Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные циклы К. Ясперса




В отличие от популярной в Европе первой половины XX века теории культурных циклов, немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод О. Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве, или типы «настроений», но не дает возможности установить законы. К. Ясперс также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.

В мировой истории он выделяет четыре периода: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха духовной основы человеческого бытия «осевое время» и эпоха «развития техники». По его мнению, «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем – от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом – от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе.

Прометеевская эпоха, согласно Ясперсу, началась лишь около 5000 г. до н.э. В доисторическую эпоху закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет использование огня и орудий, появление речи, способы формирующего человека насилия над самим собой (например, табу), образование групп и сообществ, жизнь, формируемую мифами.

Второй период, выделяемый Ясперсом, это «великие исторические культуры древности». Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара: шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н.э.; доарийская культура долины Инда 3 тысячелетия; архаический мир Китая 2 тысячелетия до н.э. Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и специфической технической рационализации.

Третий период «осевое время», согласно Ясперсу, в истории человечества была эпоха духовного основоположения всех тех культур. Эту ось мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до нашей эры, к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао цзы, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеримия. Это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения позволили человеку осознать бытие в целом, самого себя и свои границы.

Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Общие духовные корни позволили найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.

Современной научно-технической эпохе свойственны принципиально новые информационные и других технологии, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, которые заложат основы для второго «осевого времени». Описывая и прогнозируя историко-культурный процесс, Ясперс представляет его в виде «двух дыханий»: первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, и, быть может, приведет через образование ко второму осевому времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.