Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение электронной коммерции




ОРГАНИЗАЦИИ

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ

Сегодня под термином «электронная коммерция» в общем случае понимается предоставление товаров и платных услуг через глобальные информационные сети. В область, охватываемую этим понятием, включаются не только интерактивные трансакции, но и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей рынка сбыта, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными при совершении сделки как одну из составляющих. Электронная коммерция — форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров проводится с использованием технологий Интернета, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и (или) средств платежа. Под электронной коммерцией подразумевают любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей. Преимущества электронной коммерции системно можно представить в виде следующей таблицы (табл. 17).

Глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была доступна лишь крупным компаниям, то использование Интернета позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в сети дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный вид бизнеса формирует новый канал для сбыта — «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через интерактив, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в интерактивном режиме.

Таблица 17

Преимущества электронной коммерции

Под определение электронной коммерции попадают не только системы, ориентированные на Интернет, но также и «электронные магазины», использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из глобальной сети, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Несмотря на то, что Интернет является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности.

Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту. Сегодня электронная коммерция предполагает использование кредитных карт и передачу по сетям зашифрованных данных. В силу неустойчивости российской экономики число владельцев пластиковых карт в России пока остается небольшим. Кроме того, согласно российскому законодательству, в нашей стране запрещена передача по сетям информации, зашифрованной по зарубежным стандартам. В связи с этим использование в коммерческой сфере готовых зарубежных решений требует их существенной доработки.

Окончание таблицы 17

Таким образом, можно выделить следующие модели электронной коммерции, классифицированные по общей характеристике, типу, сравнению преимуществ и недостатков (табл. 18).

Одной из «характеристик», с помощью которой можно анализировать многомерный мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции. Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных («физических» — в отечественной терминологии) лиц, сильно отличаются от требований, возникающих при работе с корпоративными клиентами — фирмами и компаниями. Корпоративные клиенты — бизнес-партнеры — должны быть определены заблаговременно, расширение их круга — достаточно сложный процесс. В то же время целесообразность увеличения числа частных клиентов не вызывает сомнений. Так, электронный книжный магазин без каких-либо предварительных условий должен

Таблица 18

Модели электронной коммерции

 

принимать заказы от любого, кто способен заплатить. Для обозначения формы электронной коммерции, ориентированной на корпоративных клиентов, в англоязычных источниках используется термин business-to-business (B2B), в отличие от сектора business-to-consumer (В2С), ориентированного на работу с частными лицами, то есть взаимодействие осуществляется на уровне производитель — конечный потребитель. Электронная коммерция связана напрямую с Интернет-рекламой, и заключается в продажах товаров через Сеть конечным пользователям. Сейчас основная часть оборота в Сети — это реализация продукции производственно-технического назначения и организация через Интернет совместных бизнес-проектов. Постепенно развивается и обычная коммерция, то есть продажи потребительских товаров через Интернет. В России существует не один десяток магазинов, которые продают свои товары и услуги через Сеть. Согласно исследованиям американских специалистов, за 2001—2002 годы продажи через Интернет возросли на 300 %. Пользователи Сети выделяют следующие причины, по которым они начали совершать покупки через Интернет: 53 % — удобство, 46 % — больший выбор, 45 % — экономия времени, 25 % — совершать покупки интересней 3. Аналогичные опросы были у другого агентства — GVU.

В данном случае пользователи выделили:

удобство — 65 %, подробная информация от поставщиков — 50 %, нет навязчивого давления от продавцов — 55 %, экономия времени — 53 %. Самыми популярными в США группами товаров, реализуемыми интерактивно, являются: программное обеспечение

— 38,8 %; книги — 19 %; компьютеры и комплектующие

— 15 %; музыка — 10 %; подарки — 10 %4.

