Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1. История предпринимательства. История возникновения предпринимательства




История предпринимательства.

  1. История возникновения предпринимательства.
  2. Этапы развития теории предпринимательства.
  3. Мотивация менеджеров и предпринимателей.

 

1. Предпринимательство зародилось еще в первобытно – общинном строе. Дальнейшее развитие в товарно-денежном отношении, с появлением специальных лиц. В феодальном строе появление мануфактур, увеличение объема труда. Не хватает одной составляющей – свободного рынка труда. Совершенное предпринимательство связано с развитием капитализма. Привлечение средств мелких вкладчиков дало большой шаг в развитии, т.е. появление акционерных обществ (юридическое лицо, отвечающее за капитал, которым владеет). Первые акционерные общества появились в торговле в 1601 – 1602гг. в Англии и Голландии. В 1701г. появились первые акционерные банки.

 

2. Первый этап относится к началу 18в. Он связан с Ричардом Контильеном и его «Опыт о природе торговли вообще», дал первое определение предпринимателю. Предприниматель – это хозяйствующий субъект, принимающий на себя обязательства нести различные риски. Жан Батист Сей (1903г. «О политики экономии»). Предприниматель – это экономический субъект, комбинирующий фактор производства, передвигающий экономические ресурсы из области низкой рентабельности в область высокой рентабельности и производительности. Смит представляет предпринимателя так: предприниматель – это собственник капитала, который ради реализации какой – то экономической идеи идет на экономический риск и получение прибыли.

Выводы из учений классиков об экономическом предпринимательстве.

· В трудах их заложен мотив: цель предпринимателей получение прибыли.

· Полученный доход надо капитализировать в своей стране, способствовать экономическому росту.

· Предприниматель – собственник дела, который владеет капиталом для развития своей деятельности.

· Предприниматель должен постоянно соединять факторы производства для достижения предпринимательского успеха.

· Они считали, что предпринимательская деятельность рискованное занятие, что будущий предприниматель должен быть готов к принятию риска и готов преодолевать сопротивления внешней и внутренней среды.

· Предприниматель свободная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей субъектов рыночной экономики.

· Государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность.

· Классики сформировали функции предпринимательства:

ü Общеэкономическая

ü Социальная

ü Ресурсная (творческо-поисковая и организаторская)

 

Второй этап связан с выделением иновационности как основной чертой предпринимательства. Основоположником является Шумпетер (1853 – 1950гг.) Учение о сущности предпринимательства, их личных качеств, мотивов деятельности. Предприниматель – это хозяйствующий субъект, функции которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают активным элементам предпринимательства. Это те кто не имеет длительных связей с конкретными предприятиями, а используют эти связи для проведения новых комбинаций. Предприниматель характеризуется: 1. особым взглядом на вещи. 2. способность идти вперед в одиночку, не пугаясь неопределенностей и возможного сопротивления. 3. воздействие на других людей, обладать авторитетом. Поведение предпринимателя заключается в двух моментах: а) имеет объект б) быть предпринимателем значит делать не так как делают другие. Предпринимательство – это не профессия, в таком состоянии нельзя находиться долгое время. Чуть позже идеи Шумпетера развивал Хайек. По его словам: бизнес значительно шире предпринимательства. Он равнозначен любой профессии.

 

Третий этап. Сосредоточение внимания на особых личностных качествах предпринимателя. Способность реагировать на различные ситуации. В связи с этим экономист Кирцвер определил роль предпринимателя – это добиться такого регулирования, какая бы обеспечивала движение рынка в состояние равновесия. Предприниматель – это человек, который открывает свой новый бизнес при этом не каждый бизнес является предпринимательским, а только тот который создает новый бизнес. Предпринимательство нельзя отнести не к науке не к искусству, это конкретная деятельность или практика.

 

Четвертый этап связан с переносом акцента в анализе деятельности предпринимательства. С этим этапом связана фамилия Пиншо. Предпринимательство рассматривается как способ ведения дел на самостоятельной независимой основе внутри больших организаций, что составляет основу внутрифирменного предпринимательства, а инфракапитал это капитал, лежащий в основе внутрифирменного предпринимательства.

 

3. В психологических теориях мотивация рассматривает модели поведения менеджеров и предпринимателей. Первые попытки отличить теории мотивации – конец 19в. У.Джеймс впервые разработал учение об эмоциях, получившее название Джеймса – Бланка. Согласно авторам – эмоциональный ответ предшествует эмоциональному переживанию, т.е. эмоции проистекают из поведения, а не наоборот. Джеймс выделил 2 инстинкта, определяющих успех на 90%: честолюбие и стремление к соперничеству. Джеймс понял, что у эмоций нет главного, что составляет суть мотива - направленности к цели (мотивы побуждают, а цель направляет поведения). Чуть позже Макддугал – открыл еще один мотив – мотив конструктивности. В 20 веке – множество тестов по мотивации. Следующей концепцией была теория ожидания и ценностей. Основу заложил А.Маслоу (пирамида потребностей) – т.е. погрешность в самовыражении. Различают 2 понятия – мотив (выражает стабильные черты личности, которые в эмоциональной сфере) и мотивацию (ситуационная характеристика, тенденция к действию, которая не заложена в челе, а сформулирована здесь и сейчас). Важные элементы, ориентированные на поведение и мотивацию к достижению. Развил – Маклелланд – в 1961г. его труд рассматривал применение теории к разным областям. Мотив достижения – основной побудитель к занятиям бизнеса. Предприниматели отличаются от других тем, что способны взять на себя высокую ответственность. Выделим 3 условия при которых появляется мотив достижения: 1) человек должен быть готов к взятию всей ответственности за исходные дела. 2) четко представлять чем закончится дело. 3) успех не должен быть четко определен и гарантированным, но должен быть связан с умеренными рисками или некоторой определенностью. Формула успеха. Чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. Неудача при решении легкой задачи более привлекательна для индивида, чем при решении трудной задачи. Предприниматель выбирает средний путь, где вероятность достижения успеха 50%. Неудача способна усилить мотивацию. Неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабой мотивацией достижения.

Атрибутивная теория мотивации. 1950г. Хейдер. Успех объясняется 4 факторами: способностями и усилиями (внутренние контролируемые факторы) и трудностью задачи и везением (внешние контролируемые факторы). 1,2 – стабильные, 3,4 – нестабильные. Индивид нацеленный на успех и не боящийся поражения предписывает победу своим внутренним факторам (неудачу связывает с собой). Человек другой – козни из вне. Разница – идея, связанная со шкалой интервальности (верить в собственные способности, влиять на внешние окружения и подчинять успех себе) и экстернаты (менеджер не равен предпринимателю). Экстерналы лучше учитывают влияние внешних сил, что необходимо менеджеру. В 1976г. Киртан разработал свою шкалу – на основе предыдущей. У менеджеров преобладает адаптивность, у предпринимателей инновационность. Менеджер – человек, вникает во все детали, норм и правил. Предприниматель – инноватор предпочитает делать нечто новое, разнообразное и лучшее.

Вывод: мотив достижения присущ и менеджеру и предпринимателю. Но у них разное отношение к власти: предприниматель – это лидер идеи, менеджер – лидер иерархии. Предприниматель исчисляет пригодность идеи они рассчитывают на чутье, а менеджер всесторонне анализирует. Предприниматель уставший становится менеджером и редко наоборот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.