает Кассирер, открывается сама сущность человеческого сознания как его способность существовать через синтез противоположностей.

Во-первых, в знаке сознание прерывает и фиксирует свое непрерывное течение. Во-вторых, оно может явить нам свое внутренне идеальное содержание только через внешний, чувственно ощущаемый материальный субстрат. При этом само придание значения выступает не просто фиксацией готового смысла, а его создание, со-творение. В-третьих, единичность материального субстрата, не переставая быть таковой, представляет сознанию в единстве значения всеобщее и многообразное.

«Символическая функция» как фундаментальная функция сознания реализуется в трех основных типах, которые в онто- и филогенетическом плане являются ступенями ее эволюции – «функция выражения», «функция изображения», «функции значения». Усваивая старые и творя новые символы, человек выражает духовно-смысловое в материально-чувственном, динамичное в стабильном.

Так он добивается индивидуальной свободы и «бессмертия», умножая общезначимые человеческие ценности. Среда, в которой реализуется символическая функция, – культура, язык, жизненное пространство сообществ в виде истории. Смысл исторического процесса Кассирер видит в «самоосвобождении человека» в ходе изменений. Он считает, что понятие «разум» слишком узко для того, чтобы охватить все формы культурной жизни человека во всем богатстве ее содержания. Все эти формы – символические формы культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.