Окончание таблицы 18

Поскольку WWW основывается на компьютерных технологиях, то и для полноценной работы с мультимедийными Webразделами необходимы наиболее современные программные и технические средства. Более неожиданным представляется увеличение других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги. В таблице 19 проиллюстрировано ранжирование секторов рынка в соответствии с двумя различными критериями:

объемом продаж в денежном выражении и количеством проданных экземпляров того или иного товара (или обслуженных клиентов).

Таблица 19

Распределение позиций секторов рынка электронной коммерции

Отметим, что приводимый в таблице сектор программного обеспечения составляют главным образом не средства, ориентированные на обычного пользователя, а высокотехнологичные системы: комплексы САПР, программы для медицины и промышленности, средства разработки программного обеспечения.

Рис. 9. Рост оборотов электронной коммерции в России

Следовательно, используя совершенно новый продукт для продажи в Интернете создается новый сектор рынка электронной коммерции. Интернет представляет собой стратегически важное дополнение к традиционным видам предпринимательства, а также выступает как необходимый элемент бизнеса и электронной коммерции, о чем свидетельствует положительная динамика роста оборотов электронной коммерции в России и мире 6 (см. рис. 9, рис. 10).

Рис. 10. Рост оборотов электронной коммерции в мире

В таблице 20 проиллюстрировано соответствующее использование корпорациями возможностей Сети. Большинство (76 % в 1999 г.) стремится сделать доступной в интерактивном режиме торговую информацию и около половины осуществляют прием интерактивных заказов.

Таблица 20

Использование Интернета для привлечения покупателей

Из технологий, на которых может базироваться электронная коммерция, наиболее отработанной на сегодняшний день является электронный обмен данными — EDI (Electronic Data Interchange). Этот метод кодировки последовательных трансакций

и их обработки в интерактивные режимы используется уже 25 лет и представляет собой индустрию объемом в 45 млрд. долл. Согласно данным Giga Information Group, только лишь компании США осуществляют в электронном режиме закупок на сумму до 500 млрд. долл. в год. Уменьшение издержек — наиболее значимый результат внедрения EDI. Обработка заявки, поступившей в форме бумажного документа, обходится в $150, использование же EDI уменьшает эту цифру до $25. EDI существенно уменьшает себестоимость, однако начальные вложения в специализированные коммерческие сети (VAN) и программное обеспечение, осуществляющее преобразование данных в EDI-формат и обратно, достаточно велики. Поэтому лишь крупные корпорации смогли воспользоваться выгодами от внедрения технологии EDI.

Однако использование Интернета в качестве коммуникационной основы для EDI позволяет устранить ценовой барьер и открывает небольшим компаниям пути к использованию этой технологии. Отметим, что компании, занимающиеся электронной коммерцией, все в большей степени ассоциируют EDI с Интернетом, а не с VAN. По результатам опроса журнала Datamation, упомянутом выше, 54,6 % компаний-респондентов внедрили EDI, но лишь 17,7 % из них используют VAN. Рамки сетей VAN, сжимающие рынок EDI, слабеют по мере того, как все больше компаний делают выбор в пользу Интернета, что обеспечивает снижение затрат и уменьшение времени отклика. И хотя Интернет не может обеспечить такого же уровня гарантированной доставки информации, как VAN, программные средства позволяют компенсировать это посредством обработки сообщений в режиме двойного контроля и ретрансляции в конце делового дня искаженных или утерянных сообщений.

