Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция культурного релятивизма




В концепции американского антрополога А. Крёбера (1876-1960) важным теоретическим источником стала и философия жизни В. Дильтея, который считал переживание и понимание смысла культурных ценностей основным методом познания в науках о духе. А. Крёбер отрицал разделение культур на «высшие» и менее развитые, рассматривал историю человечества как совокупность сменяющих друг друга культур. Анализируя культуру, он считал, что все они проходят в своем росте одинаковые фазы возникновения, расцвета и упадка.

Каждая культура, по его мнению, представляет собой систему элементов, сцепленных определенным способом и образующих целостность в виде определенной модели, образца, типа. Крёберсчитает, что всем культурам присуща доминантная идея, подчеркивающая выдающиеся ее достижения и уникальность. Культура как целостное образование, представляет собой самодостаточную сущность, развивающуюся в силу внутренне присущего ей динамизма (импульса). Проходя все свои жизненные циклы, она движима некоей заложенной в ней «культурной энергии».

Американский антрополог М. Херсковиц (1895-1963) является создателем общетеоретический идеи «культурного релятивизма» (относительности) как способа понимания ценностей культур. Обобщающим итогом его научной деятельности явилась «Культурная антропология» (1948), в которой в систематической форме изложена данная культурологическая концепция. В ней он расходится с предшествующими теориями культуры, решительно высказывается против их «детерминизмов»:

- расистский детерминизм, объясняющий всю специфику культур, исходя из телесной организации индивидов;

- географический детерминизм, когда все своеобразие культур объясняется только особенностями природной среды обитания;

- экономический детерминизм, согласно которому определяющим фактором является способ производства материальных благ.

М. Херсковиц был несогласен с положением развития самобытных культур как части единого всемирно-исторического процесса, имеющего при этом единую эволюционно-прогрессивную направленность. Историко-культурный процесс представлялся ему в виде суммы разнонаправлено развивающихся культур. В каждой культуре он видел неповторимо уникальную модель, определяемую традицией, проявляемую в присущих каждому народу специфических системах ценностей.

Пристальное внимание М. Херсковиц уделил механизму изменения культур. Источник развития он находит в динамическом единстве устойчивости и изменчивости культур. Американский ученый подчеркивает, что всякое изменение возможно только при сохранении некоторых консервативных структур, являющихся субъектом развития. Разрушение же устойчивых структур в культуре в угоду быстрым изменениям, означает ее деградацию и утрату самобытности. М. Херсковиц вводит новое понятие «энкультурация», отражающий процесс приобретения индивидом конкретной формы специфического этнокультурного опыта.

Основное содержание энкультурации состоит в усвоении индивидом особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Главной задачей человека на уровне детства выступают вопросы приобретения культурных норм, этикета, традиций, религии, обеспечивающих стабильность культуры. Основная задача взрослого человека сводится к тому, что у него появляется возможность принимать или отрицать общественные утверждения, высказывать собственные суждения, обеспечивая изменения в накопленном культурном опыте.

Таким образом, энкультурация обеспечивает не только воспроизводство культурного человека, но и содержит механизм осуществления изменений. Содержание энкультурации определяет и смысловое ядро концепции Херсковица – принцип культурного релятивизма. Главной идеей указанного принципа является признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Это предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отказ от идеи этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур разных народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.