Организация электронной коммерции во многом зависит от нормативно-правовой базы, в соответствии с которой формируются права, обязанности и ответственность сторон-партнеров. Если покупатель виртуальных товаров находится в России (иностранец или российский гражданин), то он всегда может обратиться к закону «О защите прав потребителей», причем независимо от гражданства продавца. Если продавец — российское юридическое лицо, то в этом случае сделка будет полностью регламентирована нормами законодательства Российской Федерации. Если продавец — иностранная компания, то вопрос решается сложнее. Конечно, существует проблема идентификации субъекта в Интернете: сервер может физически находиться в одной стране, размещать информацию компании из другой страны, в то время как контрагент по этой сделке находится в третьей, а доставка продукции осуществляется из четвертой и так далее. Однако если торгующая организация является добросовестным участником экономических отношений, она, естественно, разместит о себе максимально полную и объективную информацию, включая регистрационные данные и местонахождение. В любом случае покупатель всегда сам может решить, достаточно ли опубликованной информации о продавце и стоит ли иметь с ним дело. Законы, относящиеся к заключению сделок, во всех странах различны, и когда сделку заключают представители разных государств, всегда возникает вопрос, каким правом решать конфликты между сторонами. Этот вопрос встает с тех пор, как появилось понятие международной торговли. А регулирование международных торговых отношений складывалось веками, и нормы международного права вполне определенно способствуют решению таких конфликтов. Существуют международные договоры, регламентирующие торговые отношения. В этих договорах нет еще документов, регламентирующих именно электронную торговлю, но по сути она не принципиально отличается от, например, заказов по телефону, по каталогу или через телемагазин.

Если говорить о российском законодательстве и порядке заключения сделок, то следует отличать простую письменную форму сделки от ее бумажного оформления. Гражданский кодекс Российской Федерации не требует, чтобы сделка непременно была отражена на бумажном носителе. Пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса указывает лишь на то, что сделка должна быть совершена путем составления документа, а на бумаге этот документ или нет — закон не упоминает 10. Кроме того, следующий пункт этой же статьи допускает использование «электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон». А как можно поставить электронно-цифровую подпись на бумаге? Далее в Гражданском кодексе указывается, что «договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору» (п. 2 ст. 434).

И самое интересное: письменный договор может быть... вообще не «написан», если лицо, получившее оферту, выполняет указанные в ней условия (например, производит оплату, указывает ассортимент, наименование товара, адрес доставки). Кроме письменных сделок существуют еще и устные, когда достаточно явного обоюдного желания совершить сделку. «...Могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении...» (п. 2 ст. 159 ГК) 13. Так может происходить, например, доступ к разного рода базам данных или покупка программного обеспечения: покупатель производит платеж и сразу же получает доступ к интересующей информации или «скачивает» необходимые файлы. Если рассматривать конкретно правовые нормы, регламентирующие виртуальную торговлю, то и здесь нет правового вакуума:

помещение на сервере информации о предлагаемых товарах будет рассматриваться как публичная оферта (ст. 494 ГК), а к заключаемым договорам применимы правила продажи товаров по образцам (ст. 494 ГК), которые существовали и до принятия действующего Гражданского кодекса (Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 970 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» и Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 169 «Об утверждении Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей»).

Таким образом, российское законодательство имеет определенные средства для регулирования проводимой в Интернете коммерческой деятельности. Следовательно, заключенные через Сеть сделки никак нельзя рассматривать как изначально недействительные, и стороны имеют полное право отстаивать в суде свои интересы по «виртуальным» договорам. Вообще не видится никаких правовых препятствий к тому, чтобы российские судебные органы могли применять в своей практике используемые в Интернете электронные документы, подкрепленные электронной подписью.

Обобщая выше изложенное, электронную коммерцию можно охарактеризовать как среду, позволяющую:

• обеспечить корпоративной информацией весь мир или целевую группу клиентов;

• сократить издержки;

• автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы компании как внутри, так и в отношениях с поставщиками, дилерами и партнерами;

• обеспечить бесперебойную работу бизнеса (7 дней в неделю, 24 часа в сутки);

• выходить на любой рынок мира, развивать отдельные направления бизнеса.

Электронная коммерция является достаточно новой областью бизнеса, особенно для России. Можно выделить следующие факторы, препятствующие развитию электронной коммерции:

• малая интегрированность реального бизнеса с электронными системами;

• сравнительно малая инвестиционная активность в этой сфере;

• сравнительно небольшое число русскоязычных пользователей Сети.

(назад в оглавление)